НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

THERION: путь от дэз-метал к симфонии

Симфоническая сенсация
(Это интервью вы можете прочитать в "Legion"#5'1997)


--------------------------------------------------------------------------------

Немного существует на этой планете команд, так часто и одновременно результативно меняющих свои привязанности и стиль исполняемой музыки, как это делает шведский THERION. Неслыханная амбициозность, неординарность и, прежде всего, иммунитет ко всем модам и тенденциям окружения. Новый CD Theli стал сенсацией '96-го и претендует на звание переломного момента в металической музыке: симфонический мегаблокбастер, записанный при участии профессионального хора немецкого телевидения и академического оркестра. Кристофер Джонсон, ядерный реактор THERION, на удивление подробно ответил на несколько наших вопросов.


--------------------------------------------------------------------------------

Слушатели воспринимают музыку такой, какая она есть, не задумываясь над тем, скольких усилий стоило ее создателям достижение общего эффекта. Сочинение музыки, репетиции, написание текстов, работа в студии, живые концерты: сменяющиеся этапы тяжелой работы...

- Меня больше привлекает работа в студии. Сегодняшний стиль THERION своей широтой выходит далеко за структуру хэви-метала, и на концерте мы никогда не будем в состоянии достичь такого же эффекта, такой полифонии как на диске. Только в студии можно было достичь полной слаженности такого большого коллектива, только там мы имели полный контроль надо всем, имели возможность бесконечно повторять любую партию.

Theli открывает новые дороги в метал-музыке, и, если не ошибаюсь, работа с симфоническим оркестром была твоей давней мечтой?

- Еще в период работы над Symphony Masses... у меня появилась эта идея, и ее реализация тормозилась лишь организационно-финансовыми факторами. Почти весь последний год я провел в Берлине, улаживая сотни вопросов, от бронирования подходящей студии до переговоров с руководством второго телеканала (ZDF). Еще чуть-чуть, и я заговорю по-немецки, ха-ха!

При работе над Lepaca Kliffoth ты уже работал с людьми связанными с оперой, на Theli ты решился на целый хор... Видимо нелегко работать с таким количеством людей, когда только ты один знаешь что тебе надо...

- На Theli можно услышать два хора, один — это «Хор северного немецкого радио», звучащий на большинстве трэков, второй называется «The Siren». Не скажу, что это было легко, но в обеих хорах работают профессионалы, все мои замыслы , подсказки и советы были соответственно восприняты. Было тяжело, но сейчас с удовлетворением могу сказать, что это стоило того. Исполнилась моя мечта. Я никогда не допускал даже мысли, что какой-либо лэйбл решится доверить мне 60 тыс. марок на запись подобного альбома.

Theli часто рекламируется как «самый симфонический альбом в истории музыки»... Ты согласен с этим?

- В этом достаточно много правды. Лично я не слышал альбома, сравнимого с Theli в этом смысле. Безусловно, я говорю только и исключительно о рок-музыке, т.к. трудно сравнивать наш альбом с каким-либо классическим произведением. Так что я в целом согласен — это просто констатация факта.

THERION иногда называли «CELTIC FROST 90-х»...

- Почему нет? В прошлом нас в самом деле можно было сравнивать с C.F. CD Lepaca Kliffoth был под большим влиянием этой группы, а именно альбома Into The Pandemonium. Но наши последние дела далеки от стиля швейцарцев...

Пять лет назад почти каждая группа называла свою музыку death-металом, плевав при этом на другие стили. Сейчас можно наблюдать обратное явление открещивания от death, и резкий уклон в другие жанры. Что ты можешь сказать, проецируя ситуацию на THERION?

- Я ненавижу эту новую моду отхода групп от death! Это смешно: они начинают играть то, что популярно сию минуту, утверждая, что death metal им не интересен. Я не открещиваюсь от брутальной музыки, хотя, безусловно, то что сейчас играет THERION таковой не назовешь. Наши два первых альбома были действительно death, но и тогда в них было так много разнообразных наворотов, что, собственно, их можно было отнести к другому стилю (?!? - ред.). Например трэк «Megalomania» (1-ый CD) — это стилистика Джимми Хендрикса, вплетенная в дэз-метал, что уже не дает возможности однозначного определения стиля. Почти каждая вещь THERION, и тогда, и сейчас - это эксперимент, обозначенный стилистикой death — его характерной продукцией, низконастроенными гитарами и т.д. Изменения, произошедшие в THERION, являются только и исключительно результатом естественного развития группы. У нас никогда не было ситуации, чтобы кто-то из членов состава сказал: «окей, сыграем что-нибудь полегче, а то дэз-метал мне надоел». Синтезатор мы применяли еще на 1-ом альбоме! Кроме нас на это тогда отваживался только NOCTURNUS. Ну а Theli надо воспринимать как целиком экспериментальный альбом.

Как по твоему, может ли death metal быть оригинальным в '96-м?

- Конечно! Таких групп немного, но они есть и будут! Не всегда их музыку можно назвать чистым дэз-металом, но, с другой стороны, не существует определения, что им является, а что нет. Очень оригинален AMORPHIS, продолжающий, несмотря ни на что, оставаться в рамках death-стилистики.

Наш журнал «неровно дышит» к антирелигиозным темам. Отсюда вопрос о твоих проблемах с так называемой «black metal mafia»?

- Это название не совсем адекватно тому, что делали люди с ней связанные. Это все достаточно абсурдно и отчасти является «заслугой» горе-журналистов, раздувающих сплетни о блэк-движении в Норвегии. Проблемы? Да их в общем-то и не было. Я наблюдал как несколько странных пассажиров жалким способом пытались меня устрашить. И если кто-то и поимел проблемы, то это именно они — один из них мертв, второй — в тюрьме, третья — пребывает в учереждении для опасных психов. Несколько других блэкарей-экстремистов также сидят за решеткой. Увы, есть много тинэйджеров, 15-16-летних, которые много говорят, не зная толком сами, о чем речь. Когда они немного повзрослеют, им будет стыдно за детские глупость и наивность.

После реализации 5-го альбома ты уже можешь обеспечивать себя только и исключительно музыкой?

- В основном — да. Я еще работаю на один лэйбл, но это занимает максимум час в день. Кроме того, я помогаю многим молодым, способным группам, финансирую их сессии записи, а затем продаю материал лэйблу, с чего имею комиссионные. Немного, но достаточно, чтобы заплатить за жилье, еду, пиво, купить десяток компактов и т.д.

SYMPHOMAN

 

THERION
Music of Astral Spheres
PAINKILLER ,2000

Вот уже более десятка лет прошло с тех пор, как Therion начал своё победоносное шествие по концертным площадкам и звукозаписывающим студиям, выплёскивая на публику высококачественную смесь тяжёлого рока и классической музыки. И хотя в наши дни такими вещами уже никого не удивить, этот шведский коллектив с каждым альбомом только набирает обороты. Пожалуй, основная причина этого кроется в том, что Therion всегда успевает всё делать на год раньше своих коллег по жанру. За это его и любят.

Для начала не мешало бы немного углубиться в историю Therion, так как многочисленные социологические опросы показывают, что некоторые поклонники этой группы даже не подозревают, где и как, собственно, всё началось. Тем териономанам, которые считают себя достаточно эрудироваными в данной области, я посоветовал бы продолжить чтение с середины статьи.

Кристофер Джонссон, являющийся основателем Therion, его идейным вдохновителем, автором почти всей музыки и целой тучи текстов, свою карьеру музыканта начинал ещё в 1987 году, как скромный бас-гитарист. Создав с друзьями группу, получившую оригинальнейшее название Blitzkrieg, Джонссон и компания принялись за штудирование основных фишек Celtic Frost, Venom, Metallica и Motorhead. Просуществовав около года, и не оставив после себя ничего, за исключением подвальных репетиционных записей с соответствующим канализационным качеством, группа приказала долго жить. Без дела Кристофер долго не сидел и, предварительно заменив бас на гитару, сколотил новую команду. На этот раз за основу был взят злой дэт-метал, который в то время только начинал набирать обороты. С названием Джонссон мучиться долго не стал, стянув его с одного из альбомов Celtic Frost - "To Mega Therion". Порывшись затем в англо-шведских словарях, перевода этого слова юный Крис так и не отыскал, однако название звучало так клёво, что придумывать другое ему не хотелось. Лишь много лет спустя, он узнал, что Therion, оказывается, слово греческое. На русский язык оно переводится примерно как "животное" или "зверь". Подозреваю, что при переводе на шведский, его смысловое значение не искажается. Однако мы немного отвлеклись от темы.

Итак, дебютный альбом, получивший название "Of Darkness" достиг музыкальных магазинов в 1990 году. Даже самые скрупулёзные слушатели не найдут на этом диске ни малейшего следа даже самого ржавого фаготика. Первый альбом Therion представлял из себя обыкновенный, но качественный, дэт-метал. Хотя ничего принципиально нового на альбоме не было, группа приобрела некоторую известность в своём регионе.

Следующий альбом "Beyond Sanctorum" был выпущен в конце 1991 года и стал одним из самых оригинальных альбомов в своём стиле. Песенные структуры стали более сложными, а для разнообразия, музыканты разбавили свою музыку партиями клавиш и женского вокала. Это был лишь первый шаг в направлении, которое избрал для своей группы Кристофер Джонссон.

1993 год ознаменовался выходом настоящего шедевра, называвшегося "Symphony Masses: Ho Drakon Ho Megas". Помимо, ставших уже обычными, вещей типа женского вокала и клавишных аранжировок, на "Symphony Masses" присутствовало много элементов восточного фольклора. Альбом имел сумасшедший успех, окончательно выделив Therion из огромной массы заурядных шведских дэтстеров.

Выдержав паузу в полтора года длиной, во время которой коллектив много гастролировал, Therion записывают в 1995 году новый диск "Lepaca Kliffoth", в довесочек к которому выпускают мини-альбом "The Beauty in Black". Группа всё больше удаляется от дэт- метала, уступая веяниям фольклорной и классической музыки.

Наконец наступил 1996 год, который явился переломным в истории Therion. Давно зревший в голове Криса план по поводу создания металлической оперы имел теперь все шансы воплотиться в реальность. Репутация группы позволяла Джонссону диктовать дирекции Nuclear Blast Records свои условия. Проведя соответствующие переговоры и поставив компанию на фантастическую сумму денег (примерно 45.000 долларов), он приступил к осуществлению своего проекта, для чего задействовал Бармбекский Симфонический Оркестр, Хор Немецкого Радио и женский Хор Сирен. Дальше всё пошло как по маслу. Сотни концертов по всему миру, мини-альбом "A'arab Zaraq Lucid Dreaming" 1997 года, напичканый коверами любимых групп и, наконец, "Vovin". Альбом, который подвёл черту в дэтовом прошлом группы, а также и в использовании солирующего вокала вообще. Крис окончательно закрепил эту обязанность за хором.

Вышедший пару месяцев назад миньон "Crowning of Atlantis", на который вошли ковер-версии и ранее не издававшиеся вещи, продолжает традицию "A'arab Zaraq Lucid Dreaming". Правда, ещё задолго до того, как альбом достиг музыкальных лотков, критики вовсю уже трубили об отсутствии в его звучании оригинальности и новизны. Впрочем, сам Кристофер и не отрицает этого: "Я слышал подобные высказывания ещё в то время, когда появился "A'arab Zaraq". И тогда же, между прочим, я уже обращал внимание музыкальной общественности на то, что это подарок всем фэнам Therion. Не больше, не меньше. То же самое можно сказать и про "Crowning of Atlantis". У меня были кое какие нареализованные идеи, которые желательно было воплотить в жизнь до выхода следующего альбома. Прослушаете внимательно те композиции, которые попали на миньон, и вы заметите схожесть их звучания с материалом "Vovin". Это, кстати, одна из главных причин, по которой я решил, что целесообразней будет выпустить эти вещи на EP. Ведь я уже много раз говорил, что два одинаковых диска Therion вы никогда не услышите. Помимо этого, надо же было куда-то девать три песни в концертном исполнении".

Звучит резонно, учитывая, что на живом выступлении группы был далеко не каждый, а прослушивание большей части бутлегов Therion сравнимо лишь с удовольствием, получаемым в процессе проктологического обследования. И хотя, вошедшие на "Crowning of Atlantis" три концертные композиции имеют отменное качество звучания, Крис считает что атмосферу концерта не сможеть передать никакая запись. С другой стороны, не каждый фэн Therion имеет возможность посетить выступление любимого коллектива, а сам коллектив не настолько независим, чтобы кататься по всему миру, посещая те места, какие только вздумается.

"Я получаю письма со всех концов земли," - объясняет ситуацию сам Джонссон. "Из России, Турции, Румынии, США... Люди спрашивают, когда они смогут увидеть Therion у себя в стране. К сожалению, я ничего не могу обещать, потому что организацией концертов занимаюсь не я, а наш менеджмент. К тому же, здесь имеет значение уровень продаваемости наших альбомов в определённом регионе. Например в России спрос на пластинки Therion весьма ощутим. Поэтому, если в Москве, Санкт-Петербурге или каком-нибудь другом крупном городе найдутся серьёзные люди, способные оказать нам поддержку, мы немедленно откликнемся на предложение".

Вернёмся, однако, к альбому, на котором засветилась такая яркая личность, как Ральф Шиперс из Primal Fear. Как известно, Шиперс уже помогал Кристоферу год назад, когда исполнил вокальные партии на одной из песен "Vovin". Сам Крис говорит по этому поводу следующее:

"Наша совместная работа над "Wild Hunt" настолько впечатлила меня, что я не смог подыскать для исполнения "Crazy Nights" и "Thor" никого лучше Ральфа. У него великолепный голос, как нельзя лучше вписывающийся в музыку этих двух песен. Сказать, что я доволен результатом, значит ничего не сказать. Получилось просто ошеломляюще! Ральф Шиперс очень толковый певец, схватывающий буквально всё на лету. Надеюсь, наше сотрудничество будет продолжаться".

К слову сказать, сам Ральф придерживается такого же мнения, считая Кристофера одним из самых талантливейших и неординарных композиторов в среде тяжёлого рока. Нужно отметить, что скромностью бог Джонссона не обделил и тот, часто слыша подобные заявления, только разводит руками:

"Честно говоря, не вижу в моих вещах ничего сверхгениального. Я просто перекладываю те идеи, которые изначально рождаются у меня в голове, на гитарный гриф. Затем добавляю аранжировки и текст. Остаётся только записать всё это дело в студии!"

Говоря о текстовом содержании песен Therion, нужно отметить доминирование в них тем, касающихся магии и оккультизма. По словам Криса, он уже более восьми лет совершенствуется в оккультном искусстве, являясь членом магического общества Dragon Rouge (Красный Дракон). Так что более близкой для него темы наверное нет. Помимо этого, Джонссон проводит много времени за чтением различных книг, касающихся колдовских ритуалов и практической магии. Не меньшее внимание он уделяет и изучению кабалистических языков, изобретённых друидами и древними магами для своих заклинаний. Что касается его точки зрения на веру, то он не признаёт себя религиозным человеком:

"Я считаю, что большинство ныне распространённых вероисповеданий были изобретены с целью получения всецелого контроля над людьми, а также для того, чтобы дать невежам надежду на лучшую жизнь на том свете, взамен страданий на этом. Я же одинаково верю в существование как тёмной, так и светлой стороны бытия, которые не имеют ничего общего ни с добром, ни со злом, ни с человеческими понятиями о морали вообще. Что касается Библии и других священных книг, мне кажется, это больше исторические документы, в которых реальные события и лица перемешаны с древними легендами и мифологическими героями. Схожие сюжеты были во многих религиозных системах древнего мира, например в мифах Вавилона, Ханаана или Египта. На фигуру Иисуса Христа у меня тоже свой взгляд. Нет сомнения, что существовал маг, способный совершать всякие чудесные вещи, но наверняка со временем людская молва приписала ему много такого, чего он не делал. Ведь, прошло почти две тысячи лет, как-никак. Разумеется, в священных книгах есть много интересного, но не нужно слишком увлекаться ими, так как людям, чья голова забита книжными догмами лучше вообще не появляться на улице. Реальная жизнь имеет мало общего с буквами на бумаге. Конечно, это мнение субъективно, и я не собираюсь никого ни в чём убеждать. Каждый волен сам найти истину и своё место в жизни. Моё призвание - создавать музыку, которую я люблю. Даже если наши мировоззрения разнятся, в этой области у меня с моими поклонниками расхождений нет".

Такой вот он непростой человек, этот Кристофер Джонссон. Думаю, что в этой статье мы уделили ему достаточно места, так что вряд-ли имеет смысл добавлять что- либо ещё. Тем же людям, которые до сих пор не имели счастья приобщиться к музыке Therion, настоятельно рекомендую сделать это поскорее.


Алекс Плотников

 

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz