Маковецкий Михаил
Кашрут
Кашрут — это свод санитарно-гигиенических предписаний в иудаизме.
Слово “кашрут” на иврите означает “пригодный”. Виднейший иудейский
религиозный авторитет, раби Моше бен Маймон (Рамбам), бывший также
одним из наиболее выдающихся врачей своего поколения, прямо дает
логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Кашрут
— это объемная система законов. Но в ее основе лежат заповеди, известных
из Торы (Ветхого Завета), и дополнительные правила, установленные
еврейскими религиозными авторитетами (большинство из которых по
совместительству были и известными врачами). В Торе существует 613
заповедей, из которых 248 являются заповедями-предписаниями и 365
заповедями-запретами. Эти заповеди были сформулированы в глубокой
древности. Дополнительные же правила создавались на протяжении более
чем двух тысячелетий в более позднее время. Евреи, часто работавшие
врачами в различных странах, на протяжении веков собирали и систематизировали
знания санитарно-гигиенического характера, создавая и изменяя дополнительные
правила.
Кашрут охватывает самые различные стороны жизни человека, включая
и обрезание, или требование к евреям всегда носить головной убор
(в Талмуде указано, что еврей не может пройти с непокрытой головой
более четырех шагов). Но, когда речь идет о кашруте, главным образом
подразумеваются санитарно-гигиенический предписания, связанные с
пищей. Существуют даже законы подготовки ножа, которым будет зарезано
животное — как затачивать нож, проверять, чтобы на нем не было ни
малейшей щербинки и т.п.; законы о том, где и как резать (только
одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии).
Кашрут принципиально разделяет все пищевые продукты на мясные и
молочные, совместное употребление которых кашрут запрещает. После
приема мясной пищи должно пройти не менее 3 часов, прежде чем можно
употреблять молочную, а после приема молочной мясо можно есть через
пол часа. Разница во временных промежутках объясняется тем обстоятельством,
что молочные продукты перерабатываются и всасываются в желудочно-кишечном
тракте значительно быстрее, чем молочные. Здесь следует упомянуть,
что рыба, согласно кашруту, мясом не является, а потому на нее правила
относительно мясных продуктов не распространяются.
Рыба является «парве» (нейтральный) то есть продуктом, который
можно употреблять как с мясными, так и с молочными продуктами. К
парве относятся так же продукты растительного происхождения. Рыбой,
согласно определению кашрута, является живое существо, обитающее
в воде, у которого имеются чешуя и плавники. И, соответственно,
все обитатели водной стихии, лишенные чешуи и плавников (киты, дельфины,
маллюски, ракообразные и т. д. в пищу употреблять, согласно правилам
кашрута, нельзя). Некоторые рыбы, не имеющие чешуи (сом, осетр,
акула, угорь и другие, есть нельзя). Соответственно осетровая (черная)
икра – не кашерна. В отличие от красной.
Еще раз отмечу, что полная система правил кашрута достаточна сложна.
Даже процесс убийства животного, которое, согласно правилам кашрута,
должно быть зарезано. Естественно, в соответствии со всеми сложными
требованиями кашрута. Этот процесс называется шхитой, а квалифицированный
резник – шохетом. Шохет обычно много лет учится в ешиве чтобы получить
общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс
шохетов, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после
этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке
туши животного на кашерность весьма многочисленны и сложны. К примеру,
легкие убитого животного не должно иметь дефектов на своей поверхности,
чешуя рыбы не должна быть повреждена и не иметь на своей поверхности
участков измененного цвета, яйца птиц должны обязательно иметь разные
концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца же тех видов
птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые
— есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). И т. д.
и т. п. Поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил
соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного,
называется машгиах (надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы
установить, есть ли признаки болезни, по которым мясо считается
не кашерным. Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых.
Впрочем, как и земноводных, и пресмыкающихся (Тора называет их шерец
— нечисть). Это ограничение обязывает религиозную еврейку хорошо
представлять их внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых,
чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожным ей приходиться быть
при употреблении в пищу муки и крупы: муку кашрут требует просеивать
через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в
ней насекомых или червей. Овощи – капусту, салат, укроп и т.п. —
также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять
и тщательно мыть, так как на них обычно бывает множество червячков
и взрослых насекомых. Многие фрукты являются излюбленным местом
обитания червей – такие, как инжир, абрикосы — и поэтому перед едой
их следует проверять с особой тщательностью. Впрочем, запрет на
употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности имеет
одно исключение. Кашрут разрешает употреблять мед. С точки зрения
кашрута, мед не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы,
наподобие того, как молоко является продуктом жизнедеятельности
организма животного, а является соком цветов, лишь переработанным
пчелой, а потому является продуктом растительного происхождения.
Вообще можно есть мясо только такого животного, которое жвачное
и парнокопытное (то есть строго травоядное). Но даже мясо зарезанных
надлежащим образом надлежащих животных, здоровье которых было непоправимо
повреждено (такое мясо называется трефным), кашрут категорически
запрещает. И так далее, и так далее, и так далее. Хотелось бы особо
отметить, что правила кашрута появились за тысячу лет до нашей эры,
то есть несколько раньше, чем учение Дарвина о естественном отборе
и основанной на ней современной классификации животного мира. Сам
Дарвин, кстати, правила кашрута изучал.
|