НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Кхенпо Чёдраг.

Бодхисаттвы


Существует два вида бодхисаттв: "обычные" и "благородные". Обычных бодхисаттв можно подразделить на две группы: бодхисаттвы на "пути накопления" и бодхисаттвы на "пути связывания".

"Начинающий бодхисаттва", такой, как мы, начинает с того, что развивает просветляющий настрой ума и образ жизни бодхисаттвы, принимая обет бодхисаттвы от духовного друга. Затем он придерживается как может этого обета, стараясь его не нарушать.

Для начинающего медитировать на пустоту возможно лишь в ограниченном смысле. Фактически он способен только изучать поучения о пустоте и размышлять над их значением. Прямой опыт пустоты, абсолютной бодхичитты, для него не возможен.

Что касается относительной бодхичитты, то начинающий лишь в состоянии поддерживать взятые обеты; действительно в большой степени приносить пользу другим существам пока ещё не возможно. Здесь можно говорить скорее о стремлении стать к этому способным. Такой "начинающий бодхисаттва" находится на "пути накопления".

На следующем "пути связывания" развитие уже настолько продвинулось и понимание пустоты настолько углублено, что возможно пребывать, покоиться в пустоте, хотя прямое познание пустоты ещё не возможно. Но есть опыт её, и это позволяет быть в высокой степени полезным для других существ.

На этой ступени бодхисаттва способен посещать различные чистые страны и обладает великими качествами. Но поскольку он может лишь пребывать в переживании пустоты, не имея прямого осознания её, на этом уровне он всё ещё будет ошибаться. Для находящегося на этом уровне возможно собрать очень негативную карму в случае, если он встречается с очень неблагоприятными обстоятельствами. Может дойти даже до того, что он переродится в одной из трёх низших областей существования.

Поэтому существа на этих первых путях считаются "обычными" бодхисаттвами.

При достижении первой ступени бодхисаттвы происходит прямое осознание пустоты. На первых семи из десяти ступеней бодхисаттвы бодхисаттва познаёт в медитации пустоту непосредственно. Что касается времени, когда он в медитации, то ошибок не возникает. Что же касается времени, когда он не медитирует и занимается каким-либо видом деятельности, то ошибки вполне возможны, так как существа на первых семи ступенях бодхисаттвы всё ещё находятся в двойственных состояниях ума. У бодхисаттв на первых семи бхуми всё ещё есть затемнённости в уме, которые им предстоит отбросить.

Но духовные затемнённости этих бодхисаттв не столь грубые, как у обычных существ. В постмедитационной фазе они видят всё иллюзорным, как во сне, и поэтому, например, у них не такая сильная привязанность, как у обычных существ. Также карма, которую они накапливают, и кармические результаты, которые, следовательно, переживаются, воспринимаются подобными сну и иллюзорными. Среди тертёнов традиции Ньингма есть группа из ста, которые считаются наиболее важными, и среди них один из самых важных Сангье Лингпа. Когда Сангье Лингпа просил подаяние, ему порой не удавалось раздобыть достаточно еды. Несколько раз в своей жизни он был на грани голодной смерти, хотя и являлся великим мастером, достигшим совершенства. Он сам говорил по этому поводу, что это - кармический результат. Даже если обладать таким совершенством, как Сангье Лингпа, всё ещё переживаются кармические последствия. Однако он реагировал не так, как это сделал бы обычный человек: благодаря силе своих медитативных способностей он видел пустотную природу своих ощущений и поэтому не страдал обычным образом.

Бодхисаттвы на ступенях с восьмой по десятую больше не обречены, в большей или меньшей степени, испытывать последствия кармы. Из двух видов затемнённостей они полностью отбросили первую - духовные затемнённости, приводящие к страданию. Но ещё есть тонкие затемнённости, которые связаны с процессами восприятия, с тем, как воспринимается действительность. У бодхисаттв на этих ступенях нет духовных затемнённостей, вследствие которых накапливается карма, так что они больше не переживают кармические результаты.

Духовные затемнённости возникают в нашем уме вследствие внешних обстоятельств, а также как результат наших собственных состояний ума. Они возникают очень легко и приводят к страданию.

В уме бодхисаттвы, например, первой ступени, это может происходить уже не так легко, поскольку у него остались лишь тенденции таких состояний ума. Собственно затемнённостей больше нет. Но они могут появляться, если бодхисаттва сходится с людьми, которые на него негативно влияют. Затемнённости больше не возникают сами по себе, но лишь через силу внешних обстоятельств.

Перевёл с немецкого Вагид Рагимов.


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz