Лама Оле Нидал
НАСТАВЛЕНИЯ (об эмоциях, сексе, любви, счастьи, интеллекте)
Работа с мешающими эмоциями
Свободная игра безграничного пространства проявляется во внешнем
мире как галактики, планеты, существа и ситуации, как объекты наших
органов чувств и научных исследований; а на внутреннем плане это
- мысли и чувства. Они появляются, играют, узнаются нами, побуждают
к действиям и снова возвращаются в потенциал ума.
Все двойственные культуры отделяют ум от его творений, что приводит
к крайним взглядам, ограничивающим жизнь. Два наиболее распространённых
крайних взгляда - это материализм и нигилизм. Спустя несколько
столетий после Будды, в период древних греков многих беспокоили
философские школы, провозглашавшие истиной нигилизм. Многие люди
видели опасность для общества в идее того, что вещи можно делить
до тех пор, пока ничего не останется, и выдвинули взамен идею о
существовании неделимой сущности, которую назвали "атомос".
Этот постулат не представлялось возможным доказать, однако он защищал
своих авторов от угрозы несуществования и "чёрных дыр".
Мысль о пределе, после которого расщеплять частицы больше не
возможно, делала материальный мир реальным и существующим.
Но это не принесло долговременного успеха. Абстрактно мыслящие
люди не переставали появляться, и концепции нигилизма не умирали.
Очень легко заметить связанные с этим изменения в области искусства
на неустанно экспериментирующем Западе, происходившие на протяжении
последних 2300 лет. Периоды материализма обозначались большими фигурами
женщин в окружении множества детей и фруктов и преобладанием в живописи
охровых и прочих земляных тонов. В языке часто употреблялись короткие
глаголы, указывающие на активные действия. Культура в этот период
была экспансивной: выигрывались войны, захватывались новые территории,
пересекались океаны и расчищались земли.
Однако весьма скоро даже самые позитивно мыслящие люди обнаруживали
привидение, угрожающее их райской идиллии: факт непостоянства. Чем
больше существа имеют, тем больше им приходится оставлять, когда
они умирают. Кроме того, если вещи реальны, то реальны тогда и старость,
болезни и смерть. Таким образом, материализм делает реальными
проблемы, что крайне прискорбно.
Внешним признаком такого разочарования является минималистский
подход. Люди стараются как можно меньше вовлекаться в прелести жизни.
Глаголы и предложения становятся длинными и сложными, фигуры на
картинах обретают индивидуальные черты, становятся худыми и несчастными,
а цветовая гамма колеблется между оттенками зелёного и синего. Но
вскоре здравый смысл сводит на нет и эту попытку найти безопасность
в экстремальном подходе. Если даже сделать всё серым и превратить
в ничто, боль почему-то не исчезает и остаётся реальной. Таким образом,
проблемы всё равно остаются, да к тому же ещё исчезает радость и
способы влияния на то, что происходит.
Как это свойственно европейской культуре, со временем обретали
систематизированный вид и другие наблюдения касательно внешнего
мира. Родились такие взгляды, как экзистенциализм, имманентность
и трансцендентализм.
Не меньшее разнообразие взглядов царило и в области опыта. Учение
Будды с его абсолютным характером лишь недавно стало известно образованному
миру. Оно показывает ум как пространственный по сути, лучезарно
осознающий по природе и неограниченный в проявлениях. А до сих пор
не было недостатка в увлечениях обусловленными аспектами ума. Не
имея ключа к бесстрашию, спонтанной радости и активному сочувствию,
которые становятся постоянными, когда ум узнаёт сам себя, люди предавались
многочисленным экскурсам в область изменчивых и беспорядочных чувств.
От героических до сентиментальных или напоминающих детский сад,
эти психические состояния могут доминировать в жизнях людей, не
опирающихся на буддийское видение и медитацию. Они производят бессчётное
множество слов и действий, ограничивающих счастье и выбор существ,
сейчас и в будущем. Следовательно, в них нужно разобраться.
Итак, какова движущая сила обусловленных радостей и страданий мира?
Ответ - неведение и то, что это состояние порождает. Если
человек привык к эмоциональным ваннам вины и прощения религий веры
с богами-личностями, которым почему-то не вполне удались их творения,
то приведённое выше утверждение может показаться ему немного жидким.
Однако это - логично, с любого угла зрения, а неизрасходованная
интенсивность ума может получить прекрасное применение в других,
более конструктивных областях.
Когда понимаешь, что нет нужды в каком-либо внешнем факторе для
создания явлений, что это ум играет со своим безграничным потенциалом
в виде как пространства, так и внешних и внутренних миров, осознаёшь
необходимость ближе познакомиться с источником. Но это трудная задача.
Непросветлённость как раз и означает, что ум не видит сам себя.
Знание того, что происходит снаружи, есть аспект выживания, и все
существа в разной степени способны на это посредством своих органов
чувств. Но что касается самопознания, то здесь ум можно сравнить
с глазом. Сам по себе он не познает, чем он является. Как же происходят
непросветлённые умственные процессы обычной жизни? Посредством нескольких
логических шагов.
Извечная неспособность существ воспринимать субъект, объект
и действие как части одного целого порождает первичные мешающие
чувства. Известные как привязанность и отвращение, они недолго остаются
в одиночестве. Их несравненные производные - это, с одной стороны,
жадность и алчность, и с другой - ревность и зависть, соответственно.
Неведение порождает, в свою очередь, обедняющий вид гордости, который
заставляет думать, что мы лучше других. Думая так, мы всегда находимся
в плохой компании, и такая гордость успешно крадёт у нас радость
жизни.
Как молекулы могут достигать лишь определённой степени сложности,
по всей видимости, и чувства распадаются, когда становятся слишком
усложнёнными. Будда утверждает, что они могут проявляться в 84000
различных комбинаций. Затмевая ум, они - всё, что препятствует высшему
блаженству и спонтанно "совозникающему" озарению, полному
свечению "здесь и сейчас". Если уметь видеть, чем они
являются на самом деле, а именно всего лишь беспорядочным шоу на
своём внутреннем телеэкране или зоопарком, покидающим наш ум, то
мы можем решить либо не обращать на них внимания, либо от души посмеяться
при виде забавных животных. Наслаждение подобной свободой доступно,
главным образом, медитаторам, которые наполнили осознаванием пространство,
окружающее явления ума. Другие же считают эти чувства (беспорядочные
эмоции) реальными, несмотря на то что те постоянно изменяются. Под
их влиянием существа совершают неловкие действия и говорят вредные
слова, которые, в свою очередь, закладывают трудные впечатления
во внешний мир и в наше сознание-хранилище. Когда такие неясные
причины производят внешние или внутренние неприятности, существа,
как правило, забывают, что это они сами устроили себе "сиденье
из кактусов". Они думают, что их боль вызвана другими, поэтому
делают или говорят что-то против них, и так сеют свежие семена будущих
нежелательных состояний и событий.
Но это не обязательно должно быть так. Тот факт, что настоящее
обусловлено прошлым, как раз означает возможность взять в свои руки
будущее. К этому можно подойти по-разному - также и внутренне. Можно
избегать мешающих чувств, ослаблять и трансформировать их или даже
использовать для узнавания ума. Вовсе не будучи "грехами"
или чем-то абсолютно ужасным, наши ощущения отражают нашу карму,
а наш способ обращения с ними - наш уровень зрелости.
Предмет эмоций популярен в обществе, где люди располагают свободным
временем и стремятся обращать взоры внутрь. Кроме того, он часто
всплывает в теоретическом освещении традиционных текстов. Я хочу
обратить внимание читателя на точку зрения, которая, по-моему, ещё
недостаточно исследована. Она позволяет зрелому человеку уверенно
усесться в водительское кресло и делает зубастыми поучения в книгах,
например, в книге "Каким всё является на самом деле".
Эффективная и практическая работа с мешающими чувствами подобна
разумному ведению боевых действий. Она подразумевает готовность
к несентиментальной оценке противника и честному знанию собственной
силы. Затем нужно определиться в тактических и стратегических подходах
и постараться максимально обратить противоборствующую силу себе
на пользу. Поскольку познанный ум означает вневременное счастье,
а запутанность не имеет конца, то в этом сражении необходимо победить!
Оценка противника означает исследование его природы. Взрываются
ли быстрые и неуправляемые эмоции подобно жарким вспышкам, производя
вредные действия и слова, или наш ум предпочитает медленное горение?
Придерживается ли он негативного настроя, постепенно его нагнетая,
пока не случается настоящая неприятность? В первом случае резкий
звук "Пэй", произнесённый про себя или немного в голос,
может рассеять поверхностную мешающую энергию. Если у вас есть лама,
которого вы ощущаете близким, то можно также мгновенно представить
его над своей головой, затем как бы втянуть его внутрь и просто
быть ламой.
Если ваши эмоции постепенно и медленно набирают силу, то очень
полезно создавать масляную плёнку из мантр, чтобы негативные эмоции
плавали на ней. Это держит их поодаль, не подпускает к телу и речи
и предотвращает образование разрушительных привычек. Поскольку они
обусловленны, то спустя некоторое время они непременно потеряют
силу и отпадут. Ум это заметит и в следующий раз не так легко попадётся
на их удочку. Знание собственной крепости требует также некоторого
самоанализа и опыта. Как у меня дела сегодня? Какие трещины сумел
проделать недавно внешний мир в моих доспехах? На какое чувство
предыдущего роста и выдержки я могу положиться для противодействия
нынешнему оппоненту?
Ответ включает в себя один или несколько из следующих шагов.
Уход от проблемы. Это вряд ли можно назвать героизмом: лучше
пойти погулять, когда надвигается ситуация, в которой мы, как правило,
садимся в лужу. Тем самым мы избежим драм и сэкономим драгоценное
время. Тогда сможет развиться освобождающая способность обозревать
события в целом. Хотя безопасный ретроспективный взгляд на события,
с которыми мы неспособны были справиться, не лучшее из всех свершений.
Но всё же это предпочтительнее того, чтобы действовать по-дурацки.
Следующий шаг - это возрастающее осознавание возможности трансформации
помех, которые не являются такими реальными, как кажутся. Для начала
нужно научиться понимать, что данная эмоциональная трудность не
ощущалась ранее и, следовательно, она наверняка пройдёт. И сейчас
она неуклонно меняется. Такое возрастающее осознавание нереальности
и призрачности трудных психологических состояний открывает широкий
спектр возможностей по их трансформации, и ведущими при этом являются
методы сочувствия и сравнения. Если собственные проблемы кажутся
нам серьёзными, то достаточно почитать в газете, не придерживающейся
политической корректности, что делают люди в отношении друг к другу
во всей Африке, чтобы в нашем восприятии прибавилось розовых тонов.
А если кто-то чувствует себя стеснённой, живя в бездушном обществе,
где доминируют мужчины, то ознакомление с бедственным положением
мусульманских женщин поможет рождению сопереживания и поиску реальных
решений.
В неожиданно возникающих ситуациях помогут мысли такого рода: "Хотел
ли я быть на его месте?", или "Несколько минут общения
с ней - это ужас, а она не может никуда от себя уйти круглые сутки".
Это может лишить жала большое количество конфликтных ситуаций и
способствовать появлению хотя бы каких-то хороших чувств по отношению
к несчастливым людям. Буддисты знают, что люди бывают трудными скорее
от неведения, чем от зла, и наносят большой урон самим себе: такое
сочувствие постепенно становится автоматическим.
Высшим среди методов переработки мешающих чувств является использование
силы своего видения. Поскольку мы стремимся к осознаванию зеркала
за картинками, ум, производящий и воспринимающий явления, станет
понимать, что все существа обладают природой Будды, и все вещи -
свободная игра ума. Тогда мы будем вести себя как Будда в обществе
потенциальных коллег и видеть мир как Чистую Страну. Воспринимая
все мысли как мудрость независимо от того, что это за мысли, и имея
возможность слышать все звуки как полезные мантры, можно будет впускать
вора в пустой дом, где он не найдёт ни энергии, ни внимания к себе.
Мешающие чувства становятся слабее, и возникают радость и восторг
по мере того, как мы учимся наблюдать за ними со стороны. То, что
казалось большими препятствиями, предстаёт теперь в облике друзей.
О Счастье
Речь на семинаре по психологии в Базеле, Швейцария.
Что говорит буддийское учение о счастье? Я начну с широкого
понимания этого с точки зрения практика (йогина) в тибетском буддизме.
В основном в буддизме разделяются обусловленное и не обусловленное,
относительное и абсолютное счастье. Относительное счастье связано
с опытом, абсолютное счастье - непосредственно с переживающим опыт.
При взгляде на внешний мир - на заводы, улицы, дома и машины, становится
очевидно, что всё это было создано потому, что люди хотят ощущать
что-нибудь приятное. Больницы и тюрьмы, с другой стороны, были построены,
чтобы избежать определённых видов страдания. На самом деле, существа
постоянно пытаются изменить внешние условия с целью получения хорошей
отдачи. Но, как бы ни были красивы дома, машины или, например, пейзажи
- они не могут испытывать счастье.
Единственное, что вообще может быть счастливым - это ум. То,
что смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами в данный момент
- вот, где всё происходит. Поэтому всеобщее стремление основать
счастье на внешних факторах приносит лишь преходящие плоды и ложно
направлено; это подобно попыткам передвинуть что-нибудь на расстоянии
с помощью хлыста. Любые старания добыть продолжительное счастье
посредством обусловленных причин просто не работают. Особенно в
момент смерти становится совершенно очевидно, что "у последней
рубахи нет карманов", как говорят датчане. Ничего нельзя взять
с собой, и можно рассчитывать только на непреходящие ценности. Поэтому
мудро использовать своё время для поиска источников действительно
постоянного счастья.
Всё обусловленное, созданное и рождённое - относительно и непостоянно
по своей природе, оно не может быть прочным и снова должно распасться.
Существа, которые не осознают свой вневременный ум, сталкиваются
с тремя видами страдания. Первый - это катастрофическое состояние,
когда всё идёт кувырком. Например - человек ужасно болен, половина
его друзей и родственников при смерти, всё рушится, и жизнь - драматична,
болезненна и трагична. Второй вид страдания часто ошибочно принимают
за счастье: это переживание новизны постоянных перемен. Можно думать:
"Ух ты, всё время новые картинки! Как здорово!" - но лишь
до тех пор, пока вы не начнёте пытаться их удерживать. Это, конечно
же, невыполнимо, и, в конце концов, всё утекает сквозь пальцы, и
вы чувствуете себя потерянными. Наконец, существует третий уровень
страдания, который проявляет себя как внутренняя неудовлетворённость
и разочарованность. Большинство людей не может даже обнаружить его,
будучи слишком занято первыми двумя видами. Это - тот факт, что
ум почти всегда находится в состоянии затемнённости. Мы едва можем
воскресить в памяти вчерашний день, а прошлая неделя уже и вовсе
не помнится. Мы не помним рождение и прошлые жизни, и не знаем,
что случится в будущем. Один или несколько из этих трёх видов страдания
присутствуют всегда, пока человек не распознает их и не начнёт заменять
преходящие ценности на те, которым действительно можно доверять.
На что можно действительно положиться в этом мире? - Ни на материализм,
ни на нигилизм. Внешние и внутренние явления не обладают ни существованием,
ни несуществованием. Так же, как мысли и чувства приходят и уходят,
можно вызвать полное исчезновение частиц атома. В то же время, они
снова появляются из кажущегося пустым пространства. Это означает,
что сегодня оба крайние направления философии потеряли свою научную
основу. Существование и несуществование в равной степени не могут
быть доказаны и должны рассматриваться как две стороны одного целого.
Если искать действительную сущность, то - все объекты снова исчезают;
если пытаться удерживать пространство пустым - оно само собой наполняется.
Если всё выглядит так, то на что же можно положиться? Что обладает
силой удерживать вещи? Есть только одно, чему можно абсолютно доверять
- потенциал пространства.
Пространство - это намного больше, чем чёрная дыра или "Ничто".
Часто мы знаем, кто звонит, раньше, чем услышим голос по телефону,
часто приходят письма от людей, о которых мы недавно много думали,
и это - не благодаря улучшившемуся слуху или зрению, а благодаря
тем моментам, когда мы забываем о своей отделённости от целого,
когда мы обнажены и открыты и просто покоимся в том, что происходит.
В такие моменты мы воспринимаем не только через наши органы чувств,
но и через вибрацию каждого атома нашего тела. Так как пространство
и энергия внутри и снаружи - выражения единого целого и не могут
быть разделены, то мы всегда со всем связаны. В буддизме это называется
"Состояние Истины" (на санскрите "Дхармакайя",
на тибетском - "Чёку"). Это означает, что всё сущее -
части единого целого. Это также значит, что пространство подобно
вместилищу, и мы находимся внутри него. Как бы то ни было, всё равно
нужно оценивать расстояния, поскольку это необходимо для выживания.
На протяжении тысячелетий тот, кто мог оценить, насколько близок
тигр (или сейчас - насколько близок грузовик), обычно был в состоянии
выжить и передать дальше свои гены. Многие поэтому сначала сопротивляются
этому пониманию целого, хотя ясно, что гораздо больше пространства
вокруг, чем между. Если сознавать расстояния между звёздами в космосе,
то даже Австралия близка. Я советую развивать эту точку зрения.
Важно видеть пространство как то, что соединяет существ и является
живым; как вместилище, которое также передаёт информацию между существами.
Однако пространство не только осознаёт, но (что делает всё еще интереснее)
оно радостно по своей природе. Сияние ума само по себе гораздо богаче
обусловленных ощущений радости, к которым мы все стремимся. Лучшие
моменты жизни - на самом деле, подарки, и они появляются, когда
существа забывают самих себя. Это ситуации, когда чувства разделённости
исчезают, как это бывает в объятиях любимого человека, - вневременные
моменты единения. Тогда может проявиться природная, вневременная
радость ума, которая станет постоянной, если остаться в богатстве
непосредственного переживания вне надежд и страхов. Это состояние
неотделимо от пространства, выражает его безграничные качества и
является наиболее убедительным. Высочайшая радость, таким образом,
неотделима от спонтанной проницательности ума и представляет собой
проявление мудрости. Это - умственная радость. Это основа всего
внешнего и внутреннего, которая может даже распознать себя в действии.
Наконец, поскольку пространство неограниченно, оно проявляется
как любовь. Это не означает такую доброту, когда, как западный
человек из разумного, высокоразвитого общества, думаешь, что надо
помогать людям в гетто и бедных частях мира. Это, конечно, очень
хорошо, особенно если создавать для них возможности рожать меньше
детей. Однако, это только тень того безграничного переживания, когда
любовь появляется из чувства единения. Когда субъект, объект и ощущение
- одно целое, и невозможно отделить своё желание счастья от таких
же желаний других, тогда находишься в состоянии необусловленности.
Взгляд на мир делает это чувство чрезвычайно естественным. Не может
быть сомнений в том, что все существа хотят быть счастливыми и избегать
страданий. Эта полная открытость ума подготавливается буддизмом
Великого Пути или Махаяны и быстро достигается с помощью бесчисленных
искусных методов практики Алмазного Пути.
Три старые школы тибетского буддизма, которые основаны на медитации
и передаче, особенно быстро приводят к этому состоянию. Под воздействием
того, что называется Великая Печать или Великое Совершенство, основа,
путь и цель становятся освобождающими. Особенно в линии Кагью, которую
я представляю, зеркало и его сияние никогда не разделяются. Пространство
и блаженство понимаются как одно. То, что смотрит нашими глазами
и слушает нашими ушами, есть ясный свет. Это - не что-то внешнее.
Однако, это не такой свет, как от прожектора, но - постоянное состояние
свежести, волнующее "здесь и сейчас", и моменты озарения
появляются в прямой связи с событиями и ощущениями. Когда непрерывное
"ага!" сопутствует любому переживанию, это истинная радость
и - цель.
Такое постоянное состояние, однако, будет полностью осуществлено
только путём рассмотрения того, кем мы действительно являемся. Такой
анализ принесёт убеждённость в том, что нельзя быть телом. Тела
всё время меняются. Они были рождены, позже умрут, а сейчас находятся
в состоянии непрерывного изменения. Всё, что имеет непостоянную
природу, не может быть действительно существующим. Осознание того,
что не являешься телом, поначалу удивляет, но затем приносит облегчение.
Кто хочет быть чем-то, что становится старым и больным и потом умирает?
Очевидно, что никакое временное тело не может быть основой для подлинного
счастья. Разочарованные телом, некоторые люди начинают отождествлять
себя со своими мыслями и чувствами. Это, однако, ещё менее убедительно.
Состояние ума изменяется гораздо более заметно, чем внешнее вместилище.
В Фаусте Гёте, в диалоге между дьяволом (Мефистофелем) и Фаустом,
первый утверждает, что ничто не меняется так быстро, как эмоции
существ. Отождествляющийся с обусловленными состояниями ума пребывает
в замешательстве. Единственно истинные чувства, неизменные и вневременные
- как океан под волнами - это бесстрашие, радость и подлинное сочувствие.
Они таковы потому, что появляются из единственного источника, который
никогда не меняется, - сияющего и вневременного пространства ума.
Только пространство не создано и существует за счёт своей собственной
силы. Как уже отмечалось, оно богато и игриво по природе, и в качестве
вместилища - безгранично. Оно без усилий выражает сочувствие и объединяет
всё. Это цель учения Будды. Он хочет, чтобы существа чувствовали,
что они океан, а не волны, и нацелен освободить всех, показывая
зеркало вместо картинок в нём. Всякий может переживать себя как
сияние, которое знает, и тогда его не будет тревожить поток объектов
знания. Вот то, чему Будда хочет учить существ. Безграничная радость,
указанная им, достигается познанием самого ума.
Понимание, что ум не рождён и не создан, всё в жизни делает подарком.
Когда люди становятся способны доверять присущей им Будда-природе,
медитации Алмазного Пути дают возможности работать с умом через
форму или абстракцию. Форма использует фазы построения и слияния,
или растворения. В этом случае вы представляете Будд перед или над
собой как формы энергии и света. Эффект обратной связи влияет на
движения в энергетических каналах тела. Это сопровождается чувством
большого блаженства и засевает семена надличностных качеств и способностей.
Когда Будда-аспект проявляется, вы строите дополнительный вибрационный
мост между собой и светоформой, применяя мантру. Наконец, вы растворяете
её в свете и сливаетесь с ней так же естественно, как вода сливается
с водой или свет соединяется со светом. Тогда все формы исчезают,
и остаётся только осознавание. В его безграничном пространстве,
вне воспринимающего, восприятия и воспринимаемого, нет центра и
грани; оно свободно от "там и здесь". Ум познаёт свои
бесчисленные качества, опираясь на собственную силу. В этой фазе
нет никакого напряжения. Это полностью отличается от христианских
стремлений думать только хорошее или индуистских стараний не думать
вообще, что излишне упрощает ум. Оставаясь в сути того, что осознаёт,
и позволяя естественно приходить и уходить мыслям, не оценивая их,
обретаешь вневременное проникновение. Прежде, чем сознание притупится,
вновь позволяешь возникнуть миру, свежему, сияющему и новому, и
делишься всеми накопленными хорошими впечатлениями со всеми существами.
Одна из медитаций Алмазного Пути очень глубока и легко доступна
через силу желаний практикующего. Она глубоко изменяет существ,
и я учу ей дюжину раз каждый год по всему миру. Это - известная
как "Пхова" практика Осознанного Умирания. Девятьсот
пятьдесят лет назад героический Марпа получил передачу её
от своего учителя Наропы, и сейчас подобный метод, похоже,
существует только в трёх "старых" школах тибетского буддизма.
Он обучает контролировать процесс умирания, чтобы потом, во время
смерти, послать свой ум в Чистую Страну высочайшего блаженства.
Практика вызывает три плана знаков. Внешний - физический и представляет
собой отверстие на макушке на расстоянии восьми пальцев от первоначальной
линии волос. Обычно это маленькая ранка - не что-то большое - однако
чувствительная к прикосновениям и видимая благодаря капле крови.
Во время практики многие получают опыт беспрепятственного выхода
из тела. Второй, "внутренний" знак - это незабываемые
состояния блаженства и свободы. Также всплывает множество подсознательных
впечатлений в то время, как мощная практика прочищает центральный
энергетический канал тела. В это время могут возникать страхи, ощущение
опасности, но когда - благодаря собственной зрелости или силе ламы
- цель достигается, люди говорят, что ощущают это настоящим свершением
в жизни и чувствуют большое облегчение. Третье, тайное достижение
- уверенность в том, что мы, в значительной степени, распрощались
со страхом. Это - некое осознавание того, что ты как бы неразрушим
и различные виды страданий ушли. Растёт число людей, которые посредством
Пховы обретают покой внутри себя и больше соотносят себя с тем,
что воспринимает, со своим сознанием, чем с многочисленными объектами
восприятия. Это не что-то интеллектуальное, но - нечто всеобъемлющее:
ведь легко просто говорить правильные слова. Здесь же знаешь вне
всяких сомнений, что тело и речь - это богатство, средства, с помощью
которых может быть принесена польза другим существам. Так возрастает
непоколебимое осознавание ума - самый важный опыт в буддизме. Возникает
понимание, что ничего не надо доказывать или оправдывать.
Мы - это то, что смотрит и слушает в данный момент, что сознательно
и способно воспринимать. Бессмысленно позволять увлечь себя из своего
центра быстротекущим событиям внешнего и внутреннего Диснейленда.
На основе стабильного умственного уровня тело и речь используются
для помощи существам в их преходящих запутанных состояниях. Настоящей
целью является быть полезным для других с уровня бесстрашной радости.
Будда учил различным способам достижения этого. Людям не бунтарского
типа - тем, кто предпочёл бы избегать трудностей, он советовал монашеский
путь самоотречения. Этот статус даёт социальную безопасность: монаху
не нужно вступать в противоборство, он действительно защищён. Тем,
кто был предрасположен к покорению жизни и хотел оставить после
себя значительный след, он советовал жить в миру. В этом случае
Будда фокусировался не на том, чего следует избегать, но на том,
что возможно и привлекательно, на том, как делать жизнь богаче и
осмысленнее для других и для себя. Высший уровень поучений, который
Будда давал тем, кого можно назвать "практиками", касается
способа видения. Раньше их называли "йогами", но это слово
вызывало у многих ассоциации с индусом в чалме; поэтому я выбрал
новый термин, который указывает на стремление к результату. Он относится
ко всем, кто бесстрашно стремится к просветлению. Для практиков
царь - это видение, и главное здесь - воспринимать всё в свете высочайшей
чистоты. Необходимо понимание, что не нужно умирать для того, чтобы
попасть в Чистую Страну, и не нужно отправляться в дальнюю дорогу.
Это - глубоко освобождающее осознавание того, что ум каждого -
ясный свет, и что это относится даже к сильно затемнённому сознанию
маленького паучка, пониманию которого доступны только несколько
квадратных дюймов паутины. Если, кроме того, хорошая карма позволяет
воспринимать всё свежим и новым, чувствовать каждый атом дрожащим
от блаженства и скреплённым любовью, то ум действительно сможет
выражать свою радостную мощь. Счастье тогда будет непрекращающимся,
и вопрос только в доверии. Смелость довериться своей основополагающей
благости и прыгнуть из картинок в зеркало подарит весь мир. Когда
сознание перемещается с волны на океан и поворачивается от переживания
к переживающему, то есть только самопроизвольная радость. Таким
образом, мою лекцию подытожит простая фраза: "Ведите себя как
Будда, пока не станете им". Вы согласны? Это означает подъём
уровня восприятия, и, на самом деле, нужно только стереть пыль со
своих глаз, чтобы узнать во всём выражение любви и самопроизвольную
совершенную мудрость; чтобы увидеть, как безграничные возможности
ума играют здесь и сейчас так же, как везде и всегда. Только это
проникающее видение обеспечит истинное, абсолютное и постоянное
счастье, и буддийские медитации направлены непосредственно на это
переживание.
Две с половиной тысячи лет назад, в соответствии с пониманием своего
времени, Будда описал своё состояние как "прекращение страданий".
Сегодня это кажется явной недооценкой, и мы уподобили бы это переживание
тому, что мы вставили два пальца в розетку и пропускаем через свои
кости всё напряжение города. Эта интенсивность, неотделимая от высочайшей
ясности и блаженства, и есть то состояние, о котором мы говорим.
Этим объясняется то, почему Будды в высочайшем состоянии Ануттара
всегда изображаются в виде союза мужского и женского аспекта. Такой
союз - ближайшее к той радости состояние, доступное для людей. Три
вида медитации приводят существ к этому состоянию. Первый успокаивает
и удерживает ум. Это можно сравнить с чашкой кофе, которую перестали
трясти, и теперь всё естественно отражается в ней. Второй уровень
задействует мотивацию. Здесь погружение поддерживается сочувствием
и мудростью, и мы более всесторонне участвуем в процессе. На третьей,
высшей ступени - ступени отождествления - ничто не остаётся в стороне
от нашего устремления. Её исходная позиция и методы способствуют
тому, что понимание, сила и глубокое доверие приводят к полному
созреванию все качества, присущие уму. У нас тогда сначала вырабатывается
однонаправленность в связи с тем, что ум богат и ни в чём ниоткуда
не нуждается. Он может счастливо оставаться там, где он есть. Во-вторых,
мы становимся естественными, потому что свечение того, что здесь
и сейчас, превосходит всё, что только можно себе вообразить. В-третьих,
ум начинает осознавать себя во всём, что происходит: непоколебимый
воспринимающий осознаётся сквозь каждое событие и ощущение. Зеркало
- более сияющее, чем картинки в нём, и возможность осознавать становится
важнее того, что сейчас на горизонте осознавания - приятные или
неприятные вещи. И, наконец, на четвёртом уровне больше не требуется
сознательных усилий. Без сомнений и деления на субъект, объект и
действие мы автоматически исполняем то, что необратимо ведёт существ
к зрелости.
В заключение отмечу то, что должно быть освобождающим для психологов
и терапевтов: коллективная истина на обусловленном уровне иллюзорна.
Большинство думает, что между радужными подъёмами и сумрачными падениями
должно существовать нечто действительное, заслуживающий доверия
уровень истины. Но он никогда не обнаруживался на обусловленном
уровне. При поиске чего-то действительно присутствующего и неразрушимого
находится только пространство. Именно из пространства всё появляется.
Всё узнаётся благодаря его ясности, и всё внешнее и внутреннее возвращается
в его неограниченную сущность. В его совершенстве дополняют друг
друга высшая радость, любовь, сила, отвага, энергия, мудрость и
проницательность. Другими словами, нам есть на что положиться. Высший
уровень действия и есть высший уровень истины. Чем лучше вы себя
чувствуете, чем плавней всё движется, чем более волнующие грани
ума проявляются, тем больше вы приближаетесь к состоянию Будды.
Есть только одно различие между Буддой и нами - он развил все качества
тела, речи и ума. То же самое может сделать каждый. Как я уже говорил
несколько раз, и путь, и цель хороши. Много счастья вам и тем, кто
вокруг вас!
Перевод с английского - Наталья Егорова.
Редакция - Вагид Рагимов.
О любви и сексе
Это интервью было взято у ламы Оле в 1993 году, в купе поезда,
во время утомительного переезда, где-то между Красноярском и Иркутском.
Мы постарались собрать самые щепетильные и прямые вопросы по теме
"любовь и секс", которые люди стеснялись задавать на публичных
встречах с Оле, и вывалили их на голову ламы с довольно дерзкой
напористостью. В те годы это действительно казалось чем-то "из
ряда вон выходящим", хотя сейчас эти вопросы, конечно же, уже
не могут показаться таковыми. Напротив, мы с радостью их публикуем,
так как особенно в последнее время у многих возник вполне понятный
интерес к теме буддийского взгляда на партнерство и взаимоотношения
междумужчиной и женщиной.
Вадим Меньших и Григорий Серебряный.
В: Оле, мы хотели бы поговорить на тему о любви, сексе и партнерстве
с точки зрения Дхармы. Вопросы, которые мы собрали, это вопросы
разных людей, но на одну тему.
О: Есть много поучений по этой теме, например, одна книга, в которой
говорится о сексуальной жизни Будды до того, как он стал монахом.
Она написана одним американцем и называется "Последний просветленный".
Но она не очень убедительна. У него нет тантрических поучений, и
он не знает о возможности встречи женских и мужских энергий, о внутренних
соединениях, которые могут происходить, он просто описывает внешние
вещи.
В: Как можно использовать энергию любви и чувств, связанных с любовью?
О: Все чувства являются сырьем для просветления. Чувства подобны
куску горячего железа на конвейерной ленте. Если оставить его на
ней, он не принесет пользы, с ним невозможно работать, он создает
проблемы для вас. Но если вы пропустите этот кусок железа через
пять других аппаратов, то получится какой-либо хороший продукт,
на котором будет написано: "Сделано в России" или "Сделано
на Украине". И его можно для чего-то использовать. Таким образом,
очень важно знать, что чувства - это сырье для чего-то. Как вы можете
видеть - чувство проявляется в пространстве, играет в пространстве,
его знает пространство, и оно возвращается обратно в пространство.
Если вы способны позволить "вору войти в пустой дом",
то, к своему удивлению, вы скоро увидите, что там, "где волна
возвращается в океан", возникает определенная мудрость и особое
знание. В случае любви - это способность узнавать вещи отличными
друг от друга, т.е. видеть их по отдельности, и одновременно, как
части одного целого. Затем, если исчезает злость, она превращается
в ясность, подобную зеркалу; когда исчезает ваша запутанность, вы
становитесь интуитивны и, одним словом, все чувства - действительно
сырье для просветления.
В: Кто такая Дакини? Что это на Западе и что в Тибете? Как она
может помочь? И какие ошибки могут быть, когда человек с этим работает?
О: Прежде всего, Дакини - это женский принцип просветления.
Точно так же, как мужскими аспектами являются радость и активность,
женскими аспектами являются пространство, интуиция, мудрость.
В: А все женщины Дакини?
О: У всех женщин такая природа, но некоторые очень сильно развили
ее. Ум сам по себе не обладает полом, он как ясное пространство.
Но когда начинает работать посредством женского или мужского тела,
он обретает то или иное направление. И, чтобы ответить на вторую
часть вашего вопроса, я скажу, что самое важное - всегда хорошо
относиться к дакиням. Если вы видите их на высоком уровне и хорошо
к ним относитесь, они будут давать вам очень много благословения.
Иначе они могут создавать много проблем.
В: А что такое практика Дакини?
О: Как я уже сказал, Дакини - это элемент воодушевления мира. Как
мужчины разными видами поведения и способами занятия любовью либо
успокаивают, либо обогащают, либо очаровывают, либо защищают, так
разные типы женщин содержат в себе разные виды мудрости. Если
вы поклоняетесь одной из них, она сделает ваш ум ясным, как зеркало;
другая покажет вам богатство мира: как все состоит из разных вещей;
третья даст вам способность различения, видения всего по отдельности
и в более широком плане одновременно; четвертая даст вам опыт; и
пятая сделает вас интуитивными. Вот как они работают. Вы поклоняетесь
им либо в качестве своей любовницы, либо, если это не подходит кармически,
то в качестве своей сестры, дочери или матери - в зависимости
от того, каковы взаимоотношения - и получаете все виды мудрости.
Важным здесь является открытость и способность видеть мужчину или
женщину, с которыми вы находитесь, на высоком уровне. Если же вы
все время думаете о том, что она недостаточно хорошо чистит зубы
или пользуется не очень хорошими духами, то, конечно, вы не достаточно
открыты и не многое можете воспринимать. С другой стороны, если
вы способны видеть своего партнера на высочайшем уровне, вы можете
перенимать все эти качества. Одним словом, как и во всех остальных
случаях, вы сами создаете себе рай или ад.
В: Вопрос о принципе Херуки в Дхарме. Какими качествами он обладает?
Можно ли его использовать и как?
О: Херука или Дака - мужской аспект. Это радость, которая
появляется из пространства, и активность, которая является другой
стороной проявления мудрости. Херука очень сильный, носит шкуру
тигра, под которой он всегда изображается с пенисом в состоянии
эрекции. Он издает мощные звуки: РОЛО РОЛО ХУНГ ХУНГ! Когда
он в возбуждении, из него выстреливают языки пламени; он обладает
восемью качествами, такими как сила, прямота и т.п. На высшем уровне
практики, где вопросом является соединение мужского и женского,
он способен сделать мир чем-то целостным и совершенным. Не нужно
говорить, что хорошо мужское или, напротив, женское. Нам необходимо
соединить и первое и второе, чтобы все это хорошо работало. Одним
словом, эти принципы должны соединяться.
В: Что можно сказать о том, когда один из супругов имеет других
партнеров? Как супружеская пара должна строить свои отношения? Что
лежит в основе - свобода или обязательство?
О: На все эти вопросы можно ответить только на индивидуальной основе.
У вас, россиян, есть опыт общения с Афганистаном и другими мусульманскими
странами, и вы знаете, что на многих женщин в этих странах наезжают
машины, потому что они ходят в больших черных палатках и не могут
видеть. У нас, датчан, есть опыт общения с гренландцами, и когда
вы приходите в гости к гренландцу, то в качестве гостеприимства
он предлагает вам свою жену. Он думает, что вы нуждаетесь в ней
больше него, так как проделали большой путь. Будда очень мудр, потому
что держится в стороне от всех проблем, связанных с сексуальностью.
Единственное, чего Будда говорит не делать, - иметь половые отношения
с близкими родственниками (когда вы спите с матерью или сестрой),
так как это разрушает генофонд. Все остальное людям нужно устраивать
самим. Конечно же, с таким заболеванием, как СПИД, сегодня надо
быть осторожным. Также, очень плохо, что вследствие отсутствия у
вас хороших средств предотвращения беременности, в России велико
количество абортов. Нужно быть осторожными. Но если человек здоров
и все нормально, то это вопрос индивидуальный. Секс, как и все остальные
вещи, подчиняется закону кармы. Если мы используем свое тело
для того, чтобы приносить другим счастье, мы создаем хорошую карму,
и из этого будет возникать что-то очень хорошее. Но, если мы
используем свое тело для того, чтобы беспокоить других, причинять
им сексуальный вред, то из этого будет возникать что-то негативное.
Будда не является догматичным или осуждающим Богом. Он не хочет,
чтобы мы были его детьми. Он желает, чтобы мы развивались. И
он никогда не говорит: "Вы должны" или "Вам нельзя".
Он говорит: "Если будете делать это, то получите такие результаты,
а если будете делать то, то получите такие результаты".
В: Бывают периоды, когда нет партнеров. Как работать с этой энергией
в одиночестве?
О: Все зависит от того, как устроено тело. Некоторые люди счастливы
без партнеров, некоторые несчастны, если им хотя бы одну ночь приходиться
спать одним. Это полностью зависит от того, как функционирует ваше
тело. Здесь всем нужно находить свои способы. Находить партнеров
с такими же потребностями и желаниями, как у вас, и устраивать свою
сексуальную жизнь также разумно, как и все остальное в своей жизни.
Сегодня люди могут хорошо узнать друг друга, прежде чем женятся
или выходят замуж. В культурах, где нет такой возможности, людей
просто соединяют, и из этого выходит что-то ужасное.
В: Есть ли среди учеников Оле гомосексуалисты и какие у них результаты
в практике?
О: Я сам гетеросексуален. У нас есть пара гомосексуалистов и лесбиянок.
Сначала мне казалось, что они очень забавны. Но спустя некоторое
время я обнаружил, что сексуальная жизнь не является определяющим
всего остального в жизни. Похоже, что это один из многих факторов
в жизни. Если человек не знает чего-то - ему это кажется странным.
Те мои ученики, кто является гомосексуалистом или лесбиянкой, рассказывали
мне о том, как они это ощущают, и я обнаружил, что только одна часть
их отличается от всех остальных, а все остальное такое же. Вообще,
Будда говорит, что это происходит от того, что в прошлой жизни это
существо плохо отзывалось о противоположном поле. И те, кто слишком
много жалуются на мужчин или женщин в этой жизни, могут получить
проблемы в следующей.
В: В каждом человеке есть мужское и женское. Когда гомосексуалисты
занимаются любовью, та же расстановка сил, есть активные и пассивные,
т.е. мужской и женский принцип. Происходит ли правильный обмен энергиями,
если это все равно игра?
О: Наверное, в качестве гомосексуалиста можно делать все, за исключением
тантрической любви. Там необходим обмен между женской мудростью,
которая приходит во влагалище, и мужским членом. Но, наверное,
они могут делать все остальное. Можно в качестве гомосексуалиста
практиковать Махамудру, Махаяну, Тхераваду. Наверное, сам физический
акт невозможно использовать, но, в любом случае, немногие его используют.
В: Хотелось бы, чтобы Оле осветил, с точки зрения Дхармы, а не
с точки зрения морали, вопрос, связанный с проституцией... Например,
когда человек приходит к проститутке, у него нет привязанности,
поскольку это всего лишь одна ночь. Когда проститутка отдается человеку,
она проявляет аспект щедрости. Когда сутенер устраивает их встречу,
он проявляет сострадание ко всем существам, которым это необходимо.
Может быть, в этом есть какой-то позитивный момент?
О: Все полностью зависит от того, что из этого получается. Может
быть, у мужчины есть какие-нибудь сексуальные расстройства, и проститутка
способна ему помочь. Или же ей нужны деньги, которые она хорошо
использует для своих детей, и мужчина таким образом помогает ей.
А сутенер имеет мотивацию принести пользу обеим сторонам и взять
не очень много денег - тогда, возможно, это не очень плохо. Но это
зависит от мотивации. Если женщина думает лишь о деньгах, а у мужчины
забавные представления о ней, и сутенер заставляет ее этим заниматься,
тогда это не хорошо. Все зависит от того, что происходит в уме.
Есть мужчины, которые имеют сексуальные расстройства, у нас был
такой случай в Гамбурге: он оставался девственником слишком долго,
и я думаю, что он получил помощь от одной доброй проститутки, которая
не пожалела времени для того, чтобы ему помочь. Вообще-то, у нас
есть один поучительный случай в тибетской истории: была такая проститутка
в Лхасе, которая фактически была излучением женского качества Будды.
И все мужчины, выходившие из ее объятий, становились полупросветленными.
Так же и многие мужчины, которые хорошо медитируют, могут передавать
большую долю своего понимания женщинам, которые приходят к ним.
Это действительно вопрос мотивации. Кроме того, я хочу добавить
к этому вопросу, что сегодня нужно быть очень осторожными со СПИДом.
Легкие дни прошли, и нужно совершенно избегать любого, кто имел
контакт с африканцами, с черными людьми; кто имел контакты с наркоманами,
которые занимаются уколами, и гомосексуалистов. И, в равной мере,
если вы занимаетесь любовью с тем, кого вы не знаете, нужно всегда
использовать презерватив. Я знаю, что в России некоторые женщины
думают, что их считают лошадью, когда мужчина хочет воспользоваться
презервативом. Так думать очень глупо. Человек защищает других и
себя. Это хорошее действие взрослого человека. Некоторые люди настроены
против этого, например, Папа Римский, католический священник, совершенно
безумный в этой области. Он посетил недавно Танзанию в Африке, где
половина населения умирает от СПИДа, и сказал им - не использовать
презервативы. Он сказал что использовать презервативы, это больший
грех, чем кого-нибудь заразить. Он действительно безумен. Дело в
том, что недостаточно знать людей, с которыми спите. Необходимо
также знать, с кем они ложатся в постель. Так что будьте осторожны
и используйте презервативы. Это важно.
В: Секс втроем и более, насколько это приемлемо?
О: Наверное, это закончится тем, что создадутся какие-то плохие
чувства. Самое забавное, о чем я слышал, было в Америке: две девушки
легли спать с одним мужчиной. Затем они нашли, что им вдвоем так
весело, что выгнали мужчину.
В: Существуют ли рекомендации по поддержанию потенции в течение
жизни?
О: Да. Часто занимайтесь любовью. У большинства людей, которые
совершают долгие отшельничества, соблюдая безбрачие, проблемы с
тем, чтобы снова "завести мотор". Также важно быть с кем-то,
кто вам нравится. Лучше всего, когда есть кто-то, кто вам нравится.
В: Если наступила нежелательная беременность, можно ли ее прерывать,
при невозможности обеспечить воспитание ребенка? Как на это смотрит
Буддизм?
О: Если вы не можете найти дом для ребенка здесь, поезжайте на
Запад и отдайте его в какой-нибудь дом там. Население Западной Европы
уменьшается, потому что женщины не хотят иметь детей. И вы можете
быть уверены, что ребенок, которого вы отдадите туда, получит очень
хорошее воспитание и у него будет очень хорошая жизнь. Может быть,
среди россиян тоже есть такие кто хочет иметь ребенка и не могут.
Женщина, которая забеременела должна знать, что соединились гены,
но ум пришел из того что было раньше. Ни мужчина, ни женщина не
произвели ум. Это не их продукт, и по этой причине нельзя делать
аборт. Но они могут отдать ребенка, если не в состоянии позволить
себе оставить его. В Германии, в Дании существует такой недостаток
детей, что их берут из Африки и из других мест, но они никогда не
смогут вписаться в общество. Между русскими и европейцами никто
не может обнаружить разницы, они смогут хорошо учиться в школе и
т.д.
В: Как это можно сделать? Кому написать или позвонить, в случае,
если такая ситуация возникла?
О: Я уверен, что наш франкфуртский центр мог бы помочь организовать
прием. Еще лучше обратиться в центр в Хайдельберге. Несколько польских
женщин совершили такой поступок. Мы с радостью дадим вам адрес.
В: Что происходит с людьми, которые родились мужчинами, но хотят
стать женщинами и делают это физически? Почему это происходит? Может
быть, ум перепутал тело?
О: Да, это возможно. Так происходит со многими людьми. Иногда они
чувствуют себя больше мужчинами, иногда больше женщинами. Это изменчивое
явление.
В: Как от перерождения к перерождению программируется пол?
О: В бедной части мира, в черных и коричневых странах, быть женщиной-
самая плохая карма. С одной стороны, им приходится делать всю работу.
С другой стороны, они все время беременны. И их никто не уважает.
Они просто как курицы, кладут яйца каждый год. В белом и частично
в желтом мире, которые богаче, так как большую часть работы там
делают мужчины, а женщины не постоянно беременны, это не столько
вопрос кармы. Скорее всего, это выглядит следующим образом: если
ваш ум имеет направление интуиции - он обретет женское тело, если
он имеет направление активности - он обретет мужское тело. В наших
странах женщинам легче умереть с хорошей кармой, чем мужчинам, так
как все плохие вещи, такие как убийство, пьянство, озлобленность,
драки и т.д., делают именно мужчины, а не женщины.
В: Чем является, с точки зрения Буддизма, извращение в сексе?
О: Я думаю, что это неправильные умственные тенденции из прошлого
времени. Конечно же, все проблемы возникают из неведения. Если вы
можете извлекать радость из того, что приносите вред другим, вы
довольно невежественны. Потому что, в конечном счете, это принесет
проблемы вам самим. Я думаю, что в основе лежит неведение, в какой-то
мере - страх. Это все, что я могу сказать. Я не очень часто сталкиваюсь
с этим, поэтому не много знаю.
В: Известно, что многие твои ученики хотят быть похожи на тебя
во всем и стремятся вести себя, как ты, и в своей сексуальной жизни...
О: Я уверен, что все они лучше, чем я. Я просто начинающий. Я просто
молюсь женщинам, потом получаю благословение - и это все. Я уверен
в этом. Обычно я советую людям оставаться с небольшим количеством
хороших партнеров, чем с большим количеством плохих. Также, если
люди думают о том, чтобы давать, тогда все легко. Если они хотят
также брать, они уязвимы. Большинство людей не очень придерживаются
ума бодхисаттвы, когда дело доходит до любви. Большинство больше
думает о том, что они могут взять, чем о том, что они могут дать.
В: Как сбалансировать равновесие между состраданием к очень некрасивой,
глупой женщине с личным удовлетворением и желаниями?
О: Нужно посмотреть, что возможно. Прежде всего, не нужно пробуждать
того, чего вы не будете придерживаться. Если вы сострадательны в
одну ночь после бутылки водки, а на следующий день вы спускаете
ее с лестницы, вы наверняка приносите ей больше проблем, чем счастья.
Можно иметь четыре вида отношений с женщинами. Она может быть дочерью
- вы можете показывать ей мир. Она может быть вашей сестрой - вы
с ней делитесь всем. Она может быть вашей любовницей - вы наслаждаетесь
вместе с ней. Или она может быть вашей матерью - и вы смотрите на
нее как на мать. То же самое в отношениях женщины к мужчине. Может
быть четыре разновидности: сын, брат, отец или любовник. Конечно
же, большинство людей стремится к отношениям любовников, поскольку
это приносит наибольшее удовлетворение. Но другие отношения могут
длиться дольше. Одним словом, с самого начала нужно нацеливаться
на такой вид взаимообмена, который легко будет поддерживать. Или
может быть, люди настолько любят друг друга, что когда их взаимоотношения
меняются в рамках этих четырех видов, это им никак не мешает. Не
нужно притворяться, что вы испытываете к кому-то интерес, которого
на самом деле нет. Нужно стараться делиться со всеми людьми тем,
что наиболее естественно.
В: Основной вопрос мужчин и, в большей степени, женщин - это скованность
или раскованность в сексе. Либо не спать ни с кем, либо спать со
всеми. Что значит в этом случае свобода и непривязанность к крайностям?
О: Свободой было бы позволить телу идти туда, куда идет ваше сердце.
Не нужно ложиться в постель со всеми подряд просто из принципа.
Это сделает вас очень запутанными. Кроме того, это опасно. Вы можете
подхватить гонорею, сифилис, грибки, СПИД, хламидию и т.д., поэтому
обязательно пользуйтесь презервативами. Наконец, если ложитесь с
кем попало - вы теряете хороший стиль. Ведите свое тело туда, куда
идет ваше сердце, а не туда, куда идет ваша голова. Не создавайте
какие-то принципы в любви, занимайтесь любовью просто потому, что
вы действительно хотите это делать. Это все. Вот что думаю.
В: Не все женщины приходят к оргазму быстро. Есть ли методы, позволяющие
мужчине сохранять активность достаточно длительное время?
О: Прежде чем входить в женщину, мужчина может поиграть с ней некоторое
время. Есть еще один факт: сперма подчиняется уму, а ум глазам.
Если вы, видите что энергия опускается и вы не можете сдержаться,
вы должны остановится, поднять глаза вверх и сделать это с некоторым
усилием. А спустя некоторое время можно продолжить. Хорошо также
думать, что энергия поднимается вверх, и смотреть вверх.
В: В одной из наших центральных московских газет была статья о
том, что в Южной Америке археологи нашли мумию, которой 2 000 лет.
А одна из женщин-археологов была изнасилована этой мумией и даже
забеременела от нее. Считаете вы это слухами, репортерской выдумкой
или это возможно?
О: (Долго смеется) ... Я могу вам рассказать историю о том, как
в Америке огромные омары ограбили банк со спермой... или о том,
как один мужчина женился на женщине с двумя головами и был арестован
за двоеженство... (Все долго смеются). В этом мире есть всевозможные
вещи... Томек может вам рассказать очень много такого... (Опять
смех) Есть такая газета в Америке, которая называется "Новости
мира". В ней очень часто рассказывают о таких вещах... Скорее
всего, эти истории выдумывают люди, которые нюхают кокаин или курят
трубки с марихуаной... Есть еще одна история: собака съела попугая
и заговорила. (Смех)
В: Фрейдизм и тантрический Буддизм говорят, что сексуальность -
это наибольшая сила, но не понятно, как можно сублимировать либидо
в просветление?
О: Я бы сказал, что секс - это подарок. Это наш способ выражать
любовь к другому человеку. До тех пор пока не будет возможности
делать сложные визуализации и совершать отшельничества, лучше всего
думать о том, что секс -это подарок, а тело - инструмент принесения
счастья другим. Стараться быть открытым другим настолько, насколько
возможно. Видеть их и самих себя на самом высоком уровне. Вообще-то,
развивать осознавание ума посредством энергии не очень хорошо. Можно
заниматься очень диким дыханием и развить определенные чувства.
Это одна из возможностей. Можно подавлять секс или делать что-то
в этом роде, но опять-таки, это один из способов насильственного
обращения с энергией. Но я не употреблял бы в практике довольно
долгое время эти вещи с дыханием и сексом. Я бы нашел такого партнера
с такими же сексуальными потребностями, как и у меня, чтобы все
сходилось. Затем через много лет практики вы можете научиться видеть
свое тело как прозрачную форму энергии и света, и также рассматривать
тело партнера. Тогда можно будет осознавать четыре радости, которые
перемещаются по телу, опускать их, задерживать, осуществлять циркуляцию.
Но для этого требуется долгое время. Сейчас, я бы не включал это
в систему практики. Занимайтесь любовью тогда, когда вам этого хочется.
Найдите партнера, с которым вы могли бы делиться чем-то хорошим.
Половая жизнь- как здоровый желудок. Нужно просто найти такой ритм,
который подходит вашему телу. Я бы не стал сейчас создавать из этого
большую систему, не стал бы устраивать большой суеты по этому поводу.
Старайтесь использовать свою половую жизнь для того, чтобы делать
и себя и других счастливыми. Избегайте того, чтобы делать других
несчастными. Когда занимаетесь любовью, делайте такие вещи, которые
были бы приятны для вас обоих. Учитесь больше осознавать других
людей. И, самое важное, что вы можете делать посредством своей половой
жизни, кроме принесения счастья, - это сохранять уровень радости
после единения и, по возможности, нести это светлое чувство свежести
в мир. Не старайтесь после занятия любовью снова выглядеть нормальными,
старайтесь нести это светлое чувство всем. Это был бы мой совет.
В: Какое значение имеет благословение пары? В чем может проявиться
его воздействие на отношения двоих?
О: Если люди помогают друг другу расти- это благословленная пара.
Если же они ограничивают друг друга коробками надежды и страха,
ожидания и отвращения- это плохие отношения. Есть два вида любви
- любовь, которая делает богатыми, и любовь, которая делает бедными.
Если вы все время думаете о прошлом и будущем, все время ожидаете
чего-то, стараетесь обезопасить себя и думаете о том, что другие
могут сделать для вас - тогда отношения плохие, это отношения бедных
людей. А если вы видите другого человека как объект развития, если
вы глядя на женщину, думаете: я сделаю эту женщину принцессой, а
она думает, что сделает вас принцем, если вы свободно делитесь друг
с другом всем и испытываете сочувственную радость - тогда ваши отношения
полны благословения. Когда я благословляю пары, я действую на разных
уровнях: я строю энергополя моих собственных мужских и женских Будд
в связи с внутренними энергетическими линиями, а затем из моих рук
я перевожу эти энергии в сердца женщины и мужчины. После этого мужской
и женский Будды будут тянуться друг к другу, создавая базис взаимоотношений
на глубочайшем, тайном уровне. Я могу делать это с большей или меньшей
силой, в зависимости от того как выглядят взаимоотношения, как долго
они продлятся и т.д. Кроме этого, есть еще некоторые вещи, которые
я могу делать при этом, чтобы извлечь максимум пользы. На внутреннем
уровне я советую людям не ссориться, всегда думать - мы. Если у
женщины что-то хорошо получается, то мужчина говорит: как у нас
это хорошо получается. А если мужчина что-то хорошо делает, то женщина
говорит: как мы хорошо это делаем. В этой ситуации нет никакого
соревнования, но мы в качестве единого целого можем делать и это
и то. На внешнем уровне я стараюсь освободить энергии, чтобы можно
было иметь много радостных и хороших сексуальных отношений, чтобы
люди могли быть счастливы вместе. Это уровни, на которых я работаю.
Вот что я делаю.
В: Когда ты встретился с Ханной, с самого начала там не было ревности,
привязанности и прочих омраченностей? Возникал ли у вас с Ханной
вопрос с детьми и как вы его решали?
О: Я думаю, что мы были настолько во всем согласны друг с другом,
что не думали об этих чувствах. Прежде всего, мы встретились в разгар
периода наркотиков, мы занимались контрабандой и у нас просто не
было времени думать о ревности. (Смех...) После этого мы занялись
тибетскими вещами, и мы стали еще более занятыми. И до сих пор мы
занимаемся этим. Если она счастлива- счастлив я, если я счастлив
- счастлива она. То есть, наши умы функционируют по-другому. Ханна
немного страдает от того, что она подолгу находится вдали от меня.
Но она всегда очень занята. Относительно второй части вопроса -
по-моему, у меня есть ребенок в Париже. Конечно же, наша семья очень
здоровая, и иногда действительно задумываешься о том, чтобы передать
кому-нибудь свои гены. Если ко мне приходит умная женщина с желанием
вырастить от меня ребенка, не вовлекая меня в юридические формальности
- я дам ей этого ребенка. (Смех в зале...). Но у меня нет времени
для чего-то личного. На западе это должно проходить через врача,
потому что иначе у вас все равно появляются проблемы. Если эта процедура
не прошла через врача, то вас могут объявить отцом со всеми вытекающими
из этого имущественными следствиями, а я не могу позволить себе
иметь много детей, т.к. во многих местах подписываюсь в качестве
ответственного за собственность для Кармапы. Если у меня появятся
наследники - это будет проблематично. Я не могу этого допустить.
По этой причине мне лучше не иметь официальной семьи. Ради работы,
а не ради удовольствия.
В: Насколько важно физическое переживание близости, оргазм, например?
О: Мужчины более непосредственны, и они всегда что-то ощущают.
С женщинами немного сложнее. С другой стороны, когда женщина испытывает
что-то, то это, наверное, гораздо глубже, чем у мужчины. Я думаю,
что это вопрос любви друг к другу. И в этом случае одновременный
оргазм или испытывание оргазма при каждой близости не так важны.
Самое важное - стараться делать другого человека счастливым. Нужно
рассматривать свое тело, как инструмент, для того чтобы это делать.
Вот это будет разумно. Все остальные вещи имеют небольшой смысл.
В: Насколько для женщин является важной реализация в плане семьи
и детей? Некоторые женщины, которые приходят в Дхарму, не могут
иметь уютный дом, детей, семью и становятся несчастными...
О: Необходимо выбирать. Наверное, в качестве матери, можно лучше,
чем в качестве кого-либо другого, практиковать все буддийские добродетели.
Терпеливость, усердие, щедрость - все это присутствует. С другой
стороны, если вы желаете много заниматься медитацией, а милый ребенок
кричит, тогда, конечно, - это препятствие. Но наверняка вы можете
хорошо развиваться в качестве матери. Я вижу матерей на очень высоком
уровне, но некоторые вещи неприменимы практически, когда вы мать.
В: Является ли состояние Махамудры, возникающее в результате занятия
любовью, абсолютным, или это состояние зависит от внешних условий
и поэтому обусловлено?
О: Это настоящее состояние, если есть возможность его удержать.
Все зависит от того, способны ли вы его удержать. Конечно же, если
вы можете достигать этих состояний посредством своей нормальной
жизни, и вам не нужен такой наркотик, как, например, LSD - вы гораздо
ближе к реальному состоянию Махамудры. А целью всего этого является
состояние, в котором пространство и радость не разделены. Радость
любви вы сохраняете в себе, и это ваш подарок миру, вы просто идете
и передаете это переживание всем. Это действительно цель. Поступайте
таким образом.
В: Наконец, последний вопрос. Что ты хотел бы добавить к тому,
о чем не были заданы вопросы?
О: Я могу вам сказать, что одного секса недостаточно. Важно,
что бы вы любили друг друга и чтобы у вас были отношения на других
уровнях. Я бы посоветовал вам быть очень осторожными в плане
здоровья. А также я посоветовал бы вам уважать друг друга как до,
так и после близости и очень уважать. Это очень важно. Действительно
важно. Старайтесь видеть друг друга на самом высоком из возможных
уровней. Старайтесь видеть мужской половой орган как алмаз, а женский
половой орган как лотос, если можете. Старайтесь выглядеть настолько
чистыми и аппетитными, когда идете к партнеру, чтобы он мог испытывать
радость от встречи с вами. И в особенности будьте добры друг к другу,
это действительно важно. Не состязайтесь, не старайтесь быть такими
же как, и все остальные. Не читайте книги о великих любовниках и
не старайтесь поступать также, поскольку большинство из этих рассказов
- художественный вымысел. Но знайте, что то, что подходит вам -
подходит вам, и найдите кого-то кому подходит тоже самое. Занимайтесь
любовью два раза в ночь, или два раза в неделю, или один раз в месяц
- главное, чтобы это подходило вам обоим. Здесь нет никаких внешних
стандартов. Нужно просто найти кого-то, кто такой же, как вы. И
самое важное - это то, что секс всегда должен быть подарком. Настоящим
подарком. Думайте о своем теле как об инструменте, дающем счастье
другому. В этом есть большой смысл. Женщина содержит в себе Будда-мудрости,
мужчина содержит в себе Будда-активности. Если вы видите друг друга
на высшем уровне, вы будете обретать качества друг друга. Ложитесь
в постель также, как вы идете на посвящения. Будьте открытыми, давайте
лучшее из того что можете. Помните, что ваш партнер такой же, как
и вы. Он или она также хотят счастья и хотят избежать страдания.
Так что будьте добрыми. Это все, что я могу сказать.
- Спасибо.
Вопрос об интеллекте
Самара, сентябрь 1994 года, встреча с центром.
В: Интеллект - это качество ума или то, что присуще личности, эго?
О: Интеллект - это подарок ума самому себе. Это чудесно
- быть умным. Ваша жизнь тогда богаче, ваш рояль шире, вы можете
играть на большем количестве вещей. Наша культура, конечно, очень
сильно развивает интеллект, потому что она направлена наружу и контролирует
внешний мир. Но если даже интеллект не очень сильный, то для повседневной
жизни другие качества ума могут брать на себя задачи интеллекта.
Например, для практической жизни интуиция, наверно, даже полезней
интеллекта. Для жизни в искусстве очень полезна ассоциативная сила.
Но, конечно, для того чтобы сдать экзамен или сконцентрировать максимум
энергии на чём-то, необходим интеллектуальный аспект.
Если представить ум как прекрасный драгоценный камень с большим
количеством сверкающих граней, который обладает всевозможными качествами:
интеллектом, эмоциями, памятью, воображением, интуицией и прочим,
то если вы будете расслаблены в конкретной ситуации, то естественно
проявится то, что нужно для овладения этой ситуацией. Но, конечно,
для производства нового продукта или сдачи экзаменов интеллект -
сильная лошадь. Считайте это подарком вашего ума.
Важно, чтобы несколько качеств ума не превратились в хунту в банановой
республике, чтобы гордость, воспоминания, сентиментальность и некоторые
другие вещи не старались контролировать все остальные качества ума.
Вот то, что создаёт проблемы личности и эго. Этого лучше избегать.
Иметь интеллект среди других интересных инструментов ума и использовать
его в нужное время - здорово. Но это должно основываться на полном
развитии, иначе будет становиться чем-то нездоровым.
Вообще, когда вы становитесь буддистом, происходит одна интересная
вещь. Если посмотреть на маленького ребёнка, то он в основном чем-то
возбуждён. Затем он уясняет для себя, что если будет орать так,
то его покормят спереди, а если будет орать эдак, то его почистят
сзади. Затем от других детей и членов своей семьи он учится, как
использовать слова и символы специальным образом. Потом он идёт
в школу и университет, и всё больше всё сводится к тому, что можно
назвать выживанием, к выживанию в определённой культуре в определённом
времени и месте. И в значительной степени опыт, который мог быть
развит, был просто отложен в сторону, потому что только один аспект
ума, аспект выживания получал сильное развитие.
Что же происходит, когда вы начинаете работать со всем своим умом
путём медитации и расслабления в собственном уме? Все остальные
аспекты также начинают развиваться. Забавно тогда видеть, как совершенно
умные, рассудительные и очень эффективные люди начинают проходить
всё те же уровни в своём развитии, но затрагивает оно теперь все
аспекты ума. В то время как все замороженные качества высвобождаются
и раскрываются, многие вещи, которым не позволялось развиваться,
и много чувств в связи с этими стадиями также высвобождаются.
Сначала идёт некое волшебное состояние: мантра даст всё. Конечно,
пока карма хорошая и человек верен своей связи, она даёт всё. Затем
человек начинает отображать все чувства, которые имел относительно
родителей, на Ламу. Разные виды привязанности: "Он смотрит
на меня, он не смотрит на меня", "Он любит меня, он не
любит меня" - вот все эти вещи. Затем идёт период отвержения,
который большинство детей проходит примерно в возрасте двух лет,
я думаю: "Я знаю лучше его", "Он сделал ошибку"
и т.п. И однажды в гуще всевозможных этапов развития вы внезапно
понимаете, что Лама, вообще-то, хороший человек. Он очень упорно
работает, любит вас, думает больше о вас, чем о себе, и фактически
также знает лучше, по крайней мере в пределах той области, с которой
работает, а это природа ума. И тогда мы становимся коллегами на
пути, работающими вместе. И это полезно. Правильный вид развития.
Если кармические связи очень сильны, можно прорубиться сквозь эти
вещи очень быстро. У нас было очень немного этого в славянских культурах,
по крайней мере, в России. Немного больше в Польше. Потому что у
вас есть ваша сильная преданность, которая прорубает себе путь сквозь
все эти вещи. Но каждый прикасается к этим состояниям, придаёт он
им значение или нет. В германских странах, где нет такой традиции
духовности, как здесь, и где стычки поколений намного резче, для
такого процесса может потребоваться десять лет. Это происходило
с некоторыми моими учениками, бывших под воздействием всевозможных
представлений о соревновании с отцом, но теперь мы большие друзья.
Всё это вполне естественно, и одно из того, что поможет пройти
через эти процессы - ясная рассудительность. Тогда мы будем замечать
стезю развития и говорить: "Вот я сейчас здесь, вот я там,
и вот куда я иду". Сообразительность полезна, но она должна
быть как часть полностью развитого ума.
Перевёл с английского Вагид Рагимов.
|