статья
Иерей Геннадий Егоров.
Священное Писание Ветхого Завета
Из курса Катехизиса вы помните, что Священным Писанием называются
«книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей,
называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются
Библиею». В зависимости от времени написания, книги Священного
Писания разделяются на два отделения: «Те Священные Книги, которые
написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого
Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова, называются
книгами Нового Завета».
Очень хорошо, если вы, по окончании курса, сможете перечислить
название всех книг Священного Писания. Полезно также знать, что
всего в Священном Писании Ветхого Завета в наших изданиях Библии
насчитывается 50 книг, из них 39 книг являются каноническими и
11 неканоническими. В качестве маленького домашнего задания вам
предлагается самим узнать, какие же книги являются каноническими,
какие являются неканоническими. Сразу нужно сказать, что это такое,
поскольку в курсе Нового Завета вы не сталкивались с понятием
неканонических новозаветных книг – все книги, которые содержатся
в корпусе Священного Писания Нового Завета, являются каноническими.
А вот если мы откроем Священное Писание Ветхого Завета, обнаружим
там и одиннадцать неканонических книг, таких, как книги Премудрости
Соломона; Иисуса, сына Сирахова; послание Иеремии, Маккавейские
книги и др.1
Эти книги были написаны также в древности, и некоторые из них
были написаны в оригинале по-гречески, некоторые – на еврейском
языке, но, по тем или иным причинам, эти книги не были признаны
Церковью книгами богодухновенными – об этом сейчас пойдет речь
особенно, – то есть эти книги были признаны весьма добрыми, назидательными,
в которых содержатся некие крупицы богооткровенного учения, но
которые в целом богодухновенными признаны быть не могут, – где,
скажем, слишком силен элемент человеческого мудрования. Поэтому
эти книги Отцами оставлены в списках среди других ветхозаветных
книг, и, как в определениях отеческих сказано, они предназначаются
для назидательного домашнего чтения христианам и для чтения новоначальным,
поскольку в них содержится высокое нравственное учение.
Протестанты эти книги отвергают и называют апокрифами. Католики
на Тридентском соборе большинство неканонических книг включили
в канон. Поэтому у них они иногда называются второканоническими.
Идут большие споры по поводу того, отвергаются ли эти книги Церковью
по той причине, что они не входят в иудейский канон Священного
Писания, или это не связано? Мы узнаем, какие книги являются каноническими,
и какие книги должно читать в Церкви из правил святых отцов и
святых Вселенских Соборов.
Дело в том, что окончательная фиксация канонов, которые ныне
признаются иудеями, совершилась уже в начале II века по Рождеству
Христову. В данном случае Церковь Христова является в большей
степени преемницей Ветхозаветной Церкви, чем современный иудаизм,
который, по сути дела, является новой религией, которая по своему
возрасту моложе христианства, поскольку иудаизм возник после разрушения
Храма Иерусалимского, когда понадобилось устраивать общинную жизнь
на каких-то новых условиях. Поэтому для нас самое главное – это
определения Церкви о достоинстве той или иной книги. Несомненно,
что определения Церкви Новозаветной являют собой преемство традиций
Ветхозаветной Церкви, поскольку многие полагают, что канон книг
Ветхозаветных был заключен и составлен еще во времена священника
Ездры, то есть в V веке до Рождества Христова, – об этом у нас
будет отдельный разговор.
Здесь следует добавить, что церковным текстом Писания всегда
был текст Септуагинты, текст перевода семидесяти толковников,
которые в III веке до Рождества Христова перевели Священное Писание
на греческий язык для египетского царя Птоломея Филадельфа. Вслед
за святителем Иоанном Златоустом скажем, что «это было делом домостроительства
Божия, чтобы этими книгами воспользовались не только знавшие еврейский
язык, но и все обитатели вселенной» [14, т. 4, с. 26].
Итак, в нашей Библии мы видим 39 канонических, богодухновенных
книг Ветхого Завета. Однако в ряде древних святоотеческих текстов,
например, в стихотворном послании святителя Григория Богослова
к Амфилохию, о том, какие книги должно читать, увидим, что там
перечисляются 22 книги. Что это значит? Что во времена святителя
Григория меньше было книг? Нет, это значит, что возможно разное
исчисление и разделение этих книг.
Откуда берется число 22? По числу букв еврейского алфавита, таким
же образом они исчисляются и в традиции еврейской Библии. Состав
текста тот же самый, просто некоторые книги группируются. Каким
образом? В послании святителя Григория предлагается такой порядок:
сначала идут книги Пятикнижия, Иисуса Навина, Судей и Руфи; затем
две книги Царств – то есть не четыре, как мы сейчас считаем, а
две, первую-вторую, третью-четвертую соединяя вместе; Паралипоменон
как одна книга и Ездры, то есть 12 книг, которые он называл историческими.
Затем 5 книг, которые он называет стихотворными: Иова, Давида,
то есть Псалтирь, и 3 Соломоновы: Екклесиаст, Песнь песней и Притчи;
5 книг Духа пророческого: 12 малых пророков как одна книга, Исаии,
Иеремии, Иезекииля и Даниила – разделение практически то же самое,
которое мы сейчас употребляем для наших практических нужд. Заметим,
что он не выделяет книги Пятикнижия как книги законоположительные,
как мы сейчас выделяем, но три других критерия ясно различимы:
исторические, учительные и пророческие книги. Вы должны помнить,
что книги Ветхого Завета по преимущественному значению можно разделить
на четыре следующие группы:
1). Книги законоположительные, которые составляют главное основание
Ветхого Завета.
К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2). Книги исторические, которые содержат преимущественно историю
благочестия: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон,
Ездры, Неемии и Есфирь.
3). Книги учительные, которые содержат учение благочестия: книга
Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней.
4). Книги пророческие, которые содержат пророчества или предсказания
о будущем, и наипаче об Иисусе Христе: книги великих пророков
Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а также книги двенадцати
малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума,
Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
Канон еврейский имеет немного другое деление: закон, пророки
и писание – 3 части. Закон (Тора) – это Пятикнижие Моисеево. Пророческие
книги включают в себя не только те книги, которые мы называем
пророческими, но и книги, которые мы называем историческими, –
это совсем не случайно, мы в свое время будем говорить, почему
так получается. К пророкам в еврейской Библии относят так называемых
ранних пророков: книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (вы можете
в современных западных изданиях встретить, что первую и вторую
книги Царств называют первой и второй книгами Самуила, а третью
и четвертую уже непосредственно называют книгами Царств). И поздних
пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12 малых пророков как одна
книга. Обратите внимание, что в этом списке мы не встречаем пророка
Даниила, книга которого в еврейском каноне к пророческим книгам
не относится. Писания – это все остальные книги: поэтические то
есть псалмы, притчи Соломоновы, книга Иова, так называемые Пять
свитков – это Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Екклесиаст,
и исторические книги, к которым относятся: книга Даниила, Ездры
и Паралипоменон. Как видите, это совсем другое разделение. В нашем
курсе мы будем несколько раз к нему обращаться для выяснения некоторых
интересных подробностей.