статья
Иерей Геннадий Егоров.
Библейский рассказ о сотворении мира
Повествование книги Бытия начинается с описания
сотворения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю».
Я не стану разбирать подробно состав каждого дня творения в надежде,
что это для вас вещи известные: вы сдавали вступительный экзамен
год назад и ничего из этого не забыли, поэтому акцентирую ваше
внимание на наиболее важных вопросах. Во-первых, нужно отметить
само слово «бара». «Берешит бара Элогим» – начинается
этот отрывок по-еврейски. Здесь для слова «сотворил» употребляется
глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то
действиям человеческим, то есть тем самым, в рамках доступных
для нас языковых средств, нам внушается мысль, что действительно
произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание
на творение из ничего. А если мы посмотрим на греческий текст:
«эн архи эпоэсон о феос тон уранон кэ тин гин», – то здесь
для обозначения творения употребляется глагол «ипоэсон», – то
есть глагол, который употребляется также для обозначения поэтического
творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель,
как поэт, художник, который творит этот мир. Эти слова: «В
начале сотворил Бог небо и землю» – напоминают нам первые
стихи Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово» и дальше
там говорится «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже
бысть» (Ин.1:1, 3). Мы в праве и, Ветхий Завет позволяет нам,
видеть не случайность в одинаковости этого названия, потому что
есть в других ветхозаветных книгах более прямые указания на непосредственное
участие Второго Лица Святой Троицы – ипостасной Премудрости Божией
в творении. Так, в книге Притчей Соломоновых, в восьмой главе,
мы можем прочитать следующее: «Господь имел меня началом пути
Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от
начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали
бездны», – речь идет от лица Премудрости, – «когда еще
не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели
водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни
земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял
небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею,
и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими»
(Прит. 8:22-31). И поэтому неслучайно в прологе Евангелия от Иоанна
мы видим указание: «вся Тем быша», то есть все Словом Божиим
сотворено. Кроме того, выражение «в начале» показывает, что, по
слову преп. Максима Исповедника, «время от создания мира и земли
исчисляется». Таким образом, «Бог сотворил мир не в вечности
и не во времени, а вместе со временем» [6, c. 17], которое
есть изменчивость бытия.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух
Божий носился над водою» (Быт.1:2). Эти слова говорят о Святом
Духе, свидетельствуя об участии всех Лиц Святой Троицы в деле
творения.
Кроме первых стихов книги Бытия еще ряд текстов Священного Писания
говорят о сотворении мира. Одно из важнейших указаний содержится
во второй книге Маккавейской, где говорится о том, что все Богом
сотворено из ничего. Об этом говорит мать своим детям, когда,
укрепляя их перед лицом гонителей, она предлагает им посмотреть
на все сотворенное и познать, что «все сотворил Бог из ничего»
(2 Макк. 7:28). Затем, в книге Псалтирь мы можем увидеть в 103-м
псалме весьма поэтичное описание. Цитирую в русском переводе,
непривычном для слуха: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь
небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь
облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра» (Пс.
103:2-3) и так далее. «Той повеле и быша, той рече и создашася»
– то же говорится в Псалтири. «Словом Господним небеса утвердишася
и духом уст Его – вся сила их» (Пс. 32:6).
Митрополит Иерофей Влахос пишет: «Согласно св. Никодиму Святогорцу,
в первый день, то есть в воскресенье, было начато создание мира
и твари, поскольку в этот день был сотворен свет. В воскресенье,
с Воскресением Иисуса Христа, началось воссоздание твари, и в
воскресенье, с сошествием Святого Духа, оно завершилось. Все создание
было сотворено Отцом при участии Сына и Святого Духа; обновлено
Сыном при благоволении Отца и при содействии Святого Духа; а завершено
Святым Духом, исходящим от Отца и посылаемым в мир через Сына»
[12, с. 357– 358].
В первых стихах книги Бытия также указывается некоторая последовательность
сотворения мира, причем принципиальным образом подчеркивается
небожественность твари и отсутствие теогонии (происхождения богов),
которую мы встречаем в разных языческих религиях: здесь нет какой-то
борьбы богов, рождения мира, пожирания одних богов другими и так
далее. Все творится простым речением Божиим: «И сказал Бог:
да будет..., и стало так». В частности, подчеркивается, например,
небожественность светил и их функциональное назначение, что они
поставлены для освещения и для разделения ночи и дня.
Серьезной темой является сопоставление Шестоднева с научными
взглядами на происхождение мира. Это тема, многократно встречающаяся
на страницах как произведений церковных авторов, так и сочинителей
антицерковного направления, потому что именно научными данными
пытались опровергнуть истинность Священного Писания и через это
вообще поставить под сомнение истинность самой христианской веры.
В результате были написаны многие труды, посвященные согласованию
научных данных с тем описанием, которое мы видим в книге Бытия.
Но я не буду заниматься обзором имеющихся на настоящее время
гипотез. Прежде чем решать задачу, следует выяснить принципиальную
возможность существования ее решения. Его может и не быть. Мы
знаем, что мир первозданный, и мир, в котором мы существуем, разделены
между собой одним событием. Каким? Грехопадением, совершенно справедливо.
Что произошло в грехопадении? Пал сам человек, он потерял первоначальную
чистоту, которую имел, потерял свои первоначальные способности.
И по вине человека (и ради человека) земля (но не рай) подпала
проклятию. Что же мы имеем? Облеченный в «кожаные ризы» человек
своим падшим умом познает мир, подпавший проклятию, подчинившийся
суете и тлению, и, изучая этот мир, пытается сопоставить то, что
он видит, с тем, что описывается в книге Бытия, где каждый акт
творения сопровождается словом: «И увидел Бог, что это хорошо».
Мы не знаем, как изменился мир. Поэтому даже придумав
самую точную модель его существования после грехопадения, мы не
можем ее распространить на время до него. Поэтому имеющиеся «противоречия»
Шестоднева, такие как явный геоцентризм библейской картины мира;
сотворение света и растений прежде сотворения светил; особый порядок
в находках останков живых существ, противоречат только современному
устройству мира и не более того. А тогда мир был просто другим.
Мы не знаем, какова была тварь до этого падения, и, кроме
того, мы не знаем даже, каков был ум Адама до того, как он пал,
и поэтому, конечно, несколько опрометчиво пытаться сопоставлять
то, что мы видим сейчас, с тем, что мы могли бы увидеть, будучи
на месте Адама.
Но есть еще вопросы, касающиеся мира после грехопадения.
Как объяснить несоответствие библейской хронологии предположительному
возрасту Земли и ее обитателей? И почему отсутствуют человеческие
останки среди останков древних животных? Здесь следует сказать
следующее. Во-первых, порядок расположения останков свидетельствует
о том, кто в какой последовательности умер, а не появился на свет.
Во-вторых, мир создан для человека. Что мешает нам предположить,
что человек был переселен из рая на проклятую землю уже после
того, как на ней произошли определенные процессы, и она стала
более-менее пригодна для жизни (например, вымерли динозавры).
Ведь между проклятием земли и выдворением людей есть еще некий
момент. А вне рая в течение этого момента могло пройти сколько
угодно лет. Это лишь гипотеза, но она с научной точки зрения
непротиворечива. Тогда нет смысла сопоставлять «возраст вселенной»
с продолжительностью жизни людей, указанной в Библии. Остается,
правда, вопрос о «возрасте человечества». Думаю, что и его как-то
можно разрешить.
В этой связи становится неинтересной и полемика эволюционистов
и креационистов. Ведь и те, и другие для доказательства своих
воззрений оперируют фактами, относящимися к падшему миру.
Мы знаем, что мир этот, в котором мы существуем, будет обновлен,
что он сберегается грядущему огню, и что все дела на нем сгорят,
и будет новое небо и новая земля, в которых обитает правда.
В этой связи, конечно, мы должны достаточно осторожно подходить
как к попыткам согласования, или, наоборот, выявлению разногласий
научных данных с библейским повествованием, так и к тем выводам
об истинности или ложности веры, которые на основании этих попыток
делаются.