Гендюн Ринпоче.
Закон кармы
Будда учил нас, что всё во вселенной - что бы это ни было - есть
естественный результат одной или нескольких причин. На основе этого
естественного закона, закона кармы, мы можем учиться понимать
себя самих и мир, в котором живём, просто как результат наших предыдущих
действий. Мир создаётся нашим умом, и мы воспринимаем
его в соответствии с иллюзиями, обусловленными нашими предыдущими
действиями - нашей кармой. И вид мира, который наш ум проецирует
как сон, зависит от нашей кармы. Например, некоторые существа переживают
состояние, в котором они постоянно страдают - нет ни единого момента
счастья. Мы находим их в адах, в мире голодных духов или среде животных.
Так происходит из-за того, что они на протяжении долгого времени
не совершали никаких позитивных действий. Их мир или их существование
есть результат долгого периода негативного поведения, который породил
переживание мира, характеризуемого страданием.
В поучениях Будды говорится: "Откуда берётся пылающий расплавленный
металлический пол в аду, что порождает пламя в аду? Они происходят
единственно из ума, привязанного к эго". Привязанность
к эго - это такая направленность ума, котоpая вызывает негативные
действия. Мир, в котором мы живём, является лишь иллюзоpным проявлением
нашего ума. Именно наш ум создаёт мир, в котором мы находимся, и
если наш ум полон негативной каpмы - результатов наших прошлых действий,
то тогда мир, пpоециpуемый этим умом, будет неприятным и полным
страдания.
Существует не один, но 18 адов, каждый - со своим особенным
видом страдания. Почему это так? Потому, что каждое живое существо,
родившееся в подобном состоянии, имеет свои, индивидуально накопленные
в прошлом, разнообразные, в разной степени вредные действия. Поэтому
нет только одного единственного состояния адского страдания, но
их 18. То же пpиложимо и к сфере голодных духов. Считается, что
существует 4 специфических категории голодных духов, каждая - со
своей особой формой страдания, но все они связаны с голодом или
жаждой. Мы также можем наблюдать великое разнообразие тех, кто принадлежит
к сфере животных. Мы знаем, что некоторые живут в море, некоторые
- на земле, некоторые проводят свои жизни в воздухе. Некоторые из
них терпят особые муки, являясь собственностью человека и подвергаясь
эксплуатации, другие - свободны, но живут в постоянном страхе стать
добычей других.
Если мы перенесём наше внимание с низших сфер на высшие, то увидим
то же. В нашей собственной сфере, человеческой, мы можем видеть,
что некоторые люди счастливы, в то время как жизни других содержат
гораздо больше страдания. Это так потому, что в прошлом те, кому
выпало родиться людьми, совершали смесь позитивных и негативных
действий, которые созревают спорадически в течение человеческой
жизни как счастье или страдание. Поэтому этот мир не является
ни тотальным счастьем, ни тотальным страданием.
Считается, что существа низших сфер столь же многочисленны, как
песчинки на большом участке земли, в то время как число тех, кто
перерождается как люди или боги, сравнимо с песчинками, покрывающими
поверхность размером с ноготь. Причина этого в том, что слишком
мало существ во вселенной, совершающих позитивные действия; отсюда
эта несоразмерность населения различных сфер.
Вы можете иметь такое мнение: лучше не думать о страдании, поскольку,
делая это, мы только повергаем себя в депрессию. Но такая позиция
- совершенно непоследовательная. Мы просто отдаём себе отчёт, что
есть что. Если будем избегать мыслей о страдании, то мы никогда
не сможем быть действительно счастливыми, поскольку тем самым будем
способствовать сохранению запутанности ума, которая есть корень
нашего теперешнего страдания. Стоит нам только оценить количество
страдания в мире, как мы почувствуем стимул сделать что-нибудь,
чтобы положить ему конец. Будет верно сказать, что нашими лучшими
союзниками в наших усилиях достичь состояния Будды являются те,
кто в настоящий момент терпит мучения адов; потому что именно уясняя
для себя те страдания, которые они должны терпеть, мы получаем стимул
достичь состояния Будды так скоро, как возможно. Их боль - это наша
духовная стимуляция, и поэтому как таковая она очень ценна для нас.
Будда также учил нас: если мы хотим узнать наше прошлое, мы просто
должны посмотреть на то, кем являемся сейчас, и чтобы увидеть, чем
мы станем в будущем, нам нужно просто посмотреть на наши сегодняшние
действия. Это означает, что если мы действительно хотим знать, каким
человеком мы были в наших прошлых жизнях, нам следует посмотреть
на нашу настоящую жизнь: сколько страдания мы имеем, сколько счастья
переживаем, и мы будем способны сделать ясный вывод о действиях,
которые совершали до начала этой жизни. А если мы хотим увидеть,
что случится с нами после смерти, то нам достаточно знать, что всё,
что мы делаем в этой жизни, будет определять тип нашего будущего
существования. Простой взгляд на наше поведение в этой жизни покажет
нам, что с нами будет. Это - так, потому что закон каpмы есть
нечто совершенно беспристрастное. Любое произведенное действие
влечёт за собой одинаковый результат, независимо от того, кто его
совершает. И действия, совершаемые нами, тоже никуда не теряются.
Каждое действие порождает соответствующий ему результат, рано или
поздно.
Нашим знаниям этого закона каpмы мы обязаны всезнанию Будды.
Увидя работу этого закона в глубокой медитации, он исчерпывающе
изложил его в своём учении - для того, чтобы это знание могло использоваться
другими для формирования своего будущего.
Перевела с немецкого Наталья Булгакова, с тибетского на немецкий
- Анила Ринчен.
|