статья
Музыкальное искусство в философской концепции
М. Кагана
А.А. Щербакова
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
C. 326 — 328.
[326]
Не будет преуменьшением других областей научного творчества М.
Кагана утверждение, что искусство, художественная деятельность всегда
были в центре внимания и профессиональных интересов философа. Пафос
работ этой предметной сферы в апелляции к многообразным фактам истории
искусства, в принципиальном отношении его к современной практике.
Неотступный интерес к теории, проблемам и истории художественной
культуры присутствует на протяжении всей его научной биографии в
фундаментальных персональных работах, в коллективных трудах кафедры,
в многочисленных статьях, докладах, работах его учеников, в творческой
деятельности целого направления ленинградских петербургских эстетиков.
Особое место на «карте» культурологии Кагана занимает музыка, наиболее
специфическое и сложное для теоретического осмысления, понимания
и освоения искусство. В ходе эволюции культуры философы выдвигали
одну за другой ее отдельные проблемы. Таинственная власть будоражила
[327]
воображение, вела к масштабным заключениям. Приведем известные
слова Гете: «От музыки во все стороны расходятся торные дороги.»
Достаточно сослаться на космологические представления древних о
связи музыки с основами мироздания, прозревающих материально-духовное
единство мира или на романтическую интерпретацию музыки как творящей
воли, ведущей через духовное преображение человека к переустройству
мира.
Музыка — постоянный лейтмотив в работах Кагана разных лет: в лекциях
по эстетике, в «Морфологии искусства», в статьях, специально посвященных
музыке, в крупных работах 90-х годов. К музыке располагает ученого
содержательно-технологическая сложность этого искусства, обширная
разработанность специальной теоретической сферы и терминологически-понятийного
аппарата. В русле его интересов и методологическая перестройка отечественного
музыкознания, его переход на философские позиции. В качестве примера
назовем работы: А. Сохор «Музыка как вид искусства», Н. Очеретовская
«Содержание и форма в музыке». Важный фактор, определивший эту сферу
— обостренная ответственность за настоящее и будущее искусства,
праксиологическая направленность научной мысли, свойственная Кагану
— одному из наиболее «художественных» современных философов.
Этапным событием в науке о музыке стало исследование М.С. Кагана
«Музыка в мире искусств». Вечная проблема отношения искусств вызвана
духовной потребностью музыкознания, выработкой научно обоснованного
взгляда на современное состояние и перспективы художественного творчества.
Разработка проблемы подготовлена предшествующими фундаментальными
исследованиями и идеями ученого — в капитальном труде «Морфология
искусства», в апробированной во многих работах идее полифункциональности
искусства, в системном анализе человеческой деятельности, в философской
теории общения.
В книге «Музыка в мире искусств» философ исследует систему искусств,
впервые ставя в центр внимания одно искусство — музыку и рассматривая
ее в разных аспектах в контексте теоретических, исторических, синергетических
связей. Эстетический анализ убедительно и корректно аргументируется
материалом музыковедческой науки. Но это не музыкальная эстетика
прикладного толка, понимаемая как контекстуальный анализ, «заданный»
определенной философской системой, с необходимыми дифинициями и
обобщениями. Каган предлагает, по его словам, взгляд извне — системный,
философско-культурологический анализ музыки, исключительно корректный,
добавим от себя, и деликатный, в отношении к музыкознанию и проникающий
в существо, «душу» музыки, включая ее системно-синергетический анализ
в собственную эстетическую концепцию, наиболее полно отраженную
на сегодняшний день в книге «Эстетика как философская наука», в
которой убедительно выражена одухотворяющая функция
[328]
этой науки в мире искусств, системный анализ музыки предстает как
углубленная разработка одного из аспектов эстетической концепции.
На первом плане здесь формы ее бытийности и формально-содержательная
структура, синергетический план выявлен в функциях общения, духовно-познавательно-преобразующем
процессе, аксиолого-эстетическом отношении. Сделанные акценты получают
резонанс во всей эстетической концепции Кагана, в которой выявляется
сложная, с трудом поддающаяся формализации, синергетическая система
искусств.
|