Институт стратегического анализа
нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного
аналізу наративних систем
(ІСАНС)
Мы живем в конце времён,
и от этого становиться как-то спокойно на душе. Осознание сего действует
умиротворяюще. Что позволяет просто спокойно заниматься "своим делом".
Институт стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС)
является некомерческим общественным научно-исследовательским
просветительским структурным подразделением Ивано-Франковского
областного Благотворительного
Фонда "Меценат" (Свидетельство о регистрации от
17 мая 2005 г.).
С марта 2007 г. ИСАНС (директор - канд.филос.наук Олег
Гуцуляк) совместно с Институтом
постановки и решения неявных проблем (ИПРНП; директор
- канд.филос.наук Валентин Гринько) и Институтом
Трансцендентной Науки (Болгария/США, Institute of Transcendent
Science; директор - доктор философии Стефан Гайд) образует
Ассоциацию Институтов Высших Гуманитарных
Исследователей (АИВГИ).
Институт создан для:
— реализации системы базовых знаний премордиального
традиционализма;
— концептуальнойподготовки новой элиты.
"... В кожній державі та народі
є раса вища, творяча творчу роботу...
Нація в народі або державі складається
з людей вищої раси. Демократія добра, якщо нею забезпечено панування
нації... нація не співпадає ні зі станом, ні з класом" (Володимир
Вернадський, "Щоденники", журн. "Київська
старовина", 1993, №4)
Исследовательские приоритеты: премордиализм, метафизика,
философская антропология и интерпретация культуры, творчество
философов новой волны традиционализма, проблемы древних цивилизаций
Старого и Нового Мира, биоэтносоциогенез, историософия, мировоззрение,
метаполитика, геополитика, конспирология, экзегетика, герменевтика,
этимология, генетическая лингвистика и этнонимия, психоанализ
и аналитическая психология, мифологемы и идеологические системы
прошлого и нынешнего, феномен литературы жанра фэнтези, субкультуры,
девиантное искусство, актуальный литературный процесс, музыка
и т.д.
Институт стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС)
представляет собой коллектив ученых, объединенных общим стремлением
хранить и развивать лучшие традиции отечественных и европейских
гуманитарных наук. Нитями преемственности ИСАНС связан с так
называемым "Станиславским (Ивано-Франковским) феноменом"
(школой) 80-90-хх гг. ХХ в., который также был свободным творческим
содружеством писателей, художников, журналистов и ученых-гуманитариев
разных специальностей; многие сотрудники ИСАНС были участниками
этой школы. Научной атмосфере ИСАНС присущ плюрализм интересов
и точек зрения. Сотрудники Института не озабочены установлением
единомыслия, но ценят именно многообразие идей, подходов
и мнений, соревнование между которыми должно способствовать
развитию науки.
В самом общем плане предметом научных исследований в
ИСАНС является целостный подход к истории мировой культуры во
всех её проявлениях — от архаики до «высоких» цивилизаций Европы
и Азии, включая изучение современных процессов (от «низовых»
городских традиций до изысков постмодернизма, при этом понятие
культуры трактуется очень широко. Оно не только поглощает понятия
социума, государства и цивилизации, но в его рамки, в духе Т.
Куна, вмещаются и точные науки), а также методология культурологического
(в широком смысле слова) анализа. С этой проблематикой — с общими
вопросами философии и методологии гуманитарного знания — так
или иначе связана работа большинства сотрудников института (И.В.
Козлик, Ф.Н. Фомин, О.Б. Гуцуляк, В.П. Будз, О.Б. Радченко и
др.). Также Институт чтит память и продолжает воплощение
научно-методологических и моральных принциповучёных,
наставников и педагогов, безвременно покинувших нас, как
вот: проф. Л.И. Киличенко, проф. Д.С. Бабишин, доц. Ю.И.
Султанов, проф. М.Г. Стельмахович, проф. В.Т. Полєк, доц. И.И.
Коваль, проф. А.С. Григорьев, проф. Я.А. Баран, доц. А.Р. Филиппова,
доц. З.Л. Новицкий, доц. А.В. Рубликов, доц. В.А. Духнич
и др.
В любом трудном деле не обойтись без гипотез. В силу этого,
институт будет вести работу по научному осмыслению гипотез,
как имеющих фактологическую и логическую основу, так и откровенно
фантомных и политически конъюнктурных. Мы исходим из того, что
ошибка стимулирует поиск правды. Мы предоставляем желающим нашу
интернет-площадку для презентации своих концепций и проведения
дискуссии.
Результаты исследований публикуются в индивидуально-авторских
и коллективных монографиях, в различных журналах и сборниках,
а также в специальных периодических и продолжающихся изданиях
(в журналах "Труды по нарративным системам: Ученые записки
ИСАНС", "Плерома", "Ї", "Людина
і політика", "Галичина"; в сборнике "Вісник
Прикарпатського університету. Філософські та психологічні науки",
"Збірник наукових праць: Філософія, психологія, соціологія";
в студенческой серии "Евріка"; в серии "Традиция
и современность".
Институт регулярно организует различные семинары и научные
форумы (конференции, круглые столы и т. д.), в которых принимают
участие сотрудники Института, преподаватели, докторанты, аспиранты
и студенты, а также коллеги из других научных и учебных учреждений.
Институт работает в тесном взаимодействии с другими
институтами, факультетами и кафедрами Прикарпатского университета
и нередко выступает координирующим центром научных исследований.
Поддерживаются регулярные связи с институтами Национальной
академии наук Украины, а также с рядом университетов и научных
центров — и в нашей стране, и за рубежом: в России, Болгарии,
США, Германии, Италии, Великобритании и в других странах.
Как многие исследовательские центры, Институт с самого своего
создания ориентируется на многообразные перспективы и возможности
международного научного сотрудничества. Подобного рода
ориентация не только реальна, но и естественна, поскольку
в саму концепцию Института заложена идея универсальности рационального
знания в области гуманитарных наук, а в формулировке проблематики
своих программ ИСАНС всегда исходит из принципиального синтеза
зарубежных и отечественных исследовательских традиций.
Институт имеет как формальные внутренние подразделения (отделы:
изучения парадигм традиционных культур, векторного анализа
динамики перманентных систем, логики развёртывания стратегий
праксиса, концептуализации процесса прагматики, естествознания,
информационно-издательский), так и "неформальные",
а именно: для осуществления тех или иных конкретных программ
сотрудники объединяются в более или менее долговременные
творческие группы. Постоянными рабочими объединениями
являются группа «Группа исследования основ изначальной
традиции» (руководитель — О.Б. Гуцуляк), семинар "Девиантное
искусство" (руководитель - Р. Шевцив), семинар
«Топонимия в межцивилизационном контексте» (руководитель
— П.П. Дрогомирецкий), семинар "Современный украинский
литературный процесс" (руководитель - Є.М. Баран),
семинар "Украинская политическая культура: История
и современность" (руководитель - И.П. Макаровский),
семинар "Этноботаника Карпат" (руководитель
- Я.Д. Гладун) и др.
В ИСАНС работают представители нескольких поколений. В числе
сотрудников Института — и крупнейшие ученые-гуманитарии
Украины, и исследователи, не так давно проявившие себя на научном
поприще. Подобный состав Института, а также участие в его работе
докторантов, аспирантов и студентов Прикарпатского национального
университета (г. Ивано-Франковск) и других вузов, способствуют
сотрудничеству поколений в науке и преемственности традиций.
ИСАНС использует также институциональную форму "ассоциированных
исследователей/преподавателей", которая позволяет вести
исследования и читать курсы в Институте известным украинским
и иностранным исследователям и преподавателям, не обязательно
имеющим дипломы и звания.
"Для
самоосвіти громадян державними органами, підприємствами, установами,
організаціями, об'єднаннями громадян, громадянами створюються
відкриті та народні університети, лекторії, бібліотеки, центри,
клуби, теле-, радіонавчальні програми тощо "
(Стаття 49 Закону України "Про освіту")
Институт продолжает традицию европейских
"институтов дополнительного профессионального образования"
(где представлены исключительно социальные и гуманитарные науки),
в которые принимаются люди с высшим образованием, обладатели
интеллектуальной компетентности, и целью этих институтов является
накапливание критической массы выпускников (которые как ученые
формируются и в даном институте, а не только на кафедрах огромных
факультетов и университетов "гумбольдтовского типа")
и исполнение функций своеобразной зоны обмена знаниями.
Например, таким учреждением стала в послевоенной Франции финансируемая
Фондами Рокфеллера и Форда Высшая школа социальных наук
(Ecole des hautes etudes en scienes sociales - EHESS; вначале
- секция социологических наук Высшей практической школы),
среди сотрудников которого можно обнаружить немало имен, которые
впоследствии приобрели мировую известность (Ф. Бродель, Ж. Гурвич,
А. Койре, Л. Леви-Брюль, Г. Ле Бра, К. Леви-Строс, Л. Февр,
Ж. Фридман, Р. Барт, Ж.-П. Вернан, П. Видаль-Наке, П. Бурдьё,
Ж. Деррида). Аналогичными концептуальными организациями
являются Дом наук о человеке(Maison des sciences
de l'Homme - MSH), международная сеть филиалов Университета
"Новый Акрополь", "Thule-Seminar",
а в постсоветской России -Новый университет "Арктогея",
Академия Тринитаризма, Европейский университет, Школа
"Языки русской культуры", Московская высшая
школа социальных и экономических наук (Российско-британский
поствузовский университет) и т.д.
Их ориентация на практическое освоение знаний, а не на лекционные
курсы (сведенные к минимуму), облегченная система экзаменов,
допуск к занятиям без ограничений гражданства и возраста, карьерная
открытость для целого ряда обладателей периферийных позиций
составляет противоположность университету "гумбольдтовского
типа" с его отвлеченной программой, жесткой многоуровневой
экзаменационной системой, карьерой бюрократического типа и тенденцией
к "торговле дипломами", а не знаниями. Также существующие
в украинском культурном пространстве Украинский свободный
университет (Український вільний університет)
в Мюнхене и ряд других, однако, тяготеют к "университетской
тенденции", избрав за образец французскую Свободную
Высшую Школу (Ecole libre des hautes etudes)
в Нью-Йорке. При этом в США особенно активно в сфере высшего
образования и наукидвижение "За критическое мышление",
нацеленное на устранение недостатков традиционной парадигмы
образования за счет введения курсов, развивающих саморефлексивный
компонент мышления.
Иными словами, ИСАНС является элементом новой научно-образовательной
парадигмы, которая противопоставляется традиционной - информативной.
Новую парадигму именуют по-разному - "рефлексивная",
"исследовательская", "активистская", "проблемно-центристская",
"критическое мышление" и т.п. Суть её состоит
в смещении основного акцента с усвоения объема информации на
"раскрутку мозгов". Образно говоря, новая парадигма
советует, отправляясь в путешествие, не набивать рюкзак только
готовым знанием, а захватить с собой мыслительные орудия, позволяющие
ориентироваться в любом месте при решении любых задач. Но, по
существу, ИСАНС реабелитирует и возвращает тип учёного,
который в Германии принято называть Gelehrter - университетски
образованного и мыслящего широкими категориями, противоположного
типу "делового ученого" (когда научные разработки
сосредотачиваются вокруг конкретных, чаще прикладных проблем,
а учёные не столько преподают, сколько работают над проектами
разнго рода, встечаются между собой на конференциях, а не на
собственно университетских мероприятиях, а престиж учёного зависит
от того, сколько он имеет грантов, а не от блеска и глубины
его лекций).
Кроме того, ИСАНС ставит перед собой задачу формирования
личности-интеллектуала. Интеллектуал — это тот, кто отвечает
за плоды своей умственной деятельности, а интеллигент — тот,
кто не отвечает. Мол, мы тут подумали, что-то решили, но
мы за это не отвечаем. Мы выступаем против профанирования знания
и статуса интеллектуала в обществе. В этом смысле трудно не
согласиться с К. Ясперсом, который писал: "Подлинная
наука является аристократическим занятием тех, кто сам посвящает
себя этому. Исконное желание знать, которое единственно предотвратило
бы кризис науки, - свойство отдельного человека и осуществляется
им на свой страх и риск. Теперь, правда, считается невероятным,
если человек посвящает свою жизнь научному исследованию. Но
это никогда и не было делом толпы. К науке причастен лишь тот,
даже если он применяет ее как профессию на практике, кто по
своей внутренней направленности является исследователем. Кризис
науки - это кризис людей, который охватил их, когда они утратили
подлинность желания узнать" (К. Ясперс. Смысл и
назначение истории. М., 1992, с. 372). Формировать интеллектуала
профессор А.В. Чичерин предлагал следующим образом: чем меньше
студент-гуманитарий будет читать учебники и учебные пособия
и чем больше - доступные ему исследования, тем высшей будет
наша гуманитарная культура (Чичерин А.В. Идеи и стиль. О
природе поэтического слова / 2-е изд., доп. - М., 1968. - С.4).
Институт издает ряд журналов, бюллетеней ("Нарратив",
"Плерома", "Мезоевразия") и интернет-сайтов
("Мезогея", "Туле-Сарматия", "Золотой
грифон", "La Nazione Eurasia - Ucraina"),
поскольку именно журналы являются более динамичными агентами
изменения науки, чем любые другие научные учреждения, они являются
образованиями, наиболее открытыми для реализации поливалентного
и полицентричного модуса развития науки - они легче вовлекают
новых участников, транслируют противоречия и конфликты, а тем
самым и могут поддерживать всегда потенциально конфликтное,
но столь важное для науки наличие противоречий. При этом столкновения
авторов в одном журнале имеют последствия прямо противоположные
конфликтам в лаборатории или на кафедре - они только делают
журнал продуктивнее и интереснее для читателя. Журналы являются
новыми местами знания, они не просто служат переносчиками
информации - вокруг них идет работа научного производства. При
этом журналы являются продуктивными зонами обмена знаниями,
так как определённым образом являются независимымы от университетских
кафедр и институтов, относительно свободными от непосредственного
контроля узких групп научных интересов, могут привлекать авторов
разных направлений или становиться форумом для столкновения
противоположных взглядов и "торговым местом" для новых
знаний (аналогом современных технопарков и "инкубаторов",
но для гуманитарного знания). Кроме того журналы в силу своего
предпринимательского характера оказываются местом встречи не
только различных групп, но и разных социальных миров: учёных,
предпринимателей, переводчиков, журналистов, педагогов, психологов,
читающей публики. Также в этой своей деятельности институт ориентируется
на европейскую традицию альтернативной
институциализации интеллектуальных предпочтений -
журналы в условной дисциплинарной привязкой, как, например,
"Журнал исторического синтеза" ("Revue de
la synthese historique"), "Анналы/Труды социальной
и экономической истории" ("Annales/Melanges d'histoire
economique et sociale"), "Аретуза/Документы: Доктрины.
Археология. Искусство. Этнография", "Нувель эколь",
"Элементы", "Новый Акрополь", "Атеней",
"Ї" и др.
Естественно, сама эволюция университетских структур и участие
университетских преподавателей в функционировании ИСАНС сглаживает
острое противостояние между "консерватизмом" и "альтернативой",
а эфект выравнивания затронет и сам ИСАНС, где сформируется
внутреннее членение и иерархия, отчасти воспроизводящие общие
с университетским миром модели (старшие и младшие, "мыслители"
и "исполнители"). Естественно, что внутри ИСАНС, но
также и помимо его, будет продолжаться деятельность различных
научных и культурных ассоциаций, будут создаваться новые журналы
и институции. Но ИСАНС должен стать
образцом при создании
государством новых культурных инстанций (институты, "места
встреч", резиденции интеллектуалов и людей искусства и
литературы). Также институциональная модель ИСАНС является лучше
приспособленной к неблагоприятной экономической и политической
коньюктуре, нежели крупные академические комплексы на полном
государственном обеспечении. В текущей жизненной ситуации сохраняется
риск победы "консервативных" фракций академической
и государственной администрации, которые готовы устранять междисциплинарные
исследовательские институции в пользу "насущных нужд"
образования, то есть вернуться к существенно более консервативной
модели единого университета. Однако им противостоит мобилизованное
большинство исследователей, для которых установку на работу
вне дисциплинарных границ - уже не героическая надежда, а элемент
здравого смысла, реализованный в собственных текстах, а также
собственное рабочее место в рамках научной институции.
"Національне
виховання в Українській державі має бути спрямоване на формування
у молоді і дітей світоглядної свідомості, ідей, поглядів, переконань,
ідеалів, традицій, звичаїв, інших соціально значущих надбань
вітчизняної і світової духовної культури"(Державна
національна програма "Освіта" ("Україна ХХІ століття").
"Содержание образования должно
соответствовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными
и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих
подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный
выбор взглядов и убеждений"(Статья
14 Закона Российской Федерации "Об образовании", от
10 июля 1992 года).
Талисманом
ИСАНС является ракушка(мушля), символизирующая
изначальную (премордиальную) традицию.
Эмблемой
ИСАНС является символ единства обеих начал человечества,
объединенных священным огнем знания под благословением изначальной
традиции.
КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ
(Витяг)
Стаття 41.
Кожен має право володіти, користуватися
і розпоряджатися своєю власністю, результатами своєї інтелектуальної,
творчої діяльності. …
Стаття 54.
Громадянам гарантується свобода літературної,
художньої, наукової і технічної творчості, захист інтелектуальної
власності, їхніх авторських прав, моральних і матеріальних інтересів,
що виникають у зв'язку з різними видами інтелектуальної діяльності.
Кожний громадянин має право на результати своєї інтелектуальної,
творчої діяльності; ніхто не може використовувати або поширювати
їх без його згоди, за винятками, встановленими законом. ...