Любомир Павчак
Лама Оле Нидал: разные религии - для разных людей
"Лама" - это не монах и не святой. Это человек, который
учит буддизму. Лама Оле учит тибетскому буддизму традиции Карма
Кагью. Он и его жена Ханна - первые люди с Запада, получившие прямую
передачу этого знания от "царя йогов Тибета", 16-го Гьялва
Кармапы. Оле помнит, что в предыдущей жизни уже был ламой в Тибете.
Не-буддисту трудно понять, что все это означает. Буддист же с благодарностью
складывает руки на груди и просит благословения.
Когда китайцы захватили Тибет и многие жители этой горной буддистской
страны были вынуждены бежать через Гималаи от оккупантов, разрушавших
древние монастыри и расстреливавших лам, тибетцы, как они сами считают,
начали перерождаться на Западе.
С детства Оле, датскому мальчику из профессорской семьи, снилось,
как он водит по горам небольшого роста, азиатской наружности людей,
спасая их от отрядов китайцев, отстреливаясь. Сейчас он уверен,
что в предыдущей жизни жил в Тибете. То же самое ему сказали и те
люди, от которых он, проведя три года в Гималаях, принял передачу
знания.
"В день новолуния в сентябре 1970 года в Сиккиме, в Гималаях,
я принял имя Карма Лоди Джамцо, что означает "Океан Мудрости".
Учителя, который дал мне это имя, зовут Кармапа. Он - первый сознательно
перерождающийся лама Тибета. Он делает это, начиная с 1110 года,
и принял уже 17 воплощений. Наша линия преемственности называется
Карма Кагью".
Мастер медитации, автор книг, переведенных на десятки языков, лама
Оле основал в мире более 400 центров, и теперь у него нет дома -
каждый из этих центров превращается в его дом, когда лама приезжает.
В каждом он проводит не больше двух дней.
Даже если только просто переезжать с места на место, такой образ
жизни свалил бы с ног любого. Но Оле Нидал еще и читает лекции,
проводит коллективные медитации, дает прибежище для тех, кто решает
стать буддистом. И при этом жив-здоров в свои 60 с лишним лет. По-прежнему
прыгает с парашютом. По-прежнему не провел ни одной ночи без своей
жены Ханны, которая путешествует вместе с ним. По-прежнему, когда
есть возможность, гоняет на мотоцикле со скоростью 200 километров
в час по горным альпийским дорогам. Будды хранят?
В черной футболке и джинсах, поджарый и расслабленный, этот человек
напоминает преуспевающего бизнесмена на отдыхе. Вот только в глазах
у этого человека плещется сумасшедшая радость. "Я не просветленный...
Сам я полагаю, что являюсь освободившимся, - говорит лама на лекциях,
отвечая на вопросы. - Это означает, что я не отношусь к вещам личностно,
и если возникают какие-нибудь неприятности, то я не чувствую себя
мишенью".
"Идея буддизма очень проста, она состоит в том, что наш
ум - это чистый, ясный свет, - говорит он. - Об этом говорили и
некоторые христианские мистики. Но мы еще говорим, что все люди
свободны, и в этом наше отличие от христианства".
С христианством у ламы Оле отношения вполне мирные. Христианство,
говорит он, - для тех, кому нужен некий бог, предписывающий, что
надо, а чего не надо делать, и наказывающий за ошибки. Кого-то это
устраивает.
Лама полагает, что разные религии - для разных людей. "Наша
особенность в том, что мы не миссионерствуем. Во что бы человек
ни верил, что бы его ни радовало, мы желаем ему всего хорошего".
Впрочем, есть идеология, с которой лама не может примириться, и
острые высказывания в ее адрес стали своего рода фирменным знаком
его лекций: "Демократия, свободная жизнь с одной стороны
и ислам с другой - несовместимы; это как вода и нефть".
Но если ислам, по мнению ламы, опасен, отчего тогда столько миллионов
людей по всему земному шару гордо называют себя мусульманами? Ответ
ламы метафоричен. "Потому что в этом очень много стали,
но мало золота. Кроме того, это дает их жизни очень высокую степень
определенности".
Лама прекрасно помнит свои первые впечатления от России 1988 года:
"Страна тогда напоминала большого раненого зверя".
"Если сравнивать страну с напитками, то у нас на глазах
из прокисшего молока образуется шампанское. Особенно, конечно, в
Москве, где оседает до 80 процентов всех денег. Но и в других местах
все меняется. Повсюду встречаешь представителей нового поколения
людей, которые не ждут, когда им скажут, что делать, которые самостоятельны
и независимы. И это прекрасно".
"Русские очень восприимчивы к новым идеям, их антенны настроены
сразу на несколько диапазонов. У русских сильно развито абстрактное
мышление - куда лучше, чем у американцев".
"Нации героического типа - а славянские народы, как правило,
таковы - те, кто хочет найти счастье, очень хорошо понимают буддизм.
Русские поэтичны. Если они тебе доверяют, они рискуют и идут напрямую
к опыту. Есть страны, где не все так просто. Например, во Франции,
в Британии, в Америке люди хотят, чтобы их за ручку вели по этой
дороге шаг за шагом..."
|