Институт
стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)
статья
Будущее музыкознания
А.С. Клюев
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 294 — 296.
[294]
Проблема перспектив развития музыкознания была поставлена в отечественной
науке о музыке уже давно, но наиболее отчётливо заявила о себе в
1988 — 1989 годах в связи с обсуждением на страницах журнала «Советская
музыка» темы: «Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня?» [1]. Практически
все участники обсуждения этой темы сходились на мысли о том, что
будущее музыкознание должно стать чем-то вроде обобщённой теории
музыки, включающей в себя теоретическое, историческое, психологическое
и проч. знание о музыкальном искусстве. Так, например, Вячеслав
Медушевский говорит: В науке обозначился «интерес сейчас не столько
к отдельным дисциплинам, сколько к цельной картине устроения музыки
и её роли в современной ситуации» [2]. А вот мнение Михаила Мугинштейна:
«В преддверии ХХI века на горизонте уже чудятся контуры некоего
синтетического музыковедения, где наука чудесным образом сливается
с искусством, а стихия искусства — со стихией самой жизни!» [3].
В этом смысле естественным стало то, что участники обсуждения проблемы:
Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? в конечном счёте пришли
к выводу о том, что будущей наукой о музыки выступит философия музыки.
Так, Вячеслав Медушевский подчёркивал: «Музыковедение ощущает себя
ныне не только наукой. В нём явственно зазвучали философские нотки
…» [4]. Ещё более определённо на это указал Изалий Земцовский: Для
музыковедения сегодня «особенно
[295]
важна философия. Я бы даже предсказал актуальность развития философии
музыкального анализа» [5].
Думается, что это прогнозирование было абсолютно верным, поскольку
сегодня очевидно, что музыка, безусловно, представляет собой объект
философского анализа. Такое суждение обусловлено осознанием музыки
как сложного художественного образования, несущего информацию о
различных аспектах (гранях и т.д.) бытия, в силу наличия в звуковой
материи музыки трёх уровней звучания: физико-акустического, коммуникативно-интонационного
и духовно-ценностного [6]. При этом мы хотели бы подчеркнуть, что
речь может идти только о философии музыки — в смысле собственно
философии, не эстетики, — но не о философии каких либо других искусств:
живописи, литературы и т.д. Последнее связано с особым положением
музыки в системе искусств. Прокомментируем этот тезис.
Как известно, искусство — продукт деятельности художника, обладающего
самосознанием, в свою очередь являющимся высшим выражением интеграции
«психических сил» человека [7]. Вместе с тем, наиболее интегрированное
(концентрированное) выражение этих «психических сил» мы обнаруживаем
проявленным именно в музыке. Показательно в этом плане суждение
М.Ш. Бонфельда. «Музыкальное мышление, — указывает учёный, рассматривая
последнее как специфическое воплощение отмеченных выше «психических
сил» человека, — … разновидность континуального художественного
мышления, присущего всем видам искусства. Существует, однако, немало
свидетельств об особой позиции музыки в этой сфере. Значи-
[296]
тельная отвлечённость от предметных реалий внехудожественного мира,
недискретность музыкальной ткани образуют из музыки как бы квинтэссенцию
континуальности, поднимают её в этом смысле на уровень, недосягаемый
для других видов искусства…» [8] Таким образом, музыка по существу
оказывается концентрированным выражением искусства. Данную точку
зрения подтверждают, например, исследования С.Х. Раппопорта, в частности,
его статья «Природа искусства и специфика музыки», в которой автор
подчёркивает: «Мы находим в музыке все необходимые и достаточные
стороны искусства в их теснейшем взаимодействии, в их нерасторжимом
сплаве… Больше того, анализ показывает, что в музыке природа искусства
находит самое отчётливое выражение» [9]. И затем: «Главная особенность
музыки… состоит, по-видимому, в том, что она, несомненно, является
наиболее «чистой» моделью искусства как особой системы…» [10].
Мы полагаем, что философия музыки, как будущая наука о музыкальном
искусстве, позволит продвинуться в постижении «конечных тайн» музыкального
творчества, а вместе с тем — и бытия в целом.
Примечания [1] См.: Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? // Советская
музыка. — 1988. — № 11. С. 83-91; 1989. — № 1. С. 71-77; № 2. С.
38-43; № 5. С. 82-89; № 8. С. 48-54.
[2] Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? // Советская музыка.
— 1988. — № 11. С. 84
[3] Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? // Советская музыка.
— 1989. — № 5. С. 87.
[4] Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? // Советская музыка.
— 1988. — № 11. С. 84.
[5] Там же. — С. 88. Кстати, о необходимости философии музыки как
обобщённого научного знания о музыкальном искусстве писали еще в
70-х годах. См. об этом, например: Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика:
Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании.
Л., 1976.
[6] Физико-акустический уровень — естественно-природный (физический)
«срез» звучания музыки. Коммуникативно-интонационный уровень — естественно-природный
(интонационный или биологический) «срез» звучания музыки. Духовно-ценностный
уровень — социокультурный аспект звучания музыки. Наличие физико-акустического,
коммуникативно-интонационного и духовно-ценностного уровней звучания
музыки способствует, согласно этим уровням, воздействию музыкального
искусства на физическую («неживую»), биологическую («живую») и социокультурную
реальность. Подробнее см. об этом в наших работах: Клюев А.С. Музыка
и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире. СПб.,
1997; Его же: Онтологическое изучение музыкального искусства на
пороге III тысячелетия // Культура на пороге III тысячелетия: Материалы
IV Международного семинара в Санкт-Петербурге 30 мая — 3 июня 1997
года. СПб., 1998. С. 56-66; Музыка в системе «Природа — общество».
СПб., 2000 и др.
[7] В нашем понимании психической деятельности человека мы опираемся
на работы П.В. Симонова. См. в этой связи: Симонов П.В. Созидающий
мозг: Нейробиологические основы творчества. М., 1993 и др.
[8] Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление: Опыт системного
исследования музыкального искусства: Автореф. дис. … докт. иск.
М., 1993. С. 40.
[9] Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические
очерки: Избранное. М., 1980. С. 98.
[10] Там же. С. 100.