статья
Методологические проблемы изучения и перспективы
евразийской концепции
Э.Р. Саитова
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 121 — 123.
[121]
1. В начале XXI века перед общественной мыслью стоит проблема социокультурной
идентификации России. Как и в публицистике XIX —XX веков сегодняшнее
«постсоветское» пространство не желает ограничиваться двумя альтернативными
позициями: либо позиция, продолжающая традиции «русской идеи» (с
замкнутыми антизападническим характером), либо позиция прозападнического
толка, говорящая об универсальности европейской культуры.
В этом контексте, вызванном общественно-политическими реалиями,
на роль компонента общенациональной идеи претендует евразийская
концепция. Она привлекает внимание многих ученых, политиков перспективой
культурной, экономической и социально-политической интеграции евразийского
пространства СНГ.
2. Формально евразийство возникло в 1921 году с выходом
в свет сборника статей «Исход к Востоку» и объединило эмигрантов-интеллектуалов
(Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, П.П. Сувчинский). В сборнике мыслители
выдвинули свою концепцию Евразии.
Неоспоримыми предшественниками евразийства считают взгляды публицистов,
мыслителей XIX века так или иначе затрагивающих проблему взаимоотношений
Запада и России, европейского и азиатского факторов в
[122]
формировании культурного российского целого (западники, славянофилы,
Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев).
Исследователями истории России были и сами евразийцы.
3. Первые отзывы на идеи евразийцев были большей частью положительные.
Но при всех обвинениях в адрес евразийцев в «географическом детерминизме»
(П.Н. Милюков), нельзя не признать попытку систематизации знаний
относительно российского общества в области культурологии, географии,
экономики, лингвистики, истории и социологии.
Характеристики евразийства встречаются в работах по истории русской
эмиграции (О. Бесс, Ч. Гальперин, Б. Ижболдин, Л. Люкс, Г. Орчад,
Н. Рязановский).
В середине 90-х годов в евразийской концепции стали видеть альтернативу
глобальному геополитическому атлантизму (А. Дугин, Б. Ерасов,
А.С. Панарин).
4. Основной теорией евразийцев стала географическая идентификация
континента Евразия. Континент-океан является особым географическим
и культурным единством, созданным его полиэтническим составом. В
понятие месторазвитие вкладывается представление о процессе взаимного
влияния человека и окружающей среды. Для формирования культуры месторазвитие
имеет более важное значение, чем этническое происхождение ее носителей.
Россия-Евразия — единая мощная цивилизация, на территории
которой Уральские горы объединяют Европейскую и Азиатскую ее части.
Географические зоны — степь, лес, пустыня и тундра — четко обозначены
евразийцами в виде полос горизонтально разделенного флага. Причем
все зоны образуют географическую симметрию. Подобное равновесие
образует самодостаточное и органичное экономическое, историческое
и культурное пространство.
5. В изучении истории России евразийцы использовал идею исторических
ритмов, указывая на то, что формирование государств на территории
Евразии шло через последовательные стадии объединения и распада
(скифская империя, гуннская империя, монголо-татарская империя,
Московская Русь, Советский Союз).
Мыслители подчеркивали общий характер политической структуры европейских
государств, необходимым признаком которых должна стать централизованная
власть для контроля всего обширного пространства.
Сознание геополитического единства должно привести к нового рода
соотношениям сил центра и региона, что возможно только в условиях
федерации.
6. Культурологическая часть концепции евразийцев базируется на
понятии «личность», применимое к народам. Евразия обозначается философами
как «симфоническая личность».
[123]
Народы Евразии объединены чувством принадлежности к единому
географическому и культурному пространству.
Западная культура не должна выступать в роли аксиологического универсума,
поскольку все культуры равноценны. Это проявляется в выражении самобытности
каждой культуры. Учитывая самоценность культур, следует опасаться
проявления «ложного национализма» (автономизация становится самоцелью).
Русская культура является особым образованием, в которое исторически
вплетается туранское и византийское (выраженное православием) влияние.
7. В 20-х годах XX века евразийцы пытались создать системный
образ евразийского мира, реконструируя прошлое на длительных
отрезках времени.
В трактовке исторического процесса евразийцы использовали близкий
системному подходу метод. В соответствии с общими тенденциями глобализации,
евразийская концепция выступает как один из вариантов развития геополитических
взаимоотношений Запада — Востока, Европы — Азии.
|