Св. Патрик
Послание к воинам короля Коротикуса
Когда в 410 году римляне ушли из Британии, набеги шотландских
пиктов и ирландских скоттов приняли систематический характер, и
сами бритты были неспособны отражать их. Поэтому во время очередного
набега они просили помощи у римлян в Галлии. Дважды римляне приплывали
на остров и обращали грабителей в бегство. Вероятно, совершали они
и рейды на территории самой Ирландии. Во всяком случае, один из
римских отрядов разрушил несколько ирландских поселений, чтобы устрашить
ирландцев и предохранить Британию от нового нападения.
Но к тому времени часть Ирландии была уже христианизирована
трудами святого Патрика. Римляне же, совершая карательный рейд,
случайно “задели” и поселение, недавно обращенное Патриком. О реакции
святого на случившееся можно узнать из послания, обращенного к римским
воинам, возглавляемым человеком по имени Коротикус.
--------------------------------------------------------------------------------
1
Я – Патрик, последний грешник и последний неуч, чего не скрываю.
Однако здесь, в Ирландии, я – епископ Церкви и проповедник Слова
Божьего. В сердце своем я твердо знаю: все, что я имею (даже душу
мою), я имею по благодати Божьей: Как сказано в Писании, “по благодати
Божьей я есть то, что я есть”. И потому я живу здесь, среди варварских
племен, став изгнанником в чужой земле ради любви Божьей.
Признаться, я вовсе не хотел писать эти слова. Я вообще не привык
к резким обличительным речам. Но сейчас во мне говорит ревность
Божья, и мой дух поднимает Христова истина. И сам я говорю ради
любви к своим ближним – моим единственным детям, ради которых я
покинул родителей и отечество и которым готов служить даже ценой
жизни. И если кто-то из них до сих пор смотрит на меня свысока –
это не меняет моего призвания.
2
Я сам составил и написал это письмо, чтобы его как можно быстрее
передали в руки воинам короля Коротикуса (Коротикус возглавлял римских
солдат, совершавших карательный рейд по ирландским поселениям. Патрик
говорит, что Коротикус – британец и римский подданый. Вероятно,
он был вождем одного из племен Британии на службе у Рима (имя у
него латинское, однако он мог принять его в знак лояльности Риму).
Судя по письму Патрика, он был христианином) Коротикус – британец,
подданный Римской Империи, и исповедует Истинного Бога. Однако я
не могу назвать его ни соотечественником, ни братом по вере, ибо
он и его воины стали гражданами бесовской страны и поклоняются дьяволу.
Об этом говорят их дела, достойные смерти – ибо Коротикус и его
воины сами отвергли жизнь вечную, решив подражать скоттам и пиктам,
и прочим язычникам – убийцам и разбойникам, обагрившим руки в крови
невинных христиан. Да, христиан, тех самых, которых я привел к жизни
вечной в Боге и утвердил в Христовой вере.
3
Они, мои духовные дети, пали от ваших мечей на другой день после
крещения, когда мои новообращенные, одетые в белое, были помазаны
елеем. Они были убиты, когда еще не сняли своих белых одежд, и елей
еще сверкал на их головах. Многие также были уведены в плен.
Узнав об этом, я послал в ваш стан священника с письмом от меня.
Я доверял ему, доверяю и сейчас – этого человека я воспитывал с
юных лет. Шли с ним и другие священники. Целью их было вернуть обратно
то, что еще можно спасти – освободить пленников, кто еще жив.
Но стоило лишь нам слово сказать о пленных – и вместо ответа воины
засмеялись нам в лицо.
4
И теперь я уже и не знаю, о ком скорбеть больше – за убитых, за
пленников, или может, за самих воинов, которые пребывают в куда
более тяжком плену – плену дьявола? Ведь связав себя с дьяволом
узами греха, они разделят и его позорную участь – вечную смерть,
потому что тот, кто грешит – тот уже раб греха и сын погибели!
5
Потому пусть каждый боящийся Бога человек узнает, что хоть и зовутся
воины Коротикуса христианами, но для меня они – отступники, предавшие
Бога. Таковыми они являются и в глазах Христа, чьим посланником
я прибыл сюда. Отцеубийцы и братоубийцы, они подобны лютым волкам,
не щадящим стада, “съедающие народ Божий как хлеб и не призывающие
Господа”. Они воистину разорили закон Божий, который сам Бог насадил
в Ирландии в эти последние дни, принеся ей добро и надежду, дав
ей расти и питаться в Божьих глазах.
Часть 2
6
Я не преувеличиваю и не превозношусь, ибо и мне дано принять участие
в Божьем плане вместе с теми, которых Бог призвал и предопределил
проповедовать Евангелие “до края Земли”. И ничего, если на их пути
встанут такие тираны и гонители, как Коротикус, не боящиеся ни Бога,
ни священников, которых Бог избрал, и которым дал власть связывать
и запрещать на Земле – и будет это связано на небесах.
7
Вам же, святые и смиренные сердцем христиане, я говорю, что с такими,
как Коротикус и его солдаты, нельзя вместе ни есть, ни пить, ни
даже принимать от них милостыню. Пусть они прольют слезы покаяния
в молитве, и пусть отпустят на свободу тех, кого держат в плену
– крещеных единоверцев, возлюбленных рабов и рабынь Божьих, за которых
наш Господь умирал на кресте.
8
Пока же не покаются они – знайте, что о таких говорит Слово Божье:
“Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством
жертв не умилостивляется о грехах их. Что заколающий на жертву сына
пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных”.
“Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева
его” .
“Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем
не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его”.
“Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные
народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города
и всех живущих в нем”.
“Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей
повредит?”
9
Нет нужды читать вам все места Писания и перечислять все грехи,
ненавистные Богу. Скажу одно – нельзя желать имущества ближнего
твоего. Алчность достойна смерти. Нельзя убивать. Убийству не место
у подножия Креста. Если тот, кто ненавидит брата своего, достоин
смерти и не имеет жизни вечной, то какое наказание заслуживает тот,
кто проливает кровь детей Божьих, своих братьев по вере, которых
только недавно приобрел благодаря нашим стараниям?
Часть 3
10
Посудите сами: разве мог я приехать в Ирландию только лишь по своему
желанию и без повеления от Бога? Кто же, по-вашему, привел меня
сюда? Однажды я уже был рабом в Ирландии, теперь же я – “узник Духа
Святого”, и не могу без воли Хозяина даже повидаться с семьей в
Британии. Мог ли я согласиться на такое только лишь по доброте душевной?
Трудиться денно и нощно ради тех, кто разграбил дом моего отца,
увел в рабство его слуг и меня в придачу (я ведь по рождению свободный,
сын римского вельможи)?
Но я отказался от всего, что имел, и не стыжусь того. И теперь
я – раб во Христе, служащий жителям этой далекой страны ради славы
вечной жизни в Иисусе Христе, Господе нашем – славы, которую не
выразить человеческими словами.
11
А что мои же соотечественники не хотят знать меня – то и никакой
пророк не принимается в своем отечестве. А может, мы с ними и не
из одного стада, и веруем не в одного и того же Бога. как сам Господь
сказал: “Кто не со мною, тот против меня” и “кто не собирает со
Мной, тот расточает”.
Цель же наших трудов – Крест. Как сказано в Писании, “Любовь не
ищет своего”. И тружусь я не по своей доброте, но благодарение Богу,
вложившему в мое сердце такое усердие и поставившего меня ловцом
человеков, одним из тех, о ком предсказывал в Слове Своем.
12
Неужели враги завидуют мне? Что же мне делать тогда, Господи? Ты
ведь видишь, как ополчились против меня и моих детей! Ты ведь видишь,
как овцы Твои рассеяны и лишены всего, что имели – и все руками
разбойников, о которых я говорил – воинами враждебного всему святому
Коротикуса. Он называет себя христианином, но далек от любви Божьей
тот, кто предает ближних своих в руки жестоких скоттов и пиктов.
Это – лютые волки, не щадящие Божьего стада, которое с такой заботой
было взращено в ирландском краю.
Хотя что скотты? Я бы сбился со счета, если бы пытался пересчитать,
сколько сыновей и дочерей скоттов и их правителей посвятили себя
сужению Христа, став монахами или Христовыми девами. Поэтому, если
говорить о безбожных воинах Коротикуса, то да не найдут их беззакония
оправдания в глазах Твоих, пусть и в глубинах преисподней не прекратится
суд Твой над ними.
13
Кто из святых согласится разделить трапезу беззаконников? Кто не
уклониться от общества таких людей? Взгляните – их дома полны добычей,
взятой от убитых единоверцев! Их жизнь посвящена убийствам и грабежу.
Бедные! Они и не подозревают, что вместе с друзьями и домашними
своими вкушают смертный яд – как прародительница Ева не подозревала,
что уговаривает мужа вкусить собственную смерть. А в общем – так
бывает со всеми злодеями: они трудятся в поте лица только для того,
чтобы пожать смерть и вечное наказание.
14
Мне понравились римские христиане в Галлии. У них заведено посылать
святых и смышленых людей с кошельками, полными золотом, к франкам
и другим языческим племенам, живущим по соседству – чтобы выкупать
на свободу христиан, плененных во время варварских набегов. Коротикус
и его солдаты! Вы, похоже, согласитесь скорее убить плененных вами
же братьев, или отправить их в далекие земли, где никто не знает
Истинного Бога. Да вы скорее в притон их продадите, чем выпустите
на волю!
Как же после этого вы называете себя верующими? Христиане полагают
свою надежду в Боге. Какая надежда может быть у вас? Вас окружают
подхалимы, которые закрывают глаза на ваши грехи. Подумайте: можете
ли вы доверять им? Можете ли верить их словам? Можете ли верить
кому угодно, кто соглашается с вами?
В Писании же сказано, что смерти достойны те, кто “знает праведный
суд Божий, не только их делают, но и делающих одобряют”.
15
А что же я? Что я скажу своим новообращенным, детям Божьим, погибшим
от меча нечестивцев? Писание говорит: “плачьте с плачущими” и “если
один плачет, с ним плачет вся семья”. Потому вся Церковь должна
плакать, как плакала Рахиль: “голос слышен в Раме, вопль и горькое
рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях
своих, ибо их нет”.
А кто не погиб от меча – тот уведен в рабство в чужую землю, где
царит беззаконие, и люди грешат открыто, не имея ни стыда, ни совести
– в землю пиктов, самых дерзких и жестоких отступников, каких только
видели наши края.
16
И потому мой голос печален, и в глазах моих слезы – слезы скорби
о вас, мои братья во Христе, мои дети, которых я родил для Бога.
Каждого из вас я люблю больше жизни и каждый из вас для меня дороже
всего, хотя уже давно сбился со счета, пытаясь вспомнить, сколько
вас у меня. Что же я могу сделать для вас теперь? Идти за помощью
к Богу или к людям?
Я и пытался воззвать к своим соотечественникам и единоверцам, но,
как сказано в псалмах, “дела беззаконий превозмогают меня”. Я будто
“стал чужим для братьев моих”. Им не нравится, что мы с вами ирландцы!
Но постойте, “не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил
нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга”?
Часть 4
17
Потому я скорблю о вас, мои дети, каждый из которых так дорог мне.
Но в сердце моем живет и радость – радость о том, что труды мои
не пропали даром, что моя второе, добровольное изгнание в Ирландию
не осталось без плода. Я скорблю о том, что с вами сделали, о тех
ужасных страданиях, которые перенесли вы. Но раз уж так случилось,
то я рад, что благодаря милости Божьей вы обрели веру в Него и были
крещены, и потому оставили эту землю только для того, чтобы войти
в дом небесный. И, глядя на небо, я вижу вас – там, где больше нет
ни тьмы, ни плача, ни смерти, где сердца ваши радуются, как кони,
спущенные с привязи, “взыграют как тельцы упитанные”.
18
Вы воссядете на небесных тронах бок о бок с апостолами, пророками
и всеми мучениками, вы наследуете вечные царства и исполните пророчество
о том, что “многие придут с востока, и с запада и воссядут с Авраамом,
Исааком и Иаковом в Царствии Небесном”. А вне — псы и чародеи, и
любодеи, и убийцы, и идолослужители. Их участь – в озере, горящем
огнем и серою. Не зря ведь сказал апостол: И если праведник едва
спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19
Где явишься ты, Коротикус? Где явитесь вы, его разбойники, восставшие
против Самого Христа? Вы продаете в публичные дома девочек, еще
не познавших любви, но уже верующих во Христа и принявших водное
крещение. Вы получаете за них золото, которое в следующее мгновенье
будет пущено вами на ветер. Помните, что сказано: “Надежда нечестивого
исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый
бурею, и как дым, рассеиваемый ветром”.
Но праведное торжество будет долгим, и придет день, когда праведники
будут судить народы, а с ними – и неправедных королей, подобных
вам. Аминь.
20
На случай же, если кто станет упрекать меня в невежестве – то свидетельствую
перед Богом и ангелами: слова, которые написал я в своем письме
– не мои слова, но Божьи. Правда, я добавил кое-что и от апостолов,
и от пророков, слегка переделав их латынь. Но ни Бог, ни апостолы,
ни пророки никогда не лгали, а потому нету лжи и в моем послании.
Как сказано в Писании, “Кто будет веровать и креститься. Спасен
будет. А кто не будет веровать – осужден будет”.
21
Прежде же всего прошу я, чтобы любой человек, считающий себя Божьим
слугой, и в руки которого попадет это послание, сделал все возможное,
чтобы оно было передано людям и публично прочитано. Пусть никому
не удастся украсть или спрятать его, но пусть его читают и слушают
– пусть даже и сам Коротикус присутствовал бы при прочтении.
Будет даже лучше, если он услышит, как читается это письмо.
Пусть через него Коротикус и его люди снова вспомнят о Боге, которого
забыли, и исповедуются, хоть и с опозданием, в совершенных грехах.
Пусть они раскаются в том, что убивали своих братьев по вере, и
пусть вернут из публичных отданных туда насильно пленных христианок.
Пусть они снова станут достойными звания христиан, предадут свои
жизни Богу и восстановят свои отношения с Ним – здесь, на Земле,
и в вечности.
Да будут благословенны Отец, Сын и Дух Святой.
Аминь.
Текст переведен по изданию: The Confession of Saint Patrick.
New York: Doubleday, 1998, translation by John Skinner.
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
|