Константин Левин
ПОП-МУЗЫКА XX ВЕКА:
КОНТЕКСТ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР
Искусство ХХ века, технологически подготовленное научно-технической
революцей и конвеерной структурой производства, а идейно и духовно
– новым этапом в сознании человека, открывшемся после эпохой Просвещения,
породило ряд феноменов, одним из которых является «современная
популярная музыка» (далее - поп-музыка)[1].
Она не имеет ничего общего ни с классической музыкой, бывшей
в течении столетия музыкой аристократии, ни с простонародным музыкальным
фольклором. Первая чересчур «сложна» в написании, восприятии
(для масс), а также в силу того, что требует специальных условий
для её прослушивания (посещения филармоний, органных залов и т.д.),
плохо совместимых с нынешним ускоренным темпом жизни. Записанная
на музыкальные носители, в обилии появившиеся в ХХ веке, она не
является в силу своей специфики аналогом записанной на аудио-носитель
поп-музыки. С фольклором она также не имеет точек соприкосновения
в силу того что большой упор в ней делается на авторство, в то время
как «народная музыка» не имеет конкретного автора, а если он и известен,
то лишь в ареале своего проживания. Рождаясь на свет в больших городах
(для полноценного существования - с помощью «родителей»: студии
звукозаписи и издающего лейбла), и являясь по сути «городской» музыкой,
она, как и в целом искусство ХХ века, теряет национальные культурные
особенности, аудитория её делится по иным, нежели этнические или
географические, признакам.
Уходя корнями в джаз, различные формы популярной городской
музыки конца XIX – начала XX века, экспериментальные произведения
в жанрах классической музыки, до конца столетия поп-музыка приобрела
бесчисленное колличество вариаций и форм, кардинально отличающихся
инструментами, способами и устройствами звукоизвлечения, но по сути
не выходя за пределы устоявшихся рамок тональности и гармонии
[2]. Немногочисленные эксперименты, ставившие себе за цель выйти
за пределы этого зацикленного круговорота одинаковых повторяющихся
мелодий, а иногда и за пределы масс-медийного контроля [3] (фактора,
появившегося одновременно с появлением поп-музыки), не указали направления
для дальнейшего развития и эволюции поп-музыки, став локальными
феноменами, не подразумевающими какого-либо «продолжения музыки».
Грубо говоря, поп-музыка ХХ века уже «закончилась», и все её дальнейшие
вариации суть повторения и повторения повторений. «Любое развитие
заканчивается, ничто новое возникнуть не может, и единственное пространство
для творчества остается в области интерпретации достижений прошлого
и объединения их в коллаже различной степени неестественности»
[4].
Возникает вопрос: в чем же «ценность», если таковая имеется,
современной поп-музыки? Является ли резонанс определенных частот,
последовательностей нот и аккордов, ритма, эффектов обработки звука
с ухом слушателя единственной её целью, и нет ли иных, внемузыкальных
критериев для оценки. Под «оценкой» понимается конечно же не
оценка с позиций музыкального критика или композитора, но попытка
критического анализа роли поп-музыки ХХ века в жизни современного
человека. И в этом анализе ключевым понятием мы вводим Контекст.
Под контекстом в данном случае понимается следующее: личность исполнителя
(совокупность представлений о нем у слушающей его аудитории); текстовое
и музыкальное содержание композиций; время, место и условия прослушивания
композиций автора. Рассмотрим все три пункта.
Неординарная, по мнению человека, личность (её формируемый
искуственно или спонтанно образ) часто интересна аудитории сама
по себе. Она становится объектом обсуждений, споров, а после – мифологем.
При этом музыка отходит на второй план, т.к. слушателю интересна
не мелодическая последовательность нот, а проекция музыки на личность
исполнителя. При этом мы разделим проекцию на простую и сложную
(в которой проводится подсознательная проверка, соответствует ли
текстовое и музыкальное наполнение композиции сложившемуся образу
автора). Примеры простой проекции: популярные исполнители, которые
в подавляющем большинстве случаев интересны аудитории прежде всего
своей «закулисной», а не концертами и исполняемой музыкой; известные
люди других творческих (и не только) профессий, которые начинают
писать музыку; люди, ставшие известными благодаря каким-то действиям
или ситуациям, не связанным с музыкой. Примеры сложной: музыканты,
работающие на аудиторию субкультур. В этом случае слушатель каждый
раз проверяет, соответствует ли данный (следующий) музыкальный материал
по своему содержанию рамкам, установленным в этой субкультуре, и
если он перестает им соответствовать, слушатель как правило теряет
интерес к исполнителю, при этом учитывается и сценическое поведение
музыканта, и факты о его личной жизни, высветливаемые в масс-медиа.
Нужно сказать, что если автор обладает достаточным «авторитетом»
у своей аудитории, он может сам раздвигать рамки субкультуры, формировать
и развивать её.
Стремление человека к самоидентификации, к тому чтобы занять «своё
место» в социуме непроизвольно настраивает его органы восприятия
на определенный символизм, символизм как определенную морфологическую,
визуальную, звуковую информацию, которая по своему содержанию совпадает
с его (воспринимающего эту информацию человека) личными переживаниями
(его профессией, мировоззрением и т.д.) и позволяет классифицировать
эту информацию как необходимую для усвоения – «интересную», «важную»
и т.д. Можно привести множество примеров, связанных с музыкой: 1)
человек, интересующийся определенной тематикой, зачастую не откажется
послушать композиции, которые будут, к примеру, содержать тексты,
как-либо связанные с этой тематикой; 2) держа в памяти фразу, проводящую
асоциативный ряд с определенными личными переживания, человек вдруг
слышит её в тексте песни, и она (песня) сразу же обретает для него
иной смысл; 3) уже упоминавшийся «субкультурный» контекст – если
какая-то композиция обладает признаками этой субкультуры (например
– использование перегруженных электрогитар, упоминание в текстах
чего-то, что является частью символизма субкультурной аудитории
и т.д.), то она так или иначе становится интересной для аудитории
вне зависимости от личности исполнителя и принадлежности его к исполнителям,
ориентированным на эту субкультуру. В даном случае речь идет только
о текстовой и музыкальной информации, визуальная играет роль лишь
если с музыкой впервые знакомятся, имея возможность одновременно
наблюдать за исполнителем (посредством СМИ, присутствуя на «живом»
выступлении).
Время и место, то есть условия прослушивания, также играют
роль при субъективной личностной оценке музыки слушателем. Поп-музыка,
исполняемая поп-исполнителем в критических ситуациях, связанных
с риском для здоровья и жизни человека, особенными эмоциональными
состояниями (как индивидуальными, так и коллективными), приобретает
совершенно иную значимость для слушателей, «меняет свой статус».
Можно привести множество конкретных примеров: 1) концерты в Белграде
во время НАТОвских воздушных бомбардировок - моментально меняется
значение исполняемой на сцене музыки, какой бы она не была. Из-за
особых условий, из-за особого коллективного состояния слушателей,
звучащая в таких условиях музыка приобретает новый смысл – может
восприниматься как «музыка протеста, борьбы», при этом та же музыка,
исполняемая в мирное время, воспринималась бы совершенно иначе (как
«романтическая», «расслабляющая»). 2) Исполнение рок-музыки в Советском
Союзе, при постоянной угрозе срыва концерта правоохранительными
органами, возможных арестов. Вне зависимости от содержания исполняемых
композиций, музыка также приобретала для слушателей смысл «протеста,
отрицания, бунта», и он сильно отличался от того, какой та же музыка
имела за пределами «железного занавеса» (известный лозунг – «пиво,
секс, рок-н-ролл»). Таким образом, при изменении внешних условий
прослушивания музыки и при этом не меняя саму музыку, в корне меняется
её контекст и значение для аудитории слушателей.
Естественно, это не означает что влияние контекста, в том виде
как оно раскрыто выше, является основоопределяющим или единственно
важным. Различные мелодические, ритмические фрагменты, заключенные
в оболочку композиции (или сами по себе), вне какого-либо контекста
продолжают приносить эстетическое удовлетворение многим людям.
Однако в условиях подавляющего однообразия и отсутствия видимых
перспектив для развития, мы пытаемся проанализировать внемузыкальные
причины, влияющие на выбор музыки человеком.
(1) Под «поп-музыкой» в даном случае понимается не то что принято
считать поп-музыкой при разбивании современной музыки на жанры,
а все новые формы музыки, появившиеся в ХХ веке;
(2) Джон Зерзан - «Тональность и тотальность»;
(4) Дмитрий Толмацкий – “Industrial Culture Extended FAQ”;
(5) Дмитрий «Даннер» Ходыко, The Litz – “Метафизика ссовременной
поп-музыки”.
|