НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Константин Левин

ПОП-МУЗЫКА XX ВЕКА:
КОНТЕКСТ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР

Искусство ХХ века, технологически подготовленное научно-технической революцей и конвеерной структурой производства, а идейно и духовно – новым этапом в сознании человека, открывшемся после эпохой Просвещения, породило ряд феноменов, одним из которых является «современная популярная музыка» (далее - поп-музыка)[1].

Она не имеет ничего общего ни с классической музыкой, бывшей в течении столетия музыкой аристократии, ни с простонародным музыкальным фольклором. Первая чересчур «сложна» в написании, восприятии (для масс), а также в силу того, что требует специальных условий для её прослушивания (посещения филармоний, органных залов и т.д.), плохо совместимых с нынешним ускоренным темпом жизни. Записанная на музыкальные носители, в обилии появившиеся в ХХ веке, она не является в силу своей специфики аналогом записанной на аудио-носитель поп-музыки. С фольклором она также не имеет точек соприкосновения в силу того что большой упор в ней делается на авторство, в то время как «народная музыка» не имеет конкретного автора, а если он и известен, то лишь в ареале своего проживания. Рождаясь на свет в больших городах (для полноценного существования - с помощью «родителей»: студии звукозаписи и издающего лейбла), и являясь по сути «городской» музыкой, она, как и в целом искусство ХХ века, теряет национальные культурные особенности, аудитория её делится по иным, нежели этнические или географические, признакам.

Уходя корнями в джаз, различные формы популярной городской музыки конца XIX – начала XX века, экспериментальные произведения в жанрах классической музыки, до конца столетия поп-музыка приобрела бесчисленное колличество вариаций и форм, кардинально отличающихся инструментами, способами и устройствами звукоизвлечения, но по сути не выходя за пределы устоявшихся рамок тональности и гармонии [2]. Немногочисленные эксперименты, ставившие себе за цель выйти за пределы этого зацикленного круговорота одинаковых повторяющихся мелодий, а иногда и за пределы масс-медийного контроля [3] (фактора, появившегося одновременно с появлением поп-музыки), не указали направления для дальнейшего развития и эволюции поп-музыки, став локальными феноменами, не подразумевающими какого-либо «продолжения музыки». Грубо говоря, поп-музыка ХХ века уже «закончилась», и все её дальнейшие вариации суть повторения и повторения повторений. «Любое развитие заканчивается, ничто новое возникнуть не может, и единственное пространство для творчества остается в области интерпретации достижений прошлого и объединения их в коллаже различной степени неестественности» [4].

Возникает вопрос: в чем же «ценность», если таковая имеется, современной поп-музыки? Является ли резонанс определенных частот, последовательностей нот и аккордов, ритма, эффектов обработки звука с ухом слушателя единственной её целью, и нет ли иных, внемузыкальных критериев для оценки. Под «оценкой» понимается конечно же не оценка с позиций музыкального критика или композитора, но попытка критического анализа роли поп-музыки ХХ века в жизни современного человека. И в этом анализе ключевым понятием мы вводим Контекст. Под контекстом в данном случае понимается следующее: личность исполнителя (совокупность представлений о нем у слушающей его аудитории); текстовое и музыкальное содержание композиций; время, место и условия прослушивания композиций автора. Рассмотрим все три пункта.

Неординарная, по мнению человека, личность (её формируемый искуственно или спонтанно образ) часто интересна аудитории сама по себе. Она становится объектом обсуждений, споров, а после – мифологем. При этом музыка отходит на второй план, т.к. слушателю интересна не мелодическая последовательность нот, а проекция музыки на личность исполнителя. При этом мы разделим проекцию на простую и сложную (в которой проводится подсознательная проверка, соответствует ли текстовое и музыкальное наполнение композиции сложившемуся образу автора). Примеры простой проекции: популярные исполнители, которые в подавляющем большинстве случаев интересны аудитории прежде всего своей «закулисной», а не концертами и исполняемой музыкой; известные люди других творческих (и не только) профессий, которые начинают писать музыку; люди, ставшие известными благодаря каким-то действиям или ситуациям, не связанным с музыкой. Примеры сложной: музыканты, работающие на аудиторию субкультур. В этом случае слушатель каждый раз проверяет, соответствует ли данный (следующий) музыкальный материал по своему содержанию рамкам, установленным в этой субкультуре, и если он перестает им соответствовать, слушатель как правило теряет интерес к исполнителю, при этом учитывается и сценическое поведение музыканта, и факты о его личной жизни, высветливаемые в масс-медиа. Нужно сказать, что если автор обладает достаточным «авторитетом» у своей аудитории, он может сам раздвигать рамки субкультуры, формировать и развивать её.

Стремление человека к самоидентификации, к тому чтобы занять «своё место» в социуме непроизвольно настраивает его органы восприятия на определенный символизм, символизм как определенную морфологическую, визуальную, звуковую информацию, которая по своему содержанию совпадает с его (воспринимающего эту информацию человека) личными переживаниями (его профессией, мировоззрением и т.д.) и позволяет классифицировать эту информацию как необходимую для усвоения – «интересную», «важную» и т.д. Можно привести множество примеров, связанных с музыкой: 1) человек, интересующийся определенной тематикой, зачастую не откажется послушать композиции, которые будут, к примеру, содержать тексты, как-либо связанные с этой тематикой; 2) держа в памяти фразу, проводящую асоциативный ряд с определенными личными переживания, человек вдруг слышит её в тексте песни, и она (песня) сразу же обретает для него иной смысл; 3) уже упоминавшийся «субкультурный» контекст – если какая-то композиция обладает признаками этой субкультуры (например – использование перегруженных электрогитар, упоминание в текстах чего-то, что является частью символизма субкультурной аудитории и т.д.), то она так или иначе становится интересной для аудитории вне зависимости от личности исполнителя и принадлежности его к исполнителям, ориентированным на эту субкультуру. В даном случае речь идет только о текстовой и музыкальной информации, визуальная играет роль лишь если с музыкой впервые знакомятся, имея возможность одновременно наблюдать за исполнителем (посредством СМИ, присутствуя на «живом» выступлении).

Время и место, то есть условия прослушивания, также играют роль при субъективной личностной оценке музыки слушателем. Поп-музыка, исполняемая поп-исполнителем в критических ситуациях, связанных с риском для здоровья и жизни человека, особенными эмоциональными состояниями (как индивидуальными, так и коллективными), приобретает совершенно иную значимость для слушателей, «меняет свой статус». Можно привести множество конкретных примеров: 1) концерты в Белграде во время НАТОвских воздушных бомбардировок - моментально меняется значение исполняемой на сцене музыки, какой бы она не была. Из-за особых условий, из-за особого коллективного состояния слушателей, звучащая в таких условиях музыка приобретает новый смысл – может восприниматься как «музыка протеста, борьбы», при этом та же музыка, исполняемая в мирное время, воспринималась бы совершенно иначе (как «романтическая», «расслабляющая»). 2) Исполнение рок-музыки в Советском Союзе, при постоянной угрозе срыва концерта правоохранительными органами, возможных арестов. Вне зависимости от содержания исполняемых композиций, музыка также приобретала для слушателей смысл «протеста, отрицания, бунта», и он сильно отличался от того, какой та же музыка имела за пределами «железного занавеса» (известный лозунг – «пиво, секс, рок-н-ролл»). Таким образом, при изменении внешних условий прослушивания музыки и при этом не меняя саму музыку, в корне меняется её контекст и значение для аудитории слушателей.

Естественно, это не означает что влияние контекста, в том виде как оно раскрыто выше, является основоопределяющим или единственно важным. Различные мелодические, ритмические фрагменты, заключенные в оболочку композиции (или сами по себе), вне какого-либо контекста продолжают приносить эстетическое удовлетворение многим людям. Однако в условиях подавляющего однообразия и отсутствия видимых перспектив для развития, мы пытаемся проанализировать внемузыкальные причины, влияющие на выбор музыки человеком.


(1) Под «поп-музыкой» в даном случае понимается не то что принято считать поп-музыкой при разбивании современной музыки на жанры, а все новые формы музыки, появившиеся в ХХ веке;
(2) Джон Зерзан - «Тональность и тотальность»;
(4) Дмитрий Толмацкий – “Industrial Culture Extended FAQ”;
(5) Дмитрий «Даннер» Ходыко, The Litz – “Метафизика ссовременной поп-музыки”.

 

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz