статья
Категория «социально-культурное движение» в
исторической культурологии
А.В. Карпов
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского
философского общества, 2001. C. 51-53.
[51]
В иерархии социальных организаций — «опредмеченных форм совместной
деятельности людей» (М.С. Каган) — одну из ключевых позиций занимают
социально-культурные движения. Как категория культурологического
познания термин «социально-культурное движение» не получил должного
истолкования в специальной литературе, являясь скорее метафорой,
нежели теоретическим понятием, и соответственно требует научного
определения.
Под социально-культурным движением понимается единство идеологии
и ее сторонников, воплощающих данную идеологию путем практической
социально-культурной деятельности. Толчком к формированию социально-культурных
движений служат социально-культурные противоречия в обществе. У
истоков социально-культурных движений стоит творческая интеллигенция,
которая, разрешая эти противоречия, выдвигает идеалы, программы,
планы, зачастую утопические, но обладающие интеллектуальной и эмоциональной
привлекательностью. Эти «проекты» воспринимаются кругом последователей,
готовых реализовать их практически. Совокупность идей, сплотивших
единомышленников, образует идеологию — идеальную силу социально-культурного
движения, которая входит в качестве составной части в общественное
сознание. Таким образом, социально-культурные движения это, во-первых,
движение определенных культурных смыслов (идеологий) в социальном
пространстве и, во-вторых, множество единомышленников, готовых реализовать
эти смыслы практически.
[52]
Во все эпохи в общественном сознании представлены две разнонаправленные
идеологии: консервативная, защищающая сложившееся социально-культурное
положение и инновационная, выступающая за новые социально-культурные
ценности и отношения. Инновационные идеологии можно разделить на
либерально-реформаторские, избегающие, в принципе, насилия, как
средства достижения целей и радикально-революционные, признающие
насилие (диктатуру) приемлемым способом достижения прогресса. Антагонизм
идеологий реально воплощается в социально-культурных движениях,
противостоящих друг другу. Общество, таким образом, правомерно рассматривать
как «сложную систему движений и контрдвижений» (Н. Смелзер). Отсюда,
с одной стороны, социально-культурные движения, являются инициатором
и проводником социальных и культурных изменений, а, с другой стороны,
выступают в качестве общности, сохраняющей существующий порядок
вещей.
Социально-культурные движения, являясь субъектом социальных отношений
и субъектом саморазвития культуры, выполняют роль социального коммуниканта.
Сущность социально-культурного движения как социального коммуниканта
заключается в распространении коммуникационных сообщений (культурных
ценностей, норм, практик) для массовых или специальных аудиторий.
Содержание сообщений зависит от типа движения. Они могут быть направлены
как на изменение существующих ценностей, норм, практик той или иной
социальной общности или общества в целом, если движение инновационное,
или на их сохранение или возврат к прежним, если движение консервативное.
Целевые ориентации движений связаны с двумя сущностными пластами
социальной памяти: традициями и новациями. Соперничество новационного
и традиционного находит свое воплощение в деятельности социально-культурных
движений. Эффективности внедрения инноваций зависит от конкретной
исторической эпохи. В определенные исторические периоды происходят
трансформации традиционных ориентаций, что, как правило, связано
с фундаментальными катаклизмами в обществе и в культуре. Социально-культурная
деятельность становится своеобразным зеркалом социальных и культурных
противоречий, отражая в себе как взаимодействие, так и соперничество
старого и нового. Социально-культурные движения в этом случае —
либо форма этих катаклизмов, либо — форма компенсации их разрушительных
последствий. В любом случае социально-культурные движения выполняют
роль социального коммуниканта; различна лишь содержательная направленность
коммуникационных сообщений: на изменение (инновационное движение),
или на сохранение (консервативное движение). В подобные переломные
эпохи на первый план выступают два универсальных феномена — кризис
культурной идентичности и культурный синтез (Н.А. Хренов). Кризис
идентичности означает не только и не столько кризис отдельных личностей,
коллективов,
[51]
групп как носителей определенных культурных смыслов (знаний, ценностей,
норм, практик), сколько кризис самого мира смыслов. Отсюда возникает
потребность в создании новых культурных смыслов (идеологий), охватывающих
различные сферы картины мира: интеллектуальную, этическую, эстетическую,
религиозную, художественную. Как результат — происходит сложение
новой культурной целостности и адекватной ей идентичности. Элементы
нового вводятся не только путем творческой деятельности, но и посредством
критического переосмысления культурного наследия, приписывания новых
значений «старым» традициям и ценностям. Если новации не находят
понимания со стороны общества (то есть если отсутствует социальный
спрос, определяемый потребностью), то всякое нововведение обречено
на забвение, отторжение, или лишь на временную реализацию. В деятельности
социально-культурных движений реализуются сущностные функции культуры
— функции изменения и сохранения культурных ценностей, норм, практик,
то есть формирования социальной памяти, являющейся одной из основных
категорий культурологического знания.
Социально-культурные движения представляют собой обширное поле
для культурологических исследований, направленных на выявление исторической
динамики движения в контексте истории культуры и общества; раскрытии
мировоззренческих (идеологических, этических, эстетических и др.)принципов,
лежащих в основе деятельности социально-культурного движения; анализ
психологических оснований деятельности движения (мотивов приобщения
личностей и групп к движению, психологических установок, формирующих
коллективное сознание и чувство культурной идентичности и др.);
исследование организационно-технологических оснований деятельности
движения (принципов построения, распределения функций, управления,
используемых социально-культурных технологий и т.д.).
Таким образом, анализируя феномен социально-культурных движений
как субъектов культуры, мы выходим на ряд значимых для культурологического
знания проблем, а именно — соотношения новационного и традиционного
в общественном сознании и социальной практике, эффективности творческой
и коммуникационной деятельности социально-культурных движений.
|