Виктория
Кириченко
Молодёжные
субкультуры Ивано-Франковщины
В
любом институте есть так называемое "студенческое радио".
Так называемое ОДС (одна девушка сказала). И если представительница
прекрасного пола говорит, что никому не скажет, не верь. Потому
что она скажет. Всего лишь лучшей подруге, но скажет. А значит,
об этом будут знать все. Вот и сегодня, придя в университет, я узнала,
что готы испугали в темном дворе престарелую преподавательницу,
на набережной гопники отобрали мобильник у подруги, а панкам очень
не понравились студенты из медакадемии. Ну, кто такие панки, с горем
пополам представить можно, гопники - тоже понятно, а с готами получается
неразбериха. Исследовав вечером наиболее тусовочные места, я пришла
к выводу, что в нашем городе живут и сосуществуют достаточно
много субкультур.
Как
выяснилось, наиболее распространенная из них - рокеры. Которые
в свою очередь делятся на металлистов, панков, и готов.
Основной принцип деления на принадлежность к субкультуре - музыка.
Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров,
в связи с симпатией последних к тяжелой музыке и симпатии первых
к мотоциклам как к символу свободы. Внешне опознаются по длинным
волосам, кожаной куртке "косухе", напульсникам с шипами,
проклепанным ремням и грубой обуви. Какой-то определенной идеологии
не имеют, собратьями узнаются по характерному жесту - вскинутому
вверх кулаку с разжатым мизинцем и указательным пальцем. Аналогичный
жест принят принят в буддийской традиции, а в обиход металлистов
введен Ронни Джеймсом Дио, который заявлял, что этот жест он перенял
от дальней родственницы. Трактуется и как старинный жест для отпугивания
злых духов, и как сатанинский жест (рога), и как символическое изображение
буквы "u" - сокращение от "unity", т.е. единство,
приветствие "брата", человека своей "стаи".
Основное место локации - площадь А. Мицкевича,отдельные дворики.
Готы
- субкультура очень близкая к панкам, и тем не менее имеющая ряд
отличий.
Первые представители этого движения появились в 1979 году на волне
пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло вампирской
эстетики и темному взгляду на мир, т. е. ведущую роль играет
философия жизни после смерти. Непременные атрибуты- темная
одежда, черные длинные волосы, ошейник, серебряные украшения и высокие
шнурованные ботинки. Как и металлисты, имеют свою символику
- кельтскую, египетскую и христианскую. Как правило, дизайн
распятий более стильный, чем обычно, а самый распространенный египетский
символ - "Анкх" - как знак вечной жизни, бессмертия.
Очень широко используются оккультные символы - пентаграммы,
перевернутые кресты, восьмиконечные звезды. Один из самых ярких
знаков - изображение летучей мыши. Музыкальные предпочтения
- Within Temptation, Dead Can Dance, Joy Division, Lacrimosa,
Nightwish (они не играют в готическом стиле, но некотрое количество
готов их признают как готичную группу). Места встреч - кладбища,
в частности Мемориальный сквер.
Панки.
Одна из наиболее старых субкультур, имеющихся в наличии в Ивано-Франковске.
Движение пришло к нам из США и в Великобритании в середине 1970-х
годов. Характерной особенностью является любовь к быстрой и энергичной
рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истэблишмента,
консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма,
а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная
американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом,
игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols.
После возникновения этих и других коллективов панк распространился
по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом
на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку
того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла,
а также на безработицу. Классические панки любят шокировать своим
внешним видом, в частности, прической, но в нашем городе представители
это субкультуры ограничиваются удобной городской одеждой и аксессуарами.
>Категория
численностью меньше, но значительно интереснее - так называемые
"совки" или, говоря по-новому, "обрыганцы",
т.е. представители молодежи, имеющие длинные сальные волосы,
черные замызганные штаны и застиранную черную футболку. Слушают
КИНО, АРИЮ и старые альбомы КиШа. Кумиров и идеи нет. Думают,
что они неформалы, хотя поголовно имеют одноформатное мышление.
Основная цель - найти денег на пиво, так как ввиду стиля жизни
не имеют ни денег, ни работы, ни образования. Можно встретить во
двориках старых польских домов, вокзала, и трущоб.
Бритоголовые,
или, иначе - скинхеды - группы молодежи с бритыми головами,
в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников,
в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой
Конфедерации. Самые первые скинхеды появились в Англии в 1968-1969
гг. С сегодняшним образом скинхеда - хулиганствующего молодчика,
тупого расиста, фашиста и антисемита - они не имели ничего общего.
Скорее наоборот. Скинхеды "первой волны" были субкультурой
рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая
культура протеста и против официальной буржуазной культуры и против
контркультуры 60-х гг. Подростки из рабочих районов рассматривали
британскую контркультуру как "выпендреж" "маменькиных
сынков" из семей "среднего класса" и из богатых семей
- развлечение состоятельных бездельников, делающих вид, что они
выступают против буржуазного общества. Чтобы подчеркнуть свою классовую
принадлежность, скинхеды выработали собственный стиль одежды:
"донки" - теплая грубошерстная куртка или полупальто с
кожаной кокеткой (одежда докеров), грубые брюки с "вечной стрелкой"
("стапресс"), длинный, до колен, пиджак "зут"
и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров
(working class shoes - "обувь рабочего класса"), желательно
"Dr. Martens'", желательно с носком, армированным сталью.
Стильным прическам "маменькиных сынков" скинхеды противопоставили
короткий бобрик (обычно с бачками) - бритоголовыми их, собственно,
обзывала тогдашняя длинноволосая молодежь. Самое интересное, что
скинхеды "первой волны" любили чернокожих. Они слушали
"музыку черных" - вест-индскую и ямайскую музыку стилей
ска, реггей и рок-стеди (в Англии рок-стеди назывался "блю-бит").
Любимыми певцами скинхедов были чернокожие: Дезмонд Декер (ска)
и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли"
и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли.
В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с мулатами
и неграми - и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии
жили в тех же кварталах, работали на тех же заводах, учились в тех
же школах, говорили на том же "кокни"... Даже сама
прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих "руди-бойз"
(молодежная субкультура Ямайки). В отчаянных драках скинхедов с
роккерами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом
к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей
буржуазии. Если кого скинхеды и не любили - то "паки"
(пакистанцев). И не по расистским соображениям (пакистанцы как
раз индоарии). Просто "паки", в отличие от негров, не
работали на заводах, а практически поголовно занимались торговлей.
Ненависть скинхедов "первой волны" к "паки"
была классической ненавистью фабричных рабочих к лавочникам.
Скинхеды
"второй волны" появились в Англии в конце 70-х гг.
Это был продукт разложения движения панков, с одной стороны, и экономического
кризиса - с другой. К середине 80-х расцвела субкультура скинхедов
"второй волны". Дети безработных, сами безработные, подростки
из "депрессивных регионов" не видели никаких перспектив
- они знали, что работы нет и не будет, денег нет и не будет. Единственным
развлечением было подраться с другими такими же - но из соседнего
района. Говоря иначе, между скинхедами "первой волны"
и скинхедами "второй" не было ничего общего, кроме названия
и обуви. Даже социальная среда, породившая их, была разной: в первом
случае - "рабочая аристократия" и "low middle class",
во втором - деклассированная (из-за массовой безработицы) среда
"депрессивных регионов". С конца 70-х в Великобритании
активизировались неофашисты, которые стали для скинхедов
образцом для подражания. В первой половине 80-х наци-скины
появились в Скандинавии, Голландии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии.
В середине 80-х - во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии. Правда,
в США первые скинхеды завелись еще в 70-е. Расистами они не были
- были смешанные по расовому составу группы, были группы скинхедов-белых,
скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев.
Все мирно уживались и долго недоумевали, почему в СМИ о скинах говорят
как о фашистах.
Но
году к 1984-му и в США появились группы наци-скинов. Американские
исследователи единодушно отмечают, что наци-скины в США были
порождены американскими же СМИ, настойчиво рекламировавшими "подвиги"
британских скинхедов-фашистов. Особенно пагубную роль сыграли
TV, молодежные музыкальные журналы, а также газеты "Бостон
глоб" и "Вашингтон пост". В Европе форпостом движения
наци-скинов стала ФРГ. В ФРГ банды наци-скинов, как правило, уже
сознательно формировались неофашистскими организациями - зачастую
из групп футбольных фанатов. Хулиганствующие болельщики,
дети благополучных бундесбюргеров, во-первых, и сами были проникнуты
"глубоко национальными" настроениями, а во-вторых, уже
успели увидеть и услышать по TV много "завлекательного"
об англо-саксонских скинах. В результате германские наци-скины сразу
заявили о себе как о крайне агрессивной и гиперполитизированной
силе. Отличительной чертой стало то, что немецкие скинхеды сразу
прославились убийствами. На территории бывшего СССР движение скинов
появилось в 90-х годах. Самые первые скины были чистым продуктом
подросткового обезьянничества, но в начале 94-го благодаря действиям
правительсвта они становятся крупным и заметным явлением. Конечно,
на расцвет скинхедского движения повлияли не только политические
события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения
скинов в молодежной среде в странах СНГ, в том числе и на Украине:
экономический кризис и развал системы образования. Сейчас, спустя
десятилетие, движение скинов опять набирает силу.
Сложилось
так, что немало студентов в Ивано-Франоквской медицинской академии
- темнокожие. И хотя многие факты их избиения замалчиваются общественностью,
в молодежной среде ни для кого не секрет, что движение скинов развивается
и набирает силу. Во многом этому способствуют такие организации
как КУН (Конгресс Украинских Националистов) и УНА-УНСО. КУН ведет
свою историю от созданной Е.Коновальцем в 1929 году Организации
Украинских Националистов (ОУН), известным лидером которой был Степан
Бандера. После разгрома ОУН к началу 50-х годов деятельность организации
на Украине в 1960-80-х годах проходила в подполье. Согласно программе
КУНа, его главная цель - бороться за построение "Украінської
Самостійної Соборної Держави", за укрепление и развитие всех
творческих сил украинской нации, объединение усилий националистов
для развития и координации украинского националистического движения.
В основе украинского национализма лежит идея нации. "Только
национальная держава может обеспечить свободное развитие всех духовных
и материальных сил народа и обозначить его место среди иных державных
народов". Националистическая концепция общественного устройства
опирается на триединство нации, родины и людей как идеал гармоничного
общественного развития. Ничего плохого в развитии нации в трепетном
отношении к своему народу нет, когда она это не основывается на
превосходстве ее над другими, а на развитии своей культуры, своего
народа во взаимопонимании с другими народами. В истории уже были
случаи, когда провозглашение превосходства одной нации над другой
привело к печальным последствиям для всех народов, в том числе и
для самих националистов, но это отдельная история о проблемах генофонда.
Пласт
- еще не субкультура, но уже организация, имеющая большое влияние
на молодежь. Это Национальная Скаутская Организация Украины.
Основная цель Пласта - патриотическое воспитание молодежи на основах
христианской морали. История этой организации ведет свое начало
с 1911 года, когда студенты Петр Франко и Иван Чмола основывают
первые пластовые кружки. Современный Пласт - это мощная скаутская
организация, участниками которой являются около 10 тысяч человек
по всей территории Украины. Соответственно, такая крупная организация
должна иметь свою, независимую периодику. Но все попытки сделать
что-то заканчивались ничем, достаточно вспомнить такие газеты как:
"Ну и ну!", "Ласточка" и много других. Так был
придуман "Пластилин", причем его название в первых
нескольких номерах писалось большими буквами, так как газета распространялась
не только среди пластунов, а и среди молодежи, что способствовало
популяризации Пласта. Но постепенно издание выходит за границы организации,
и название пишется одинаковым шрифтом. В целом, журнал все больше
и больше завоевывает популярность среди молодежи, ведь, как обещает
нам его обложка - это действительно молодежное издание.
Так
было выяснено, что в нашем городе живут и почти мирно сосуществуют
несколько субкультур. Конечно, молодежи присуще объединение в группы
по интересам, но всегда ли эти интересы настолько безобидны, насколько
кажутся?
|