НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Ричард Хевитт (США)

ЭПОС "МАНАС" И БИБЛИЯ ИМЕЮТ ОБЩИЕ КОРНИ:

СРАВНЕНИЕ КЫРГЫЗСКОГО ГЕРОЯ МАНАСА - СЫНА ЖАКЫПА С БИБЛЕЙСКИМ ОТЦОМ МАНАССИЕЙ - СЫНОМ ИАКОВА

Библия делает ссылки на человека по имени Манассия - сына Иакова. Это имя очень похоже на имя кыргызского героя Манаса - сына Жакыпа. Цель моего исследования - изучить, существует ли связь между этими двумя именами. Моя гипотеза такова, что эпос "Манас" и Библия имеют общие корни.

Автобиография

Я родился в Санта Монике, Калифорния, в 1965 г.. Окончил Калифорнийский государственный политехнический университет в 1989 г., получив научную степень в области изучения животных.

Я познакомился с Библией (1) в 1980-х годах. Из нее я узнал многое о жизни пастухов (2), что, в общем-то, было чуждо мне. Тем не менее, священные писания очаровали меня. Мои мечты помогать охранять животных на границах Аляски превратились в мечту помогать людям в сельском хозяйстве.

Я переехал в Кыргызстан в 1994 г. и начал осуществление проекта в горной местности. Сельское окружение давало возможность наблюдать традиции и обычаи кыргызов и их мировоззрение. Сразу стало очевидно сходство между кыргызской культурой и библейскими племенами (3). Я стал записывать эти сходства. Мой список общих черт все еще продолжает пополняться.

Записывая эти сходства, я начал слушать эпос "Манас". Эпос звучал, как повторение знакомых библейских сюжетов. Несмотря на возрастающую очевидность связи между кыргызскими и библейскими племенами, я не мог их увязать между собой. Я изучил различные библейские родословные, чтобы найти время или место, где кыргызы могли бы пересекаться с двенадцатью имеющими начало от Иакова племенами в Израиле. Но я не мог найти существенной связи между двенадцатью кыргызскими и двенадцатью израильскими племенами. Все изменилось, когда однажды в горной юрте кочевник сказал мне, что отца Манаса звали Жакып.

Жакып подобен библейскому Иакову, который был отцом двенадцати сыновей. Эти двенадцать сыновей стали праотцами двенадцати израильских племен. Я вновь обратился к библейскому тексту и исследовал генеалогию Иакова. Раньше я не изучал его потомков, так как считал, что Иаков, и никто другой, был отцом евреев. Я не осознавал, что евреи были только одним из 12 племен, идущих от Иакова. Евреи являются потомками четвертого сына Иакова - Иуды.

(1) Мусульмане делят Библию на три основные части: 1) Тора Моисея. 2) Псалмы Давида, известные на арабском как "Забур". 3) Евангелие Иисуса, известное на арабском как "Инжил".

(2) Большинство библейских пророков являются пастухами: Авель, Авраам, Исаак, Иаков, племена, Моисей, Давид.

(3) 12 сыновей Иакова стали предводителями 12 племен Израиля.

Мое исследование привело меня к ссылкам о потерянных израильских племенах - тема, о которой я не знал ничего. Я обратился к Интернету, но был обескуражен несметным количеством ненаучных сайтов. Мне пришлось пробираться через огромное количество материала, пока я не нашел нескольких серьезных исследователей. Кыргызские ученые тоже отследили свои корни в Сирии, это именно то место, где, согласно библейскому тексту, проживало племя Манассия 2 700 лет тому назад.

Сейчас я читаю лекции и представляю мою гипотезу кыргызской и зарубежной аудитории, здесь и за рубежом, на кыргызском и английском языках.

История потерянных племен Манассии

Библия показывает нам историческое развитие Израиля от семьи пастухов до мощного военного государства. Оно состояло из 12 племен, происходящих от 12 сыновей праотца, которого звали Иаков.

Одним из 12 племен было могущественное племя Манассия, проживающее на севере.

Внутренние конфликты разделили государство Израиль. 10 северных племен отделились от двух южных племен и образовали свой собственный Капитолий в Самарии.

В библейском тексте говорится, что северные племена отвернулись от Всевышнего, тогда Бог направил Ассирию против Самарии. (4). Эта война длилась 11 лет, с 732 по 721 годы до н.э. В те времена Ассирия захватила в плен 10 израильских племен. Пленников поместили в городах Медеа. (5). Два южных племени, оставшихся в провинции Иудея, сегодня известны как евреи.

Следы 10 захваченных племен, похоже, появились в Ассирийских рельефах. Но племена фактически исчезли из истории, и лишь столетия спустя вернулись в легендах. Эти племена потеряли свою древнюю идентичность, но в мире они известны как "потерянные племена Израиля" или "десять потерянных племен".

Прошло более 2700 лет с тех пор, как Ассирия захватила Манассию и другие северные племена. В нашу эпоху генетических тестов и широкого информационного освещения во всем мире потерянные племена переживают возрождение. В 1999 г. канадский режиссер Симча Якобвичи создал документальный фильм "Поиск потерянных племен". С тех пор израильский журналист Хилел Халкин опубликовал свою книгу "Через Саббат реку", в которой он прослеживает корни маленького племени северо-восточной Индии в потерянных племенах Израиля. Главный раввин Израиля сейчас принял это племя в Израиль. Д-р Хуплам в Индии опубликовал свою книгу об этом племени. Японский автор Аримаса Кубо опубликовал книгу, в которой связывает коренных жителей Японии с потерянными израильскими племенами. Эти люди проводят серьезные исследования, многие же используют открытия потерянных племен в интересах своих религиозных сект или в политических целях (6). К сожалению, многих серьезных "охотников" за потерянными племенами сегодня принимают за ненормальных.

(4) Библейские тексты найдены в Исторических книгах и книге Царств, главы 15 и 17.

(5) Царство 17:1-6

(6) Белые на юге Соединенных Штатов Америки объявили себя принадлежащими к одному из Потерянных племен. Бедные народы обвиняют в том, что они причисляют себя к Потерянных племенам, используя это как средство получения израильского паспорта и лучшего экономического будущего.

Ортодоксальные евреи

Евреи, у которых я брал интервью в октябре 2005 г. в Иерусалиме, не считают потерянные племена фантазией. Ортодоксальные евреи молятся три раза в день, чтобы потерянные племена вернулись. Они говорят, что эти племена находятся за рекой Евфрат, на Великом шелковом пути. Эпос "Манас" разворачивается именно там, где библейские археологи и ортодоксальные евреи предполагают развитие этой истории. Это - выдающееся открытие.

Генетика кыргызов

За рекой Евфрат, на Великом Шелковом пути живут таинственные кыргызы. Ученые и генетики все еще спорят о том, происходят ли кыргызы от монголов, тюрков, саков, скифов, гуннов или других этносов. Откуда пришли кыргызы? Я представлю некоторые новые генетические открытия, которые раскрывают связь Центральной Азии с Ближним востоком.

Устная традиция

До того, как 10 северных племен были захвачены, им было завещано рассказывать свою историю детям детей своих, из поколения в поколение. (7). Эта заповедь, возможно, и положила начало устной традиции и современной версии эпоса "Манас". Похоже, что эпос рассказывает библейские истории с точки зрения северных израильских племен. Это помогает объяснить таинственное сходство между Библией и эпосом "Манас". Конечно, 2700 лет дополнительной истории наложили свой отпечаток на эпос. Этими более поздними историческими событиями объясняются различия между двумя текстами. (8) Если бы мы нашли первоисточник эпоса, антропологи шагнули бы далеко вперед в своих исследованиях эпоса "Манас", соотнеся определенные аспекты эпоса с определенными историческими периодами.

Генеалогия кыргызов

Эсенкул Торокан уулу опросил сотни пожилых кыргызов в 1930-х и 40-х годах. Старики говорили ему, что кыргызы являются потомками библейского Ноя. В своей книге "Краткая генеалогия кыргызов" ("Кыргыздын кыскача санжырасы") он отмечает, что кыргызы произошли от сына Ноя Сима. Корни сына Манаса Семетея могут идти от этого праотца. Эсенкул Торокан Уулу также включает Авраама и Исаака в фамильное древо кыргызов. Но его версия фамильного древа кыргызов не придерживается генеалогии Библии. Существуют огромные пробелы. Он не упоминает отца Авраама Фару. А после Исаака мы предполагаем найти Жакыпа, Иосифа и Манаса. Но эти имена не там, где они помещены по Библии. Почему? Очевидно, Эссен Торокан Уулу построил свое древо не из Библии. Мы также полагаем, что он получил информацию не от несторианских миссионеров или еврейских купцов. Его информация идет из туманной памяти людей.

Кыргызские политики недавно объявили, что кыргызы являются потомками сына Ноя Иафета, а не Сима. Но такие заявления основаны не столько на науке, сколько на политических интересах, направленных на то, чтобы объединить тюрко-говорящие народы под одним знаменем. Сейчас важное время для того, чтобы пожертвовать нашими интересами ради сохранения эпоса "Манас".

(7) Второзаконие 4:9; 11:19; 32:7; Псалмы 71:18; 78:1-8

(8) Большинство кыргызских ученых считают, что эпос "Манас" отражает тысячелетнюю историю кыргызов в коротких жизнях Манаса, его сына и внука.

Библия в исламском государстве

Библия стала самым популярным литературным произведением на Земле. Мусульмане и Коран соответственно ссылаются на Библию согласно трем библейским частям или "книгам" - Тора, Псалмы и Евангелие. В Коране говорится, что его цель -подтвердить эти библейские книги. (9). Коран также отмечает, что эти более ранние книги являются откровениями от Бога. (10). К сожалению, многие современные религиозные лидеры запрещают кыргызам читать Библию, а значит, и эпос "Манас". Коран не поддерживает такое сеющее рознь учение. Напротив, Коран завещает мусульманам верить в эти неизменные (11) "откровения от Аллаха". (12). Но чужестранцы должны понимать, какой страх испытывают кыргызы, изучая Библию. Кыргыз может потерять все свои регалии, почет, должность просто за то, что он читает Библию. Над ним и его семьей зачастую насмехаются и угрожают им. А когда он умрет, его кости могут выбросить из мусульманской могилы. Иностранцы не понимают страха кыргызов перед Библией.

Мое исследование было осложнено религиозной риторикой, угрозами и фанатизмом. После нескольких лет преподавания я видел, как многие кыргызы освобождались от страха и глубоко чтили святые книги, почитаемые религиозными и научными сообществами во всем мире. Такая свобода помогает кыргызам развивать более широкое понимание" как своей собственной культуры, так и других культур. Семинары также помогают людям находить точки соприкосновения с другими конфессиями и больше уважать различные мнения. После моих лекций люди подходят ко мне и просят Коран, Библию, а также версии эпоса "Манас".

Я видел, как мои лекции и обсуждения на "круглых столах" сближали интересы различных этносов и верований. К сожалению, крикливое меньшинство в христианстве и исламе противостоит моему учению в своем стремлении разъединять эти две религии. В результате, я стал противоречивой фигурой в Кыргызстане. К счастью, гармонизирующее мирное содержание моих лекций говорит само за себя. Особенно русские по-новому ценят кыргызскую культуру.

Манас - сын Жакыпа

Манас - сын Жакыпа почти не отличается от еврейского варианта Манассия - сына Иакова. Небольшая разница в именах легко объясняется правилами кыргызской грамматики. Имя почти не изменилось, так как потомки библейского Манассия - сына Иакова исчезли. Сейчас, спустя 2 700 лет после исчезновения из истории племени Манассии, мы находим то же самое имя, которое принадлежит центральному герою кыргызского эпоса. Этот отец кыргызов найден именно там, где и предполагали его найти антропологи по Библии. Все соответствует библейским записям. Значение этого открытия нельзя недооценивать. Это, несомненно, единственный и самый значительный антропологический ключ, помогающий кыргызам определить свое происхождение.

(9) Коран 2:41,89,91 и Коран 3:3 (10)Коран 3:3 и Коран 5:46,47,68

(11) Коран 10:64

(12) Коран 40:69-72

Некоторые критики скажут, что имя "Манас - сын Жакыпа" было принято в эпосе "Манас", когда христиане-несторианцы были в Центральной Азии. Но "Манассия - сын Иакова" не явно упоминается в Библии. Иаков принимает своих двух внуков (Манассия и Ефрема) как своих собственных сыновей и говорит: "Их будут называть моим именем так же, как Рувима и Симеона называют моим именем". (13). Текст подразумевает, что Манассея известен, как сын Иакова, но не говорит об этом прямо.

Кыргызы не взяли это имя из Библии или религиозных бесед. И маловероятно, что кыргызы получили это имя от несторианцев, миссионеров или еврейских купцов. Только члены самого племени Манассия могли сохранить это имя через 2700 лет после того, как были захвачены. Эта тема должна быть изучена, пока кыргызы еще имеют какую-то свободу изучать библейские тексты, и опубликовать честные результаты.

Сходства

Много раз по различным случаям я читал лекции по 9 часов о сходствах между племенем Манассия и потомками Манаса. Иногда я сравнивал истории эпоса с библейскими историями. Иногда я сравнивал культуры, слова и праздники.

Мои примеры будут иногда общими. Например, Манас и многие кыргызы когда-то молились в сторону востока, ожидая благословений дня или посещения святого. Сегодня мусульмане и евреи захоронены перед восточной стеной Иерусалима. Они верят, что Иисус или Манассия придут с востока и возродят их из мертвых. Библия говорит, что торжество Бога придет с востока (14). Сад Эдема был тоже на востоке (15).

Другие сходства более конкретны: после пожертвования кыргызы уважительно отделяют сухожилие бедра барана ртом, а не ножом. В Библии говорится, что дети Иакова отделяют мышцы бедра, потому что ангел коснулся бедра Иакова. Значение этого сравнения трудно понять, если не вспомнить, как старшие велели отложить нож при отделении сухожилия бедра. Похоже, что никто не знает происхождения этого обычая. Такие дискуссии, возможно, будут интересны для тех, кто изучает кыргызское искусство, играет на еврейской губной гармонике (ооз комуз), собирает кыргызские артефакты, изучает устные традиции и эпос "Манас", исследует арамейские корни древнего кыргызского алфавита.

Сохранение культуры

Христианство и ислам зачастую являются самыми большими оппонентами культурной сохранности. Крупные религии обычно считают древнюю культуру "языческой" или "сатанинской". За 15 лет мы уже видели, как христианство и ислам выталкивают кыргызов из их собственной культуры и эпоса.

Показывая связь между эпосом "Манас" и исламскими, христианскими и еврейскими святыми книгами, кыргызы могут глубже ценить свою собственную культуру и эпосы, которые не противоречат их преданности священным писаниям. Эпос не относится больше к "языческой" категории. Теперь эпос "Манас" вписывается в ряды исламских, христианских и еврейских писаний.

(13) Бытие 48:1-6

(14) Езекииль 43

(15) Бытие 2

Мы не только обеспечиваем защиту от культурной эрозии, но и открываем еще более глубокую суть эпоса. Кыргызы должны осознавать ценность своего эпоса, если они хотят защитить его. Молодые люди не хотят культуру. Они хотят действительность. Они хотят знать, кто они. Если мы не раскроем молодежи ценность их культуры и эпоса, то огромное большинство ее пойдет по дороге своих праотцов, которая обещает им лучшее будущее.

Бакай

В эпосе "Манас" Жакыпу является божественное пророчество о рождении Манаса. Жакыпу говорится, что одно из предназначений Манаса - объединить разбросанные кыргызские племена. (16).

Бакай, давно потерянный двоюродный брат Манаса, является выдающимся персонажем эпоса "Манас". Согласно эпосу, Бакай становится старшим советником Манаса. Отец Бакая Бай и другая кыргызская семья были отделены от Жакыпа, когда они были настигнуты и захвачены вражеским войском. Бакай со своей группой был сослан в Кашкар и странствовал по Тибету. Жакып со своей группой были отправлены на Алтай.

У подножия Тибетских гор в северо-восточной Индии есть народность, называемая Куки. Куки услышали библейские истории в XIX веке и массово перешли в христианство, потому что они признали библейские истории и приняли миссионеров как посланников своей старой религии. Куки успешно проследили свою родословную до одного из библейских племен Манассии.

В 2005 г. Израиль принял куков как истинных потомков Иакова. Я поехал в Израиль и взял интервью у этих похожих на монголов "детей Манассеи", живущих и работающих в Израиле. Позже в Индии я встретился с ведущим антропологом куки д-ром Хупламом в мае 2006 г. Мы" обсуждали сходства между куки, кыргызами и Библией. В течение трех дней мы изучали древние молебны куки, легенды, песнопения, относящиеся к библейским источникам. Одна из самых печальных песен была о том, что в далеком прошлом враги разлучили их с братьями.

Я рассказал команде д-ра Хуплама об эпосе "Манас". Я рассказал историю о Жакыпе, Бае и других братьях, которые были жестоко разлучены друг с другом. Напрашивается вопрос: могли ли куки и кыргызы быть давно потерянными братьями? На нашем симпозиуме мы могли бы помочь Манасу завершить его задачу объединения разбросанных племен.

Бакай Чатэ

Я узнал, что куки иногда называют себя "Бакай чатэ" или "дети Бакая". Дети Бакая очень хотели приехать на этот симпозиум, но не смогли. Есть видео-клипы о моих встречах с ними и исследовании, которое мы провели вместе. Есть замечательная фотография исполнителей традиционных танцев на родине куков. Фотография сама по себе говорит о связи куков с кыргызами.

Парк "Манас"

После встреч с куками в Индии мы с женой смогли совершить путешествие в Парк "Манас" на границе Индии и Бутана. Я очень удивился, узнав, что никто никогда не говорил руководителям парка о кыргызском эпосе "Манас".

(16) Очень похоже на пророчество Иакову в Бытии 28.

В эпосе "Манас" содержатся истории о тиграх, слонах, носорогах. Но ни одно из этих животных не обитает в Центральной Азии. Все они есть в Парке "Манас". В эпосе "Манас" не упоминается ни о зиме, ни о снеге - основных элементах в Кыргызстане и на Алтае. В Парке "Манас" нет ни зимы, ни снега. Есть удивительные вещи, которые связывают Парк "Манас" с эпосом "Манас". Праздник Биижу (Biiju) и танцы, которые исполняются у входа в Парк "Манас", больше относится к библейским праздникам, чем индийские праздники.

Значение имени "Манас"

В Библии Манассия означает "обреченный забыть". Манассия определяется, когда Иосиф прощает своих братьев, когда его ум очищен от горечи и мести. Я спрашивал индусов о значении слова "Манас". Несколько индусов свели определение "Манаса" к одной фразе. Их определение странным образом совпадало с библейским. По определению индусов "Манас" означает "чистая мысль".

Озеро "Манас"

Кыргызам известно озеро "Манас" на Тибете. Оно фактически называется "Манасаровар" и находится у основания горы Кайлаш на высоте 4510 м. Это священное место для Тибетских буддистов, индусов и шаманов. Я еще не был там, но готовлюсь к исследованию.

Выводы

Я не могу доказать, что Библия и эпос "Манас" имеют один корень, но я могу представить достаточно доказательств для серьезных дебатов. Я не могу доказать, что Манас-сын Жакыпа - это Манассия-сын Иакова, но я могу часами говорить о сходствах между ними. Я не могу доказать, что кыргызы - это потомки племени Манассии, но я могу представить теорию, имеющую больше доказательств, чем любая другая схоластическая теория происхождения кыргызов. Я готов представить мое исследование на кыргызском или английском языках на Первом Международном фестивале эпосов народов мира.

Бишкек, сентябрь 2006 г


Постоянный адрес статьи - http://centrasia.org/newsA.php4?st=1158300540


nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz