статья
Магистральная эволюция романов Лоренса Стерна: от барокко
к рококо
Н.В. Дешковец
Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы
Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Творчество Лоренса Стерна — явление исключительное в английской
литературе XVIII века: пожалуй, ни один из романистов этого периода
не вызывал таких ожесточенных нападок и восторженных отзывов одновременно.
Сейчас романы Л. Стерна, и в особенности «Тристрам Шенди», признаны
произведениями этапными, переходными, стоящими на магистральных
путях развития жанра и литературы. Они являются закономерным результатом
развития романа XVII и XVIII веков, кульминацией, предельным выявлением
их центральной закономерности, осознание и подчинение которой
Стерном и определили ничем не скованную свободу его творчества,
уникальность его произведений. В его романах подводятся итоги
истории жанра этого периода — выявляется и осмысливается ее родовой
и жанровый сюжеты. Загадка творчества Стерна проистекает, как
нам кажется, в том числе из непонимания многообразия проявлений
смеховой культуры Средневековья, которая через формализацию образов
и «интимизацию» смысла трансформировалась (пройдя прециозный и
авантюрно-бытовой романы) в «романтический гротеск» (термин М.М.
Бахтина). В эпохах переходных — Барокко и Рококо — эпохах переосмысления
предыдущих мировоззрений (Возрождения и Просвещения), карнавально
гротескная форма служила для освящения вольности вымысла, позволяла
сочетать разнородное и сближать далекое, помогала освобождению
от господствующей точки зрения на мир, от всякой условности, от
ходячих истин, от всего обычного, привычного, общепринятого, позволяла
взглянуть на мир по-новому, почувствовать относительность всего
существующего и возможность совершенно иного миропорядка. «Жизнь
и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие
по Франции и Италии» Лоренса Стерна, густо насыщенные ироничным,
комичным, гротескным и пародийным материалом (причем, речь идет
не только о конкретном материале, но и о пародировании жанровом)
— одни из самых великих рецепций предыдущих текстов жанра не только
романа в целом, но воспитательного, авантюрного и философского
романов в частности. Явление же это не только литературное: многочисленные
факты доказывают, что перед нами карнавализация всего образа мышления,
дерзкая, сыгранная в огромных масштабах, но при этом «романтический
гротеск» отличает утонченная камерность.
Работая на материале литературы XVII века, в частности, используя,
перерабатывая и пародируя опыт испанского плутовского романа,
французского прециозного романа и бытоописательного романа «низового»
Барокко, Стерн использует: а) линеарный сюжет, но в то же время
«скачкообразность» повествования, подчеркивание нескольких планов
повествования (влияние А. Фюретьера), «приключения сознания» героя;
б) безудержный вымысел, описание невероятных приключений, возвышенные
до неправдоподобия поступки и чувства (в ироничном модусе), образы
бытовой эротики; в) прием параллельного монтажа эпизодов (влияние
Ш. Сореля); отступления, персонификацию читателя, подчеркивание
«созданности» произведения (до этого авторы романов старались
замаскировать «литературность» произведений); в) прием пародийности
(пародия на прециозные романы за счет нарочито возвышенного языка),
полемичность повествования. Литература Барокко дает о себе знать
и как искусство диссонанса — своеобразное выражение принципа «discordia
concors» — антитеза рационализма и иррационализма, трагического
и комического, что, наряду с огромным вниманием к деталям (орнаментализм),
поистине является кредо автора «Тристрама Шенди».
В последнее время, как пишет Н.Т. Пахсарьян, неуклонно идет реабилитация
литературного рококо, сложного по своему определению, как в русском,
так и в зарубежном литературоведении, а вместе с ним и авторов
того периода. Переходный характер культуры рококо рождается в
«период кризиса европейского сознания» (Пахсарьян Н.Т. Проблемы
поэтики французского романа рококо // Проблемы становления и развития
зарубежного романа от Возрождения до Просвещения. Днепропетровск,
1986. С.98), подготовленного изменениями и разочарованиями в общественной
мысли, и, следовательно, характеризуется уходом в сферу частных
интересов индивидуума. Кроме этого, художественную систему Рококо
и, вместе с ней, поэтику Стерна характеризуют: а) «метонимия»
(сведение полноты жизни к интимности — «мнения» (лирическая форма)
превалируют над «жизнью» (эпическая форма); б) игра реальности
и вымысла ведет к рефлексии автора о способе повествования и персонификации
специфичного образа читателя, конгениального автору; в) естественность
композиции — по словам Уоткинза, «Стерн — первый реальный импрессионист
среди английских романистов» (Цит. по: Tristram Shandy. The Games
of Pleasure L., 1973. P. 95.) (предвосхищение «потока сознания»);
г) мимолетность в темах — обыкновенные герои и ситуации, частные
интересы, проблема личности и общества решается в пользу первого
и, может быть, даже задана изначально (в противовес Классицизму);
д) гедонистическое отношение к жизни; е) игровое начало, которое
проступает в «сеансе связи» между рассказчиком, автором и читателем
(диалогичность), в манере повествования, «технике иронического
намека» (Пахсарьян Н.Т. Указ. соч. С.99.), незавершенности произведений
(на композиционном уровне выражение игры со Смертью, а также в
тонкой эротической игривости тематики, соотношении «лица» и «маски»
персонажа рококо, которые не антиномично противопоставлены, а
рождают двойственность и реализуются друг через друга; игра также
является неотъемлемой частью комичного, которое замешено на пародии,
одном из дериватов маски.
Как справедливо отмечает R. Lanham в книге «The Games of Pleasure»,
Л. Стерн воспринимает литературный жанр как игру, поэтому о методе
романов этого автора говорить очень сложно. Справедлива мысль,
что Стерна можно причислять к рококо и сентиментализму одновременно:
что создатель сентиментально-юмористического романа относится
к тем явлениям, которые вбирают в себя тенденции двух или более
литературных направлений, обладающие некоей «смешанной» поэтикой,
так называемым «универсальным методом» (Н.Т. Пахсарьян). Соединение
чувствительности и иронии, каноничности и пародии, меланхолии
и игры, слезливости и скептико-юмористической тональности являются
выражением достигнутого Стерном своеобразного равновесия между
поэтикой романа Барокко, рококо и сентиментализма.