статья
Социально-коммуникационный подход в системе
культурологического знания
И.А. Манкевич
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 83 — 87.
[83]
Социальная коммуникация (СК), являясь объектом реального мира,
существующим независимо от научного сообщества, и обладая связующей
функцией по отношению к другим объектам, выполняет роль системообразующего
фактора в развитии общества, культуры и научного знания. Несмотря
на расхождения в употреблении термина «коммуникация» в научной литературе
или даже отсутствия его как такового в конкретных текстах, коммуникационный
аспект скрыто или явно присутствует практически в любых текстах
гуманитарного профиля: философских, социально-психологических, филологических,
искусствоведческих, культурологических, литературно-художественных
и др. При этом любое явление культуры, по сути дела, имеет коммуникационную
природу, а ключевые категории тезауруса культуры — коммуникационную«
окраску».
Факты «биографии» различных явлений культуры побуждают искать не
«узковедомственные» основания дефиниций и классификаций, а системообразующий
фактор общекультурного значения — смысловую нить, связывающую многочисленные
линии жизни «героев» культуротворческой «одиссеи» в сюжетные узоры
единого мозаичного полотна культуры. Последнее, в свою очередь,
требует обращения к «коллективному разуму» интегральных социально-гуманитарных
наук, оперирующих в познании явлений культуры потенциально вечными
универсалиями, заглавное место в ряду которых занимает категория
«смысл», К новационным теориям последнего поколения объектом изучения
которых являются смыслы культуры относится метатеория СК А.В. Соколова,
обобщающая достижения различных наук социально-коммуникационного
цикла — от антропологии до социальной информатики («Эволюция социальных
коммуникаций». СПб.: ЛГОУ, 1995; «Введение в теорию социальной коммуникации».
СПб.: СПбГУП, 1996 и др.).
[84]
В самом кратком изложении суть метатеории СК сводится к следующему.
Социальная коммуникация понимается как движение смыслов в социальном
пространстве и времени. Под смыслами подразумеваются знания, умения,
эмоции, стимулы и их производные — убеждения, идеалы, верования,
ценностные ориентации. Содержание смыслов выражается в знаковой
форме с помощью различных языковых средств (естественные и искусственные
языки, языки жестов, символов, искусств). Из знаков формируются
тексты — коммуникационные сообщения (устные, письменные, изображения,
пантомима, вещественные символы). В зависимости от «среды обитания»
смыслы проявляют себя либо в социальной памяти, либо в социально-коммуникационной
деятельности. Социальная память — память общества, воплощенная в
мире рукотворных вещей, социальных документов, естественном языке,
менталитете, живом недокументированном знании, социальных нормах,
технологических умениях. Социально-коммуникационная деятельность
реализуется в форме общения (диалог равноправных партнеров), управления
(целенаправленное воздействие коммуниканта на реципиента), подражания
(заимствование образцов поведения, стилей общения одними членами
общества у других) и в свою очередь, может быть представлена следующим
рядом коммуникационных циклов:
движение смыслов из социального пространства в психическое пространство
субъекта СК (рождение идеи).
движение смыслов из психического пространства субъекта СК в социальное
(реализация идеи, фиксирование смысла на материальном носителе).
движение в социальном времени: сохранение и наследование культурных
ценностей.
движение смыслов в социальном пространстве (распространение культурных
ценностей, институциональные и внеинституциональные формы обеспечения
их общественного потребления).
движение смыслов из социального пространства в психическое пространство
субъекта СК (восприятие, познание, оценка, интерпретация культурных
смыслов потребителями культуры).
движение смыслов из психического пространства субъекта СК в социальное
пространство (социализация смыслов, обновление культурных образцов,
формирование нового мировоззрения, культурной среды).
Сущность феномена СК выявляется в различных социокультурных срезах:
хронологическом, региональном, национальном, институциональном и
на разных уровнях социально-коммуникационного взаимодействия: макро
(массовые, международные, межцивилизационные), миди (социально-групповые),
микро (межличностные). В рамках указанной концепции термин «социальная
коммуникация» может рассматриваться как дескриптор — представитель
группы условно эквивалентных лексических единиц, в со-
[85]
став которой логично вписываются такие понятия, как социокультурная
и межкультурная коммуникация.
Социально-коммуникационный подход (СКП), развиваемый на основе
концепции СК как движения смыслов в социальном времени и пространстве,
позволяет выявлять и познавать различные пласты бытования культуры
и ее конкретных явлений как социально-коммуникационных систем (СКС).
В теории СК под СКС в широком смысле слова понимается исторически
сложившаяся в ходе эволюции человечества система удовлетворения
коммуникационных потребностей общества, социальных групп, личности.
Как институциональное явление СКС представляет собой совокупность
коммуникационных каналов и средств, располагающих материально-техничес-кими
ресурсами и профессиональными кадрами. Каждому цивилизационному
этапу в развитии общества соответствует определенный уровень коммуникационной
культуры, т. е. уровень мощности и свободы коммуникационных каналов,
средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и используемых
ими в различных сферах коммуникационной деятельности. Четыре первых
(верхних) уровня коммуникационной культуры определяют специфику
СКС, соответствующих крупным вехам в истории человечества: словесная
(общинная СКС), письменная (рукописная СКС), книжная (мануфактурная
и индустриальная СКС), экранная (электронная СКС). Каждый из последующих
уровней отражает специфику СКС конкретного социального пространства
и времени. В свою очередь, в природе и сущности бытия каждого явления
культуры отражается уровень коммуникационной культуры, соответствующий
специфике той СКС, в которую это явление включено.
В данной интерпретации СК ключевыми проблемно-тематическими блоками,
образующими предметную область «социальная коммуникация» являются:
культурология СК (коммуникация и информация, СК как феномен культуры,
культура как СКС, тезаурус СК); социальная память и социально-коммуникационная
деятельность; семантика и семиотика СК, эволюция СК (культурогенез
и коммуникационные потребности общества, коммуникационная культура
и исторические типы СКС); типология СК по различным основаниям деления
(субъекты СК, сферы функционирования СК, каналы, методы, средства
СК и др.).
Анализ и обобщение сущностных проявлений феноменов «культура»,
«художественная культура», «социальная коммуникация» и «художественная
коммуникация» позволяют выделить в структуре этих явлений тождественные
по своей природе ключевые системообразующие элементы и разработать
на их основе социально-коммуникационную модель культуры. Подобная
модель выполняет функции категориального аппарата и «фабулы», на
основе которых возможны дальнейшие культурологические «сюжетостроения»,
например, социальное портретирование любой эпохи, регио-
[86]
на, «национальности», социального статуса или отдельных ее явлений
(стили, жанры, направления, течения, школы, движения, духовные сообщества
и др.). Принцип иерархичности, заложенный в структуру «фабулы»,
позволяет совместить общее (культура), типовое (художественная культура)
и частное (виды искусства) в представлении ключевых концептов разного
уровня категоризации: межпредметного (СК), предметного (художественная
СК) и внутрипредметного (литературные, музыкальные, театральные
и др. виды художественных СК). Центральное место в ряду означенных
концептов ет занимает категория «смысл», а все остальные — суть
характеристик различных состояний бытия «смысла» и приобретаемых
им свойств и отношений в процессе взаимодействия с другими «смыслами».
Модель СКС межпредметного уровня в сокращенном варианте имеет следующий
вид. Социальное время; социальное пространство; ретроспективная
социальная память (культурное наследие); текущая социальная память
(языки СК, мировоззрение, социальные нормы, технологические умения);
внеинституциональные и институциональные коммуникационные явления
(самодеятельное и профессиональное творчество, образование, просвещение,
критика, музеи, творческие организации и др.); субъекты СК (исторические
общества, государства, социальные группы, массовые общности, личности
(творцы и потребители культуры); социально-коммуни-кационная деятельность;
коммуникационные отношения (социальные роли субъектов СК); культурные
смыслы; коммуникационные сообщения (тексты культуры в различном
знаковом оформлении); каналы, методы и средства СК; коммуникационные
потребности; коммуникационная культура; коммуникационные барьеры;
социальный эффект СК (отбор жизнеспособных новаций, смена или укрепление
традиций, отражение явлений культуры в повседневности, науке, образовании,
искусстве).
Используя категории «фабулы» как систему координат, можно смоделировать
различные коммуникационные ситуации, меняя «статус» объекта исследования
в зависимости от поставленной задачи. Наиболее четко линии жизни
явлений культуры «прочитывается» на уровне пересечения таких координат,
как «субъекты СК» и «социально-коммуникационная деятельность». Именно
в зоне действия этих категорий формируется «образ» конкретной коммуникационной
ситуации, отражающийся, в свою очередь, на «образе» явления культуры,
вовлекаемого в нее потоком движущихся и взаимодействующих смыслов.
В сферу действия СКП попадают такие проблемы как: взаимодействие
личности, коллектива, общества в процессах создания, распространения,
восприятия, культурных ценностей; взаимовлияние социокультурной
среды и личности; феномен воздействия личности и конкретных культурных
текстов на личность, социальную группу, массовые или исторические
общности; взаимодействие и взаимовлияние субъектов культуры различного
ста-
[87]
туса в процессе диахронической и синхронической коммуникационной
деятельности; взаимосвязь текстов культуры разной природы и их трансформация
в тексты иных социокультурных уровней (биографический, научный,
повседневный); и наконец, общее взаимоотражение всех типов общественных
отношений в истории мировой культуры («эффекты» СК).
Таким образом, СКП синтезирует теоретический потенциал системного,
деятельностного, информационного, семиотического подходов к явлениям
культуры, позволяя выявлять новые грани бытия смыслов культуры как
феноменов СК..
|