статья
http://rowan-ring.livejournal.com/
ТРОЛЛИ В СКАНДИНАВСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Магистр философии Камилла Асплунд Ингемарк защитила докторскую
диссертацию по теме традиционных лесных троллей. Камилла изучала
этот предмет шесть лет. Работа описывает мир троллей в соответствии
с народными верованиями шведоговорящих финнов.
Первое упоминание о троллях появилось в шведско-язычном фольклоре
в середине 19го века. До этого сказки передавались изустно из
поколения в поколение.
Сказки о троллях в ареале распространения скандинавских языков
связаны одна с другой. Разные культурные окружения трансформировали
их в различные формы, но при это оставили те же сюжеты.
Атмосфера страха и угрозы присутствует в сказках о троллях. В
сельской местности, в основном, влюбленных пугали троллями для
того, чтобы они оставались верны друг другу и продолжали выбранный
путь. В соответствие с народными верованиями, тролли могли превратиться
в прекрасную девушку или дарить украденные вещи как подарки.
Если крестьянин исчезал в лесах, люди говорили, что тролли забрали
его. Если же он возвращался домой, то троллей уже не боялись:
заклятье действовало моментально, если кто-то только подумывал
о том, как бы сбежать от троллей. Поэтому убежать могли только
очень хитрые и ловкие.
Люди древности перенесли свою боязнь троллей и в рамки христианства.
По словам Камиллы Асплунд, важно помнить, что сказки о троллях
продолжали рассказываться и в христианском окружении. Письменные
документы подтверждают, что люди воспринимали истории о троллях
и библейские притчи в одинаковом ключе.
И христианские, и языческие истории описывают отношения между
человеком и сверхъестественными силами. Фольклор и христианские
притчи и рассказы повлияли друг на друга.
Камилла Асплунд Ингемарк использовала интертекстуальные теории
в своей работе. Она сравнила стиль и содержанме народных сказаний
и библейских историй. Мир троллей напоминает Эдемский сад или
Рай. Тролли живут, не нуждаясь в ежедневном труде, и без заботы.
В изучаемый Камиллой период послание христианства играло определяющую
роль в жизни обычных людей. Это было слышно в притчах, песнях
и подтверждено студентами. Христианская литература получила широкое
распространение.
***
Очень надеюсь, что госпожа Ингемарк использовала в своей работе
материалы баллады «Herr Mannelig» и образ скандинавской
красавицы-троллихи (что, кстати, довольно странно звучит) skograet.
К слову – это уже мое личное наблюдение – в скандинавских
языках колдовство связанно именно с троллями. Очевидно, альвы
колдовать не умели. Это очень легко просматривается, если
открыть шведский или норвежский словарь. Притом, тролли связаны
не только с колдовством (как с плохим, так и с хорошим), но и
с эпитетами «внезапный», «вероятный», «вероломный». И что совсем
уж примечательно – с любовью и помолвкой.
Trolig - вероятный
Troligen - вероятность
Troll – тролль, злой человек, ведьма
Trolla - колдовать
Trolla bort - исчезнуть
Trolla fram – вызвать чудом
Trollbrygd – колдовской напиток, любовное зелье
Trolldom – колдовство, ворожба
Trolleri – волшебство, трикстерство, фокусы
Trollkarl – волшебник, колдун, чародей
Trollpacka - ведьма
Trollslag – внезапно, неожиданно
Trolova sig - обручиться
Trolovning – обручение, помолвка
Trolsk – волшебный, чарующий
Trolos - вероломный
Trolosnet - вероломство