THE MUTINY OF THE ELSINORE»: цветные и полукровки против белых.
Джек Лондон как белый расист.
http://severniy-veter.livejournal.com/
"Мятеж на Эльсиноре" не издавался в СССР с 1929
года. Полагаю, что и изданные экземпляры позже хранились в спецхранах.
Идеи, заложенные в произведение – белый расизм и ницшеанство.
Время действия – десятые годы 20 столетия. Группа белых аристократов
отправляется в плавание на прекрасном паруснике «Эльсинора». Эпоха
парусников уходит, вместе с ними уходят и настоящие моряки, потому
нормальную команду набрать не удается, вместо неё на судно приходит
сброд. Команда состоит из полукровок, цветных, а также белых
вырожденцев. Большинство матросов – или бродяги (бомжи) или
уголовники. За исключением подкаченной тройки висельников все выглядят
как дегенераты.
Среди команды есть и идеолог – он, конечно же, красный. Вообще
у Лондона красные очень часто ущербны физически, уродливы.
Тем самым он подчёркивает свое неприятие марксизма, как идеологии
слабых. (Например, в романе «Мартен Иден» марксисты, с которыми
сталкивается герой, это тщедушные, зачморённые евреи). «Мятеж на
Эльсиноре» не является исключением. Здешний проповедник коммунизма
Муллигэн Джэкобс, отвратительный злой уродец с искривлённой спиной,
ненавидящий весь мир, брызгающий ядовитой слюной, и в то же время
преисполненный противной жалости к самому себе.
Сброду и скотам (именно так неоднократно называет Лондон матросов)
противостоят аристократы, вымирающая раса господ. Вместе с ними
их слуги: представители покорённых рас (китайцы), белые более низкого
ранга (часть матросов), отдельно – японцы (к ним Лондон питает уважение).
Безоговорочный лидер белых – капитан West (говорящее название),
автор также называет его Самураем. Он являет собой идеал нордического
героя: отлично сложен, выдержан, немногословен. Достаточно его
взгляда и короткого приказа, чтобы взять ситуацию под контроль.
Его верный помощник - мистер Пайк. Если Вест это мозг корабля, вождь,
то Пайк это боец, свирепый и непобедимый. На судне также есть помощник
Меллер (который оказывается ренегатом). Пассажиры корабля: дочь
капитана и философ, литератор и блестящий интеллектуал-ариец
Патгерст. От его лица и идет повествование. Вот фрагмент, где
герой говорит о могучем Пайке, капитане и сравнивает их с командой
«мутантов»:
«Я почувствовал гордость, почти благоговение, глядя на него.
Я был горд сознанием, что и у меня голубые глаза, как и у него,
что и у меня, как и него, белая кожа, что мое место на юте рядом
с ним и с Самураем,- почетное место одного из правящих, из господ.
Ну, а остальные- это выродки и отверженцы, это темнокожие полукровки,
ублюдки, остатки давно покоренных рас,- могли ли они идти в счет?
У меня не дрогнул ни один мускул, когда они погибали…В течение десяти
тысяч поколений и веков мы попирали их ногами, порабощали, заставляя
творить нашу волю»
Развитие сюжета идёт по узнаваемой схеме Джека Лондона: капитан
и его верный помощник погибают (Пайк с ренегатом Меллером убивают
друг друга, капитан гибнет при загадочных обстоятельствах), команда
дегенератов поднимает мятеж. Патгерсту приходится возглавить сопротивление
бунтарям и восстанавливать власть белых на корабле. Делает
это он не посредством утончённых дискуссий, а с помощью кулаков,
автоматического карабина, серной кислоты и самодельных бомб.
Боевые инстинкты Белого человека, погрязшего в роскоши, комфорте
и вирутальной (книжно-интеллектуальной) жизни просыпаются, когда
он попадает в экстремальную ситуацию (эта же идея раскручивается
в «Морском Волке»).
В итоге Патгерст и его возлюбленная Маргарет – дочь капитана (красивая,
здоровая и умная женщина) побеждают, вместе со своими слугами, мятежники
смиряются и полностью признают власть нового Хозяина.
«И пока я, стоя на краю кормы, с моего высокого места смотрел
на этих жалких людей, передо мною встало видение прошлого: передо
мной прошли все поколения моих жестоких, неукротимых властелинов-предков…
Три господина, стоявшие на этом месте, ушли из жизни – Самурай,
мистер Пайк и мистер Мэллер. И вот здесь я… не моряк, а господин
только по крови, как потомок моих предков…»
Собственно «Эльсинора» - это современное автору общество, рассмотренное
через призму ницшеанства и расизма (в тексте есть прямая отсылка
к Ницше). Белая раса вымирает: закаленные в битвах бойцы (такие
как Вест и Пайк) стареют, уходят. На смену им являются изнеженные
неправильным воспитанием и комфортной жизнью сыновья. Стремительно
увеличивается количество дегенератов, идет расовое смешение. Немудрено,
что вчерашние рабы попытаются поднять бунт и захватить власть. А
белой расе грозит именно такой сценарий, тревожится Лондон, что,
в общем-то, происходит на наших глазах.
Выход как всегда прост: укрепить власть можно только силой оружия.
«Оружие не лжёт».
|