статья
Синергетический подход к изучению культурных
контактов в этногенезе
М.И. Сафиуллина
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 123 — 127.
[123]
В этногенезе на первый взгляд все происходит случайно, но, в конце
концов, определенная направленность, ведущая к консолидации этноса
в территориальном, экономическом и культурном отношениях пробивает
себе дорогу через сонму случайностей и превращается в необходимость.
Развитие этноса осуществляется через взаимодействие собственных
культурных достижений и элементов культуры, приобретенных у соседних
народов. В культурных контактах этноса случайности играют огромную
роль, ибо ни народы, ни их отдельные представители не всегда ставят
себе задачу приобрести выгодные для себя достижения соседей. По
крайней мере на этапе знакомства эти процессы протекают стихийно,
контакты происходят случайно, те или иные стороны культуры соседей
приобретаются неосознанно для судеб своей культуры в целом. Только
в последующем сравнение своей культуры и культуры других народов
приводит к осознанному восприятию их достижений, но для этого этнос
должен твердо встать на путь самоопределения, т. е. самоорганизоваться
как устойчивая система.
Описанный выше процесс есть процесс самоорганизации этноса, где
определяющую роль играют случайности. А это уже предмет синергетики
— теории о самоорганизации открытых нелинейных самоорганизующихся
систем, каковой и является этнос. «Синергетика, — пишет Е.Н.
Князева, — изучает открытые (обменивающиеся веществом и энергией
с внешним миром, иными словами, имеющие источники и стоки энергии)
нелинейные
[124]
(описывающиеся нелинейными уравнениями) системы» [1].С самого
возникновения и до распада в нем происходит непрерывный процесс
самоорганизации. Процесс его функционирования и развития протекает
непрерывно, переходя от хаоса к порядку и обратно. В этих процессах
культурные контакты с другими этносами приобретают различный характер
по степени влияния их на собственную культуру этноса — от незначительного
до решающего.
Принципы, на которых основана синергетика — системность, целостность,
нелинейность, взаимодействие хаоса и порядка — вполне применимы
к изучению этноса как системы и его культурных контактов с соседними
народами. В развитии этноса и его культурных контактов нет жесткой
детерминированности. Однако по мере становления этнос свое культурное
развитие на основе взаимодействия своих и чужих культурных достижений
направляет к единой цели — укреплению своего положения в мире. Стремление
этноса к устойчивости в изменяющемся мире выступает как аттрактор,
т. е. то, что притягивает к себе все множество «траекторий» движения
этноса в будущее. Любое заимствование вызывает у этноса проблему
выбора — принять или не принять элемент культуры соседнего народа.
Этот выбор в точке бифуркации, т. е. ветвления возможностей, может
происходить как осознанно, так и неосознанно. И не всегда заимствование
оказывается для этноса полезным для его культурного развития, но
и отказ от него может быть ошибочным. Особую роль играют случайности
вблизи точки бифуркации, когда случайность на микроуровне может
направить развитие этноса на макроуровне совершенно по иному пути,
чем тот, который ожидался.
Хаос культурных контактов между народами — основа выкристаллизации
культуры этноса в частности и человечества в целом. Порядок рождается
из хаоса. Культура любого народа содержит элементы культуры множества
этносов, с которыми он соседствовал и соседствует ныне. В век бурного
развития средств передвижения и массовой информации культурные контакты
приобрели регулярный и целенаправленный характер и протекают в широких
масштабах. Но закономерности синергетики и в этих условиях не перестают
действовать. Процесс кристаллизации культур народов, в результате
которого отсеивается все лишнее, наносное, ненужное, бесполезное,
продолжается. «Вихревые потоки» культурного движения народов вовлекают
в свою орбиту все больше элементов культуры человечества. Все стоящее,
ценное, полезное, духовно богатое в достижениях народов центростремительными
силами развития культуры направляются в одну сторону, а легковесные,
мешающие ее консолидации элементы отбрасываются
[125]
центробежными силами в сторону. Это и есть синергетическое мировидение,
в частности этнических процессов и культурных контактов в них.
В.В. Василькова по поводу исследования стохастических процессов
замечает: «Синергетическое мировидение представляет собой своеобразный
(на первый взгляд, внутренне противоречивый) феномен. Стремясь научным,
рациональным способом постичь то, что не было прежде предметом науки
(хаос, порядок, становление — явления, не обладающие до сих пор
точными определениями), она является попыткой рационально объяснить
не рационально устроенный мир, или точнее — пытаться создать рациональную
модель не рационально устроенного мира» [2].
В культурных контактах иногда даже малое воздействие (флуктуация,
случайность) приводит к существенному результату. Для того, чтобы
случайность могла воздействовать на макроуровне, вызвать масштабное
явление, необходимо неустойчивое состояние нелинейной системы. Неустойчивость
возникает тогда, когда система находится вблизи точки бифуркации.
Здесь достаточно одной малозначительной случайности, чтобы система
«опрокинулась» и процессы в ней пошли в одном из нескольких возможных
направлений. В культурных контактах заимствование достижения соседей
может привести к коренным изменениям в жизни данного народа. Так,
например, заимствование использования коня как средства передвижения
и тягловой силы, перенятое у кочевых народов, позволило земледельческим
этносам коренным образом изменить свое последующее развитие в области
экономики и торговли, а также в военной области.
Синергетики считают, что неустойчивость несет в себе конструктивный
момент. «Неустойчивость, — пишет Е.Н. Князева, — приводит к коренным
перестройкам нелинейной открытой среды. Вообще говоря, если нет
неустойчивости, то нет и развития. Неустойчивость означает развитие.
Или, иначе, развитие происходит через неустойчивостъ, через бифуркации,
через случайность» [3].Естественно, если бы не было неустойчивости
в системах, они вечно оставались бы видном и том же состоянии. Именно
в силу неустойчивости происходит их развитие. Так, например, этнос
в своем развитии постоянно колеблется от устойчивости к неустойчивости
и обратно. В неустойчивом состоянии этноса как системы содержится
путь к устойчивости, а в устойчивости заложены возможности перехода
его в неустойчивое состояние. Малые флуктуации (случайности) могут
предопределить направление дальнейшей эволюции этноса. А в качестве
малых флуктуаций в его развитии довольно часто выступают культурные
контакты, в результате которых происходит заимствование тех или
иных достижений других народов.
[126]
Когда Г.В. Плеханов и В.И. Ленин заимствовали идеи К. Маркса и
Ф. Энгельса о диктатуре пролетариата, никто не ожидал, что это случайное
для России явление приведет к коренным преобразованиям в самоорганизации
российского суперэтноса. Данный пример показывает, что случайные
внешние культурные контакты могут превращаться во внутреннюю необходимость,
пока в ней не возникнут случайные явления, ведущие уже к другой
необходимости. При этом нужно иметь в виду, что возникновение самой
внутренней структуры в самоорганизации этноса определяется не внешними
обстоятельствами, а исключительно внутренними свойствами самого
этноса как системы. Внешнее воздействие в данном случае служит спусковым
механизмом в развитии этноса в определенном направлении из нескольких
возможных путей.
Случайности культурных контактов играют роль того механизма, который
выводит этнос на аттрактор своей собственной организации, на тенденцию
своего внутреннего развития. Этнос как нелинейная система начинает
сам себя организовывать. Но необходим хаос, в котором содержится
указанный спусковой механизм эволюционного процесса этноса — та
случайность, которая приводит к началу лавинообразного движения
этноса в своем культурном развитии. Этот спусковой механизм не всегда
лежит внутри этноса, иногда им является внешний культурный контакт.
Таким образом, случайность имеет нелинейную природу и служит спусковым
механизмом различных этнических процессов. Особую роль в этом процессе
играет культурный контакт этносов.
Говоря об анализе процессов самоорганизации в развитии общества,
культуры и искусства, М.С. Каган пишет: «В этом свете вполне
естественно содружество синергетика и философа, позволяющее теоретически
осмыслить действительную всеобщность основных положений синергетики,
а значит их применимость в исследовании и социальных, и культурных
процессов» [4].
Итак, синергетика позволяет глубже понять диалектическую взаимосвязь
случайности и необходимости в самоорганизации такой открытой нелинейной
системы как этнос. Синергетический подход к изучению культурных
контактов в этногенезе является общенаучным методом и вплотную примыкает
к философскому методу, каковым является диалектический способ познания
окружающего мира. Он служит неким мостиком между философским и общенаучными
методами, служащих единым инструментарием в выяснении природы тех
или иных процессов как природного, так и социального порядка. Природу
же этнических процессов, в том числе культурных контактов и их роли
в развитии этносов, можно адекватно отразить только в том случае,
если к их раскрытию будет привлечена вся совокупность как философских,
так и научных методов.
Примечания
[1] Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // В поисках
нового мировоззрения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Знание, 1991.
С. 11.
[2] Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем:
(Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Изд-во
«Лань», 1999. С. 29.
[3] Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // В поисках… С.
18.
[4] Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы
науки. СПб.: Наука, 1998. С. 202.
|