статья
КОНСЕРВАТИЗМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ТИПА
А.Г. Мысливченко
С. Кьеркегор писал свои работы частично
в тот же исторический период, что и основоположники марксизма (до
50-х гг.), но они не знали друг друга. Сравнивая их позиции относительно
соотношения политики и религии, можно сделать умозаключение, что
если у К. Маркса и его последователей речь шла, по сути дела, об
осуществлении целей религии (справедливость, равенство и т.д.) в
форме социально-политической реализации религиозных императивов,
то у Кьеркегора, наоборот, речь шла о том, что религиозное есть
воспроизведение (в превращенной форме) того, о чем политики могут
лишь мечтать, не имея никаких шансов осуществить эти мечты в земной
жизни, основанной на различиях и неравенстве. Эта позиция Кьеркегора
противостояла и мнению Фейербаха о том, что "политика должна
стать нашей религией".
Кьеркегор осуждал прокатившиеся в 1830 и особенно в 1848 гг. в
ряде стран Европы революционные выступления, как порождающее жестокость
и насилие. Зло нашего времени. считал он, корениться не в существующих
в обществе многих недостатках, а в непослушании, идее народоправия,
заигрывания с либерально-реформаторскими вожделениями. Демократия
- "тираническая форма правления", когда все
хотят властвовать и принуждают каждого участвовать в управлении.
Из всех государственных форм наилучшая - абсолютная наследственная
монархия. Он признавал, что все его твворчество "есть
защита существующего".
Оценивая политические взгляды Кьеркегора, К. Ясперс справедливо
писал: "Он не хотел иметь ничего общего ни с социалистами,
ни с либералами, ни с какими политиками и агитаторами, предлагающими
программы изменения социальных порядков".
Вместо предлагаемых различного рода социальных программ, вместо
!фальшивого" лозунга "свобода, равенство и братство"
Кьеркегор призывал человека пробудить себя самого и обратиться
к боле важным реалиям - к внутренней свободе, свободе выбора
себя, которая, по его мнению, не совместима с идеей равенства
в этой земной жизни. Он отклонял идею социального равенства как
"неконкретную" идею, исходящую из "абстрактно-гуманного".
проблема равенства как социальная проблема неразрешима: "Никакая
политика ... не может реализовать мысль о равенстве людей... Никогда
в мире не будет равенства (будут лишь новые различия, новые классы,
новые касты)".
Кьеркегор едко высмеивал зарождавшиеся в 30-40-х гг. новые массовые
национально-либеральные движения, лидеры которых, по его мнению,
не были способны мыслить самостоятельно и ответственно. Апелляция
к массам, по его мнению, несостоятельна, так как массы в принципе
не могут обладать истиной. Неудивительно, что он оказался в
полной изоляции и конфронтации с демократическими кругами страны,
вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя.
Отдельно взятую личность Кьеркегор обозначал как "единицу",
"единичного" и противопоставлял ее массе, понимаемой как
"публика", "толпа". Единица может обладать
истиной, масса же - не может. И если единицы решают сплотиться,
образовать коллектив, то тот же час лишаются своего прежнего значения.
Христос, говорил Кьеркегор, был распят потому, что он хотя и обращался
с проповедью ко всем, но не желал, однако, содействия массы, напротив,
отталкивал её от себя, стремясь остаться истиной, которая имеет
дело с каждой личностью в отдельности. В работе "Страх и трепет"
он пришел к выводу, что личность стоит выше общества. По-этому
единственно истинное и высшее предназначение человека - быть
единичной личностью. Каждый должен спасать самого себя и довольствоваться
этим.
Позже, уже в ХХ в., Х. Ортега-и-Гассет определил подмеченную
Кьеркегором тенденцию как "восстание масс": "...Всеобщая
политизация, поглощение политикой всех и вся - не что иное, как
восстание масс. Мятежная масса утратила малейшую способность к религии
и знанию. Она не может вместить ничего, кроме политики ... чтобы
вытеснить религию. знание ... Политика отнимает у человека его сокровенное,
лишает одиночества, и поэтому проповедью всеобщей политизации пользуются,
чтобы обобществить человеческую личность".
Анализ сочинений С. Кьеркегора показывает, что его творчество положило
начало формированию нового направления, противостоящего господствовавшему
в XIX в. активному проникновению политики во все сферы жизни общества.
Его идеи шли в разрез с тенденцией вычленения политического дискурса
из общего контекста социальной жизни, обособления политики в специальную
область общественной жизни и вплетения человека в государственную
систему.
Что касается собственно политико-философских воззрений Кьеркегора,
положивших начало формированию экзистенциально-христианского направления,
то можно выделить следующие основные положения:
1. Впервые в истории европейской философии однозначно определен
бытийный статус личности как первичной и приоритетной ценности по
отношению к обществу, государству и политике.
2. Сфера политического дискурса была низведена до уровня "неподлинной"
жизни индивида. Политические идеи преодоления социального неравенства
объявлялись бесперспективными, ибо люди всегда были и остануться
различными и неравными. Осуществление политических "грёз"
возможно лишь на путях религиозно-этического дискурса посредством
"выбора себя".
3. Кьеркегор осозновал тенденцию зарождения того нового типа общества,
которое позже. в ХХ в., в результате формирования индустриального
общества, получило название "массового". Но причины этого
он искал не вовне, не в деформациях общества, а изнутри, в симптомах
деформации внутренней жизни индивида.
|