Институт
стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)
статья
Кризис методологий в гуманитарных науках
В.В. Селиванов
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 127 — 129.
[127]
Современный этап развития гуманитарного знания указывает на то,
что научные исследования вступили в тяжелую полосу кризиса. Признаками
кризиса являются:
- ослабление влияния на современную науку классических традиций
гуманитарных школ второй половины ХIХ — первой половины ХХ века,
для России это культурно-историческая школа (А.Н. Пыпин), школа
сравнительно-исторического исследования (Александр Н. Веселовский),
классический марксизм (напр., Г.В. Плеханов), и др. (для Западной
Европы можно назвать другие имена); данный отход от традиций, утрата
связи с ними указывает на отсутствие преемственности, потерю уже
ранее накопленного методологического опыта и стремление все начать
сначала, нулевой отметки;
- усиление влияния на гуманитарные науки наук, связанных с исследованием
природы и техники (теория информации, синергетика и др.), что указывает
на отсутствие самостоятельного развития собственно гуманитарной
методологии и попытки возместить отсутствие этого развития заимствованиями
исследовательских технологий из негуманитарного сектора исследований;
- завышение роли субъективного фактора в гуманитарных исследованиях,
порождающее высокую степень произвольности высказываний и наблюдений,
опирающихся исключительно на саморефлексию автора, что возводит
в правило необъективность результата, отменяет обязательность надежной
аргументации;
- частая подмена исследования описательностью без опоры на какую-либо
достоверную теорию или, наоборот, схоластическим теоретизированием
без опоры на научные факты;
- отсутствие в гуманитарной науке последних десятилетий крупных
научных открытий, масштабных концептуальных решений, направленных
на познание духовного мира человека и общества, законов общественного
развития;
- участившаяся расплывчатость, неопределенность высказываемых суждений
относительно социально-исторических закономерностей, определяющих
развитие и судьбы современного общества и мировой цивилизации;
- неустойчивость терминологического языка в области гуманитарных
наук и частичная утрата культуры пользования традиционными понятиями
и категориями, отработанными в философии и науке ХIХ — начала ХХ
вв.
Можно указать и на другие признаки кризиса, но и этих достаточно,
чтобы поставить на обсуждение вопрос о природе этого явления и перспективах
его развития. Конечно, можно не согласиться с их присутствием в
современном развитии гуманитарного знания и посчитать данные наблюдения
еще одним ярким проявлением субъективизма в науке!
Возможно, кризис возник потому, что в середине ХХ века были исчерпаны
основные ресурсы методологических знаний в области гуманитарной
проблематики, чтобы осуществить дальнейшее движение вглубь гумани-
[128]
тарной культуры, а, следовательно, и вглубь самого человека, его
духовного мира и духовного опыта. Сами понятия «духовный мир» и
«духовный опыт» носят в гуманитарных науках скорее интуитивный смысл,
чем научно закрепившееся содержание: они продолжают быть и сегодня
весьма неопределенными и расплывчатыми, их контуры не очерчены,
их содержательное наполнение отсутствует. Это еще раз подчеркивает,
что гуманитарные науки еще не изобрели свой микроскоп, благодаря
которому смогли бы проникнуть в тонкие структуры человеческого интеллекта,
духовной жизни, духовного опыта. Но если не в проникновении в этот
«тонкий мир», в определении его роли и функций не только в жизни
отдельного человека, но и в судьбах нашего общества и всего нашего
земного существования, то в чем же тогда конечная цель гуманитарных
исследований. Их актуальность и практическая значимость?! Широко
распространившаяся популярность психоаналитиков, начиная с З. Фрейда
и кончая К. Юнгом, прежде всего и связана с их попытками проникнуть
в этот тонкий и таинственный мир. Читатели и почитатели их работ
прощают авторам то, что они работают в основном на уровне только
гипотез, а основной аргументацией являются многочисленные экспериментальные
данные и наблюдения исследователя, не обладающие признаками строгих
научных фактов и объективно представленных результатов. Здесь мы
обладаем прежде всего «прорывом» в важную для гуманитарных наук
проблематику, построения системы проблем, требующих своего всестороннего
исследования, но еще не имеем в руках универсальной методики и методологии,
пригодных для научного объективного исследования в гуманитарных
науках.
Возможно, именно это кризисное состояние гуманитарного знания и
породило сегодня столь повышенный интерес к Золушке гуманитарных
наук — культурологии, которая так должно — начиная со второй половины
ХVIII века ожидавшей внимания к себе и признания. Даже во второй
половине ХIХ — начале ХХ вв., когда были опубликованы многие крупные
исследования по теории и истории культуры, все еще ее относили к
периферии гуманитарных наук, зачисляли по другому ведомству — историческому,
филологическому, философскому, психологическому. Появление культурологии,
которой как бы перепоручено создать новую методологию изучения культуры,
специализированную в соответствии с особенностями объекта и предмета
исследования, ответить на те вопросы, которые завели в тупик современные
гуманитарное знание, подает новые надежды на перспективы гуманитарного
знания. Но не является ли и это наблюдения (рассуждение?) всего
лишь продуктом саморрефлексии, субъективизма в современной науке,
бездоказательного схоластического построрения новой схемы и оправдания
возрождения полузабытой культурологии как науки — если не ХVIII,
то, может быть, хотя бы ХХI века?