Институт
стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)
статья
Происхождение греческой философии и восточная
традиция: проблема влияний
М.М. Шахнович
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 258 — 265.
[258]
Книга М.С. Кагана «Введение в историю мировой культуры», посвященная
закономерностям культурогенеза и истории культуры древних цивилизаций,
заставила задуматься над тем, что одной из важнейших методологических
проблем современных культурологических исследованиий по-прежнему
остается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии различных культурных
традиций. В этом аспекте интересно рассмотреть соотношение греческих
и восточных корней античной философии.
Еще в глубокой древности возникло мнение о том, что греческая философия
имела своих предшественников на Востоке. Диоген Лаэрций писал:
[259]
«Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые
у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян
— халдеи, у индийцев — гимнософисты… Египтяне уверяют, что начинателем
философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила»
(DL I, 1) [1]. Диоген замечал далее, что «приписывать варварам
открытия эллинов» — большая ошибка, что философия, «само
имя которой чуждо варварской речи», происходит у эллинов от
Мусея, который, по преданию, первым учил о возникновении богов,
а также от легендарного певца Лина, который был сыном Гермеса и
музы Урании, покровительницы философии.
Древние греки были склонны выводить начала своей религии, искусства,
науки, философии и, даже, происхождение знатных родов с Востока.
Так, брат похищенной Зевсом Европы Кадм, согласно мифу, стал не
только основателем Фив и родоначальником фиванской династии, но
и тем, кто принес письменность в Элладу. В одном из диалогов Лукиана
Философия сама повествует о том, что сначала она посетила брахманов
Индии, жрецов Египта и Вавилона, скифов и фракийцев, только затем
послала к эллинам Орфея.
До сих пор не существует единодушного мнения у историков естествознания
и философии в вопросе о том, были ли греки первооткрывателями философии
и науки или они продолжили дело, начатое более древними цивилизациями
Востока [2].
Еще в конце XVIII века в Германии Якоб Геррес опубликовал труд
«Пантеум древнейшей натурфилософии», в котором утверждал,
что все философские системы древности в основном совпадают, ибо
существовал древнейший резервуар восточной премудрости, из которого
все черпали свои идеи и знания. Тогда же появилась красивая фраза,
отрицающая оригинальность греческой мысли: «В философском букете
Эллады — египетские лотосы, индийские орхидеи, персидские розы и
пахучие травы других стран Востока». В XIX веке многие историки
философии искали генезис греческой мудрости в восточных мифах. Е.
Рот предполагал, что Фалес привез свое учение из Египта, а Л. Шредер
считал, что — из Финикии. Р. Гарбе писал, что Пифагор заимствовал
свою философии из Индии, а П. Коньетти — из Китая. Ф. Кейзер утверждал,
что взгляды Гераклита сформировались в Персии, а П. Тейхмюллер —
в Египте. Л. Мабильо полагал, что Демокрит вывез теорию атомов из
Индии, а Киапелли — из Мидии.
Особенно отстаивал восточное происхождение досократовской философии
А. Гладиш в книгах «Пифагорейцы и китайцы», «Элейцы и индийцы»,
«Эмпедокл и египтяне», «Гераклит и Зороастр», «Анаксагор и изра-
[260]
ильтяне» и др [3]. Он превратил досократовскую философию в лосткутное
одеяло, сшитое из религиозных учений пяти различных народов. Указывая
на аналогии между воззрениями досократиков и древневосточных философов,
Гладиш не упоминал об их отличиях, полностью отрицая самобытность
греческой философии и доведя до абсурда идею греков о том, что в
чаше их философии содержится немало капель восточной мудрости.
Радикальность тезиса «Свет с Востока» вызвала к жизни другой
тезис: «Все — из Эллады». Так английский историк античной
философии Дж. Бернет в книге «Греческая философия от Фалеса до Платона»
(1924) отмечал, что нам свойственно приуменьшать оригинальность
греков, хотя наука не существовала в древнем мире нигде и никогда,
кроме как у народов, находящихся под греческим влиянием. В 1925
году Т. Хопфнер опубликовал труд «Восток и греческая философия»,
в которой утверждал, что только эллины создали науку и философию
[4]. Он писал, что все предания о восточных учителях, обучавших
греков, недостоверны и возникли не ранее, чем в III веке до н.э.
К ним следует относиться так же, как и к сообщению о поклонении
восточных мудрецов Христу, или к истории о том, что Демокрит
мог говорить на птичьем языке. Хопфнер отказывался принимать
в рассчет то, что свидетельство Геродота о путешествии Фалеса в
Египет относится к V в. до н.э., а свидетельства Исократа и Антифонта
о путешествии в эту страну Пифагора к IV до н.э. Именно с Египтом
у греков были особенно оживленные связи. Еще в VII в. до н.э. в
царствование Псамметиха I греческий язык широко проник в Египет.
Многие инженеры в Египте были из Ионии. Греческий город Навкратис
получил при фараоне Амасисе (563 — 525 г. до н.э.), женатом на гречанке,
торговую монополию по всему Египту. В свою очередь, египтеские жрецы
утверждали, подобно вельможе из египтеского сочинения «Путешествие
Унуамона», что «из земли египетской вышло искусство и учение»
[5].
Греки почти обо всех крупных философах рассказывали, что они побывали
в Египте. Геродот и Аристотель сообщали, что египетская геометрия
оказала большое влияние на возникновение этой науки в Элладе. Геродот
писал о Египте: «Там изобретена геометрия и оттуда она пришла
в Грецию» (История II, 109). Страбон также указывал, что геометрия
была создана египтянами, которым часто приходится перемерять свои
участки после раз-
[261]
ливов Нила. Исократ считал, что математические знания были переняты
греками у египтян. Евклид утверждал, что Фалес привез первые сведения
по геометрии из Египта. Он побывал у жрецов Мемфиса и Фив, нашел
способ опрелелять высоту пирамид, рекомендовал грекам при мореплавании
ориентироваться по Малой Медведице, подобно египтянам. Аэций указывал,
что после своих занятий философией, Фалес прибыл в Милет уже немолодым
человеком. Прокл и Ямвлих также полагали, что Фалес учился у египетских
жрецов. Плутарх сообщал, что Фалес именно у египтян выучился полагать
воду первопричиной и началом вещей. Известны предания о пребывании
Пифагора в Египте. Исократ в 391 г. до н.э. говорил, что Пифагор
распространил в Греции идеи, вывезенные из Египта. Современник Исократа
Антифонт писал, что Пифагор изучил египетский язык, участвовал в
обрядах в египтеских храмах и завез грекам философию из этой страны.
Интересно, что Гегель писал, что самое важное влияние на Пифагора,
учившего о перевоплощениях душ, имела его связь с египетским жречеством.
Этот вывод основан на мнении Геродота о наличии в Египте веры в
способность человеческой души перевоплощаться в тела животных. Известно,
однако, что сведения о восточных влияниях на учение Пифагора становятся
все более определенными со II н.э., т. е. прежде всего неопифагореизм
подчеркивал связь Пифагора с египетской религией. В IV н.э. создаются
повествоания о путешествиях и приключениях этого философа в странах
Востока.
Существовали мнения о глубоком знании древнеегипетской культуры
Анаксимандром, о связи с ней Гераклита, Ксенофана, Анаксагора и
Демокрита, прожившего, якобы, пять лет в Египте. Многочисленны свидетельства
о пребывании Платона в Египте. После смерти Сократа он будто бы
пробыл там 13 лет, слушая в Гелиополисе поучения верховного жреца
Сехнуфиса, а в Мемфисе — Эонуфиса. В I в. до н.э. жрецы Гелиополиса
даже показывали дом, где жил Платон. Любопытно, что существовало
предание о том, что Платон встречался в Египте с пророком Иеремией.
Сведения о связях древнегреческих философов с египетской культурой
вызвали к жизни теорию об абсолютной зависимости начала европейской
философии и науки от культуры Северной Африки. В 1915 году английский
профессор Дж. Эллиот-Смит опубликовал книгу «Переселение ранней
культуры», в которой уверял, что корни всех цивилизаций древнего
мира восходят к Египту. Его ученик У. Перри в труде «Дети солнца.
Происхождение магии и религии» (1923) пошел еще дальше. Он писал,
что древние египтяне во главе со своей знатью, носившей титул «дети
солнца», отправлялись в различные страны, чтобы искать там талисманы
из золота и драгоценных камней, будто бы обладающих чудесной силой.
Эти «дети солнца» и познакомили многие племена и народы с земледелием,
искусством плавки металлов, гончарным делом, шлифовкой камня, солнечным
культом, обы-
[262]
чаем мумификации умерших и различными религиозно-философскими представлениями.
В 1959 г. в Нью-Йорке была издана книга Г. Джеймса «Украденное наследие»,
в которой утверждалось, что истинными создателями греческой философии
были народы Северной Африки. Сократ, якобы, взял у египетских жрецов
выражение «Познай самого себя». Оно будто бы было начертано на той
стороне египетских храмов, которая была обращена к неофитам. Аристотель
же списывал из сочинений древнеегипетских жрецов все подряд. Все
культурные достижения, от календаря до архитектуры, были восприяты,
греками, якобы из Африки.
В начале XIX века предположения о египетской прародине эллинской
философии конкурировали с идеей ее индийской колыбели. Еще
в 1808 году Фридрих Шлегель в брошюре «О языке и мудрости индийцев»
назвал индийскую культуру источником высшей человеческой мудрости,
повлиявшим на древнегреческую философию. В 1819 году в Германии
вышла работа А. Рихтера «Христианство и древние религии Востока
или связи различных восточных понятий и слов религиозного характера
с таковыми же западными, главным образом, в связи с еврейскими,
христианскими и греческими философемами». Он объяснял наличие у
многих народов одинаковых религиозных верований и философских идей
тем, что родина их — древняя Индия. Рихтер полагал, что понятие
логоса проникло в Египет, Персию и Грецию из Индии. Л. Шредер
на основании существования в пифагореизме представления о переселении
душ утверждал в сочинении «Пифагор и индийцы» (Лейпциг, 1884), что
Пифагор учился у индийских брахманов.
В книге «Философия санкхья», опубликованной в Лейпциге в 1917 г.
Р. Гарбе писал, что число в качестве сущности всех вещей взято из
системы санкхья. Гарбе отождествил апейрон Анаксимандра с пракрити
санкхья, учение Гераклита о том, что «все течет», приравнивал к
учению санкхья о непрерывности изменения мира. Известны попытки
найти аналогии между взглядами древнеиндийских мудрецов и древнегреческих
философов: Канады и Фалеса, Патанджали и Зенона, Джаймини и Сократа,
Вьясы и Платона; идей Упанишад и воззрений неоплатонизма. Следует
признать, что особенно тесные связи установились между индийской
и греческой культурой после похода Александра Македонского в Индию.
Греческие названия стали широко употребляться в индийских сочинениях,
прежде всего, по астрономии. Индийцы считали греков основоположниками
этой науки. В начале ХХ века философы Западной Европы открыли для
себя существование индийской логики. Возникла полемика: одни считали,
что индийская логика произошла от греческой, другие — что эллинская
логика развивалась под влиянием индийской. Некоторые исследователи
отрицали наличие заимствований. Так В. Рубен писал, что сходство
между падартхами (категориями) в вайшешике и категориями Аристотеля,
между выводами ньяи и силлогиз-
[263]
мами Аристотеля объясняются сходством в развитии мысли. При этом
он отмечал, что углубленное изучение логических учений показывает,
что существуют лишь поверхностные аналогии, и учение Аристотеля
значительно отличается от индийского учения [6].
«Древняя Индия и Греция, столь различные во многих отношениях,
имеют в то же время так много общего, что можно предположить, что
и условия жизни в них были весьма сходными, — писал Дж. Неру. —
Строить исторические сравнения на скудных и порой противоречивых
данных весьма опасно, и это может привести к заблуждениям» [7].
Стремление доказать, что именно мудрецы древней Индии были духовными
учителями человечества, привело к возникновению различных фальсификаций.
Так в 1875 году в Париже была опубликована книга Л. Жаколио «Библия
и Индия», в которой говорилось, что не только греческая философия,
но и христианство имеют свои корни в Индии. Эти идеи в некоторых
кругах популярны до сих пор.
В начале ХХ века в связи с новейшими открытиями археологов гипотезы
о египетской и индийской прародине философии сменились предположением,
что Вавилон был колыбелью духовной культуры человечества. В России
Д.Н. Овсяннико-Куликовский искал следы вавилонского влияния в олимпийской
мифологии, в частности, в представлениях об Океане и хаосе. Р.Ю.
Виппер утверждал, что истоки иудейской и греческой религии были
в Вавилоне, что христианство возникло из вавилонской секты, а ислам
— «последнее издание вавилонской философии». Даже детская игра в
классики, по Випперу, представляет отголосок вавилонского символизма.
Критика панвавилонизма не означает умаления роли вавилонской
культуры, сложившейся в XVIII в. до н.э. на основе шумерских открытий
и достижений. Вавилонская система мер и весов, денежных единиц распространилась
на значительную территорию Передней Азии. Известно сильное влияние
шумеро-вавилонской математики на математику Египта, Малой Азии и
Греции, а после падения вавилонского и ассирийского государств,
на математику персидского царства, империй Александра, Рима и Византии.
Возможно, многие астрономические сведения древние греки получили
из Вавилона. Геродот сообщал, что эллины заимствовали из Вавилона
солнечные часы и деление дня на 12 частей. Названия зодиакальных
созвездий тоже пришли из этой страны. О Пифагоре рассказывали, что,
будто он прожил 12 лет в Вавилоне, где изучал астрономию, математику
и музыку. Изестны некоторые сходства между пифагореийским учением
о числе и вавилонскими представлениями. Возможно знакомство и индийцев
с месопотамской астрономией, так как населние долины Инда в III
тысячелетии до н.э. имело связи с Шумером. При раскопках в Синдхе
(Индия) были обнаружены таблички с шумерскими текстами.
[264]
Культурные традиции Вавилона могли оказать влияние на возникновение
научного знания о разных странах древнего мира, а тем самым и на
зарождение философии, но невозможно какие-либо воззрения греческих
мыслителей выводить непосредствнно из Вавилона.
Посредниками между греками и культурами Азии были финикийцы,
бороздившие Средиземное море на своих кораблях. С этими отважными
мореходами и купцами связывают становление техники мореплавания,
введение первых маяков, изобретение стекла, открытие пурпура. Геродот
писал, что «финикияне… принесли эллинам и многие другие знания,
между прочим, и письмена, прежде у эллинов… не существовавшие»
(История V, 58). Страбон отмечал, что астрономия и арифметика пришли
к эллинам от финикиян. Фалеса называли финикийцем. Существовало
предание о том, что Пифагор мальчиком побывал в Финикии, а в зрелые
годы жил в Сидоне, где познакомился с пророками, потомками мудреца
Моха.
В последние десятилетия прошедшего ХХ века поднимался вопрос о
влиянии иранской религии на греческую философию. В работах
В. Буркерта [8] и в книге М. Уэста «Ранняя греческая философия и
Восток» [9] доказывается, что в середине VI века в Ионии появляется
большое число мидийских магов, изгнанных из своей страны
в результате завоевания ее Киром. Эти маги и оказали, якобы, решающее
влияние на возникновение греческой философии. Уэст прослеживает
постоянные, по его мнению, иранские влияния от Ферекида и Анаксимандра
до Гераклита и Парменида. Одна из глав его книги, посвященная происхождению
греческой космологии, так и называется: «Дар магов». По мнению Уэста,
учение Гераклита об огне как основе мира восходит к иранскому культу
огня. Даже знаменитые слова эфесского мудреца: «Души обоняют
в Аиде» Уэст считает зороастрийским представлением, хотя известно,
что аналогичные представления можно найти в архаических верованиях
самых разных народов [10].
Сложным и спорным является вопрос о влиянии мидийских магов на
Демокрита. Климент Александрийский даже обвинял Демокрита в том,
что он списал этические поучения вавилонского мудреца Ахикара [11].
Пребывание Демокрита в Вавилоне и Персии представляется весьма вероятным,
однако едва ли можно отождествлять учение Демокрита об атомах с
воззрениями магов, веривших в существование мельчайших невидимых
существ,
[265]
способных причинять болезни и смерть. Учение об атомах можно сравнить
с представлением о душах-пылинках, существовавшее у многих первобытных
народов [12] (ср. то же самое у пифагорейцев — Аристотель. О душе,
А 2).
Культурно-историческая школа пришла к ошибочному выводу, что всякое
значительное открытие в области материальной или духовной культуры
обязательно было сделано лишь однажды в одном месте, а затем в результате
миграций или просто диффузии передалось другим народам. Поэтому
любое выдающееся философское представление, якобы, не может возникнуть
самостоятельно у разных народов. Многочисленные факты появления
безо всякого заимствования значительных научных открытий в разных
религионах опровергают предположения сторонников культурно-исторической
школы. Из этого, однако, не следует, что не было миграций и диффузий,
взаимного обогащения культур различных народов. В конечном счете,
народы Греции и Востока никогда не находились в изоляции друг от
друга. Археологические данные подтверждают существование между ними
глубоких связей.
Можно отвергнуть то или иное свидетельство о заимствованиях эллинскими
философами их воззрений из восточных источников, признать случайными
многие аналогии, которые, вероятно, указывают на некоторую универсальность
развития человеческого сознания и культуры, но нельзя отрицать,
что греческая философия в целом испытала влияние древневосточной
мудрости. Философская мысль Эллады развивалась во взаимодействии
с культурой стран Ближнего Востока и Передней Азии, испытывала на
себе воздействие как рационалистических представлений, так и религиозных
верований.
Платон в одном из своих диалогов отмечал, что все перенятое
от варваров эллины доводили до совершенства. Гегель был согласен
с Платоном, доказывая, что начала своей образованности древние греки
получили из Египта и Азии, но столь радикально их переработали,
что они принадлежит, по существу, лишь им.
Примечания [1] Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. М., 1979. С. 63.
[2] См.: Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности.
М., 1979. С. 43.
[3] См.: Gladish A. Einleitung das Verstandniss der Weltgeschichte.
Berlin, 1841; Der Religion und die Philosophie in ihrer weltgeschichtlichen
Entwicklung. Berlin, 1852; Empedokles und die Aegypter. 1858; Herakleitos
und Zoroaster. 1859; Anaxagoros und die Israeliten. 1864; Die Hyperbosser
und die alten Schinesen. 1866.
[4] Hopfner Th. Orient und griechische Philosophie. Leipzig, 1925.
[5] Голенищев В.С. Гиератический папирус из коллекции В. Голенищева,
содержащий отчет о путешествии египтянина Уну-Амона в Финикию //
Сборник в честь В.В. Розена. СПб, 1897.
[6] См.: Ruben W. Begin der Philosophie in Indien. Vol. I. Berlin,
1958.
[7] Неру Д. Открытие Индии. М., 1955. С. 100-101.
[8] Burkert W. Iranisches bei Anaximander // Rheinisches Museum
fur Philologie. 1063. Bd. 106. S. 97-134; Idem. Craft versus Sect:
the Problem of Orphics and Pythagoreans // Meyer B.F. and Sanders
E.P. (ed.) Self-Definition in the Greek-Roman World. London, 1982.
P. 1-22; Idem. Ancient Mystery Cult. London, 1987.
[9] West M.L. Early Greek Philosophy and Orient. Oxford, 1971.
[10] Cм.: Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1976.
С. 48-56.
[11] Демокрит. Тексты, перевод, исследования. Л., 1970. С. 389-391.
См. также: Luria S. Demokrit, Demokedes and die Perser // Доклады
Академии наук СССР. 1929. S. 137-144.
[12] Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.,
1936. С. 231-233; 307-318.