статья
Некоторые прогнозы относительно развития музыки
А.С. Клюев
Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной
конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.43
[43]
Размышления о путях развития музыкального искусства необходимо
основывать на анализе исторических закономерностей (тенденций)
развития музыки. Анализ же этих, последних, как нам представляется,
со всей убедительностью свидетельствует о будущем развитии музыки,
по крайней мере, в семи направлениях.
Первое из них и, как нам кажется, наиболее существенное — появление
новых технических средств в области создания и исполнения музыкальных
сочинений на основе дальнейшей разработки принципов электронного,
в частности компьютерного, музыкального звучания.
Второе направление развития музыки, как нам представляется, —
дальнейшее движение в области взаимодействия, взаимосвязи всевозможных
разновидностей музыкального искусства.
Третьим направлением эволюции музыки необходимо считать последовательное
расширение «звукового диапазона» музыкального искусства, иначе
говоря, все более активный «охват» включаемых в ткань музыкальных
сочинений звучаний физической («неживой») и биологической («живой»)
природ.
Четвертым направлением эволюционного движения музыки, на наш
взгляд, является все большее стремление музыки к единству, взаимосвязи
с другими искусствами.
Пятое направление развития музыкального искусства, как нам представляется,
— усложнение средств музыкальной выразительности.
Шестое направление развития музыки — все более активное включение
в состав музыкальных произведений того, что традиционно является
противоположным звучанию: тишины.
Наконец, седьмым направлением эволюции музыки, на наш взгляд,
необходимо считать повышение роли личности композитора и исполнителя
в музыкально-творческом процессе будущего.
Итак, мы выделили семь направлений развития музыкального искусства
(на самом деле их, конечно, можно было бы назвать намного больше).
Все они, бесспорно, взаимосвязаны. Однако необходимо указать на
одно из них, которое по существу определяет, обеспечивает «положительный
эффект» всех остальных. Это направление — усиление значимости
личностного начала в музыкальном творчестве, т.е. седьмое, последнее
из названных. В этом плане можно предположить, что именно данное
направление явится важнейшим условием развития музыки в будущем.