Институт
стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)
статья
Перспективы развития гуманитарных наук в XXI
веке
М.С. Каган
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского
философского общества, 2001. C. 9-14.
1. Научная мысль, как известно, развивалась крайне неравномерно
— ее лидеры менялись в зависимости от изменений, происходивших в
культуре, в мировоззрении общества, в иерархии его ценностных ориентаций,
наконец, в методологической структуре самой познавательной деятельности.
При этом та отрасль знания, которая завоевывала положение ведущей
дисциплины в системе наук, оказывала методологическое влияние
на все другие, воспринимаясь как своего рода образец для других
наук. Так, на протяжении нескольких тысячелетий лидерство принадлежало
теологии, которая, не будучи в точном смысле этого слова наукой,
представляла себя как науку, поскольку стремилась «познать Бога».
И действительно, если верить в существование Бога, в реальность
того, что описывает миф, то богословие и комментирование мифов придется
считать научной деятельностью. В данном случае несущественна истинность
или фантастичность содержания мифов, важно то, что признание теологического
дискурса наукой приводило к подчинению ему всех подлинных наук,
так же как и всех форм идеологии и, конечно же, искусства: философия
была объявлена «служанкой богословия», химия превратилась в алхимию,
астрономия — в астрологию, и даже абстрактнейшая наука математика
подчинилась мистическому толкованию чисел и геометрических фигур,
художественная же деятельность оказывалась предметом многовековой
дискуссии — допустима ли она вообще в религиозной культуре, а если
допустима, то в какой мере (различия в отношении к искусству христианства,
мусульманства, буддизма, а в пределах христианства его западноевропейской
и восточной ветвей, споры иконоборцев и иконопочитателей в Византии,
ревизия протестантизмом отношения к искусству католицизма).
Смена теоцентризма средневековой европейской культуры натуроцентризмом
культуры Возрождения привела к появлению нового лидера в сфере познавательной
деятельности — строго научной формы познания природы механики. Такое
ее положение было обусловлено требованиями развития материального
производства, его движением от ремесла к мануфактуре и от нее к
вооруженной машинами промышленности. Неудивительно, что сам строй
мышления людей этой эпохи, радикально перестраивавшегося под влиянием
механики, получил название механицизма.
В ХIХ веке в Европе происходит новая смена научного лидера — отвечая
требованиям развивающегося производства Запад вступил в эпоху научно-технического
прогресса, и теоретическим стимулом его развития стала физика,
в тех ее разделах, которые изучали несравненно более сложные по
сравнению с механическими формы движения. В начале ХХ века достижения
физики, выразившиеся в создании теории относительности и квантовой
механики, совершили переворот не только в мире наук, но и в мире
искусств, в философии, во всем строе мышления образованных людей.
В 60-е годы популярным в России стало стихотворение поэта Б. Слуцкого
«Физики и лирики», начинавшееся словами:
Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете —
Дело в мировом законе.
Понятие «лирики» обозначает здесь не только поэзию, но всю гуманитарную
сферу, так же как имя «физики» не случайно избрано для представления
всей сферы естественно-научного знания. Примечательно и прозвучавшее
в это время ехидно-остроумное замечание математика А. Мигдала, что
все науки делятся на «естественные» и «противоестественные»,
равно как и вполне серьезное противопоставление «двух культур» в
одноименное брошюре Ч. Сноу, одна из которых была названа «наукой»,
а другая «гуманитарным знанием» (humanities), то есть вообще не
наукой.
Вместе с тем, в пределах самого естествознания в середине ХХ в.
роль лидера у физики все более активно оспаривала химия, доказывавшая
это своей все более значительной ролью в промышленности, в сельском
хозяйстве, а в первой мировой войне и в военном деле. Вместе с тем,
в середине века на авансцену научной мысли уверенно выходила биология,
ставившая себе на службу и физику, и химию (в таких синтетических
науках как биофизика и биохимия); роль биологии проявилась и в таких,
поистине сенсационных, открытиях как открытие функциональной асимметрии
человеческого мозга,, как расшифровка структуры генетического кода
(так называемая «двойная спираль»), как рождение на этой основе
генной инженерии и практики клонирования живых организмов. Неудивительно,
что именно на базе биологии складывалась теория систем, оказавшая
глубочайшее влияние на другие науки, на различные сферы практики
и на саму философию.
2. Однако уже в конце ХХ века все чаще раздавались голоса, предрекавшие
выход на авансцену научной мысли социологии и, шире, социальных
наук — наук об обществе и человеке как носителе социальных отношений.
Для этого существовали достаточно веские основания: воцарение и
сокрушение тоталитарных режимов фашистского и большевистского типа,
Вторая мировая война, экологический кризис, вызванный успехами физики,
химии, биологии и их претворением в промышленном производстве, военном
деле и генной инженерии, сделали очевидной зависимость научно-технического
прогресса от характера общественных отношений, что стало осознаваться
как необходимость поиска научно обоснованных способов управления
общественными процессами для предотвращения надвигающихся экологической
и демографической катастроф. Поскольку марксистская теория общества
оказалась скомпрометированной ее применением в СССР (хотя в действительности
крах проведенного здесь социального эксперимента подтверждал верность
марксизма и ложность такой ее интерпретации, какой был ленинизм),
нужна была разработка иной теории современного общества, которая
могла бы стать основой управления научно-техническим прогрессом
для преодоления смертельно-опасного конфликта культуры и природы.
В этом контексте возникла и необходимость научного решения проблемы
«Запад — Восток», ибо, с одной стороны, неодолимо развивался
процесс вестернизации Востока, а с другой, расширялись поиски способов
ориентализации Запада, поскольку Восток не знал пугающей Запад конфронтации
культуры и природы.
Так в конце ХХ века обоснованные претензии на лидерство в культуре
стало предъявлять обществознание, подтверждая это рядом открытий,
обязанных применению к анализу социальной реальности теории систем
и теории информации, кибернетики и синергетики.
3. Вместе с тем, уже в ХХ веке становилось все более ясным, что
изучение общества как системы социальных отношений, в которой протекает
человеческая жизнь, будучи безусловно необходимым, оказывалось отнюдь
не достаточным для понимания самого человека — самой сложной системы
изо всех, известных науке, ибо ее существование не укладывается
ни в социальные, ни, тем более, в природные, биологические закономерности,
ни даже в единство тех и других, но требует включения в этот биосоциальный
контекст третьей силы — культуры. Понимание сверхсложности
системы «человек» постепенно назревало в культуре — в ХIХ веке
благодаря творчеству Ф.М. Достоевского, затем в психоаналитическом
учении З. Фрейда, в мировоззренческих концепциях экзистенциалистов
и в философской антропологии, которая разрабатывалась в СССР как
теория человеческой деятельности и теория общения. Вместе с тем,
в этой сфере знания все более отчетливо осознавалось эвристическое
значение междисциплинарного подхода, поскольку уровень сложности
системы «человек» делал необходимым сопряжение философского, психологического,
педагогического, этического, эстетического и культурологического
аспектов ее анализа. Отсюда проистекала необходимость решения наиболее
сложной задачи — разработка методологии сопряжения гуманитарного
знания как наук о человеке не только с обществознанием и культурологией,
но и с естествознанием.
4. Онтологический анализ, проводившийся автором данного доклада
на протяжении тридцати лет — от монографии «Человеческая деятельность»
до обобщающей «Философии культуры», — показал, что различаются четыре
основные формы бытия: его исходная и всепроникающая форма —
природа; возникшая на определенной ступени развития природы
сверхприродная форма бытия — человеческое общество, которое
живет и развивается по законам, которых не знает природа; третья
форма бытия — сам человек, поскольку он объединяет в своем
существовании природные и социальные свойства и закономерности;
наконец, четвертая форма бытия — культура, являющаяся изобретением
и плодом деятельности человека, превращающая его двусторонне био-социальное
существование в трехстороннее — био-социо-культурное. Отсюда следует,
что применительно к структуре научного знания приходится признать
упрощающими ее и неокантианскую дихотомию «науки о природе —
науки о культуре» (или «о духе»), и принятое марксистами
противопоставление «естественные науки — общественные», ибо
особенности разных групп наук детерминированы своеобразием познаваемых
ими форм бытия; соответственно различаются пять групп научных
дисциплин: науки о природе — естествознание; науки об
обществе — обществознание (или социальные науки); науки о
человеке — человекознание (или гуманитарные науки); науки
о культуре — культурология; наконец, науки, отвлекающиеся
от особенностей разных форм бытия и обращенные к познанию его общих
свойств — сущностно-качественных, изучаемых философией, и
количественно-структурных, изучаемых математикой.
Нетрудно заключить, что гуманитарное знаниезанимает
центральное место в мире наук, ибо в нем скрещиваются потоки
информации, идущие от всех других отраслей знания — человек принадлежит
ведь, как уже было отмечено, и природе, и обществу, и культуре,
и в его существовании, функционировании и развитии особенно ярко
проявляются общие законы бытия, рассматриваемые философией и математикой.
Так находит современное подтверждение и обоснование интуиция великого
греческого философа-гуманиста Протагора, что человек является «мерой
всех вещей»… Однако должен был пройти длительнейший, многовековый
путь познания бытия, чтобы человек адекватно осознал свое место
в мире, которое он прежде отдавал иным силам — богам, природным
стихиям, общественным отношениям, тем или иным формам культуры.
Только в наше время, на рубеже нового века и нового тысячелетия,
он получает возможность осознать свое истинное место в мире, а значит
устремить свою познавательную деятельность на то, что до сих пор
было в ней второстепенным. Так становится и возможной, и исторически
необходимой новая смена ориентации в мире наук — формирование антропоцентристскй
ориентации всей познавательной деятельности.
5. Ее претворение в жизнь требует выработки такой методологической
программы, которая соответствовала бы отмеченному выше уровню
сложности самого человека. Достижение этой цели невозможно простым
суммированием тех методов и полученных с их помощью знаний, которые
были выработаны в ходе разрозненного изучения человека биологией,
психологией, социологией, культуроведением, самой философской антропологией,
невозможно именно потому, что человек — не сумма разных сторон
его бытия, а система, то есть их органическая взаимосвязь и взаимодействие.
Поэтому нужна особая методология,
способная выявить эти связи и взаимодействия — именно та, которую
в наши дни начала разрабатывать теория междисциплинарных исследований.
Следовательно, первая задача научной и философской мысли ХХI
века — глубокая разработка методологии междисциплинарных
исследований человека, адекватной его системной структуре, и открывающей
науке новые пути, неизвестные всей прошлой ее истории.
6. Реализация этой методологической программы зависит, однако,
не только от нее самой, но и от создания необходимых организационных
условий для совместной работы представителей разных областей знания.
Готовность к такой, непривычной для исследователей традиционного
— аналитического, специализированного типа познания, — требует определенной
самоотверженности, желания и способности «переучиваться». Поскольку
же это крайне сложно психологически, необходимо начать перестройку
системы образования в высших учебных заведениях и в аспирантуре,
дабы формировать мышление будущих ученых на принципах междисциплинарно-системно-синергетического
понимания научной деятельности в ХХ1 веке.
7. Я включаю в эту триаду понятие «синергетическое» потому,
что жизнь человека, его деятельность, каждый творческий акт динамичны,
являются не стабильными состояниями, а процессами самоорганизации,
синергетика же — это родившаяся в конце ХХ века наука, изучающая
общие закономерности именно этих процессов. Поскольку же она делала
это до сих пор на материале термодинамическом, а синергетическое
исследование социокультурных процессов только начинается, в
новом столетии предстоит проделать серьезную работу по выявлению
способов синергетического осмысления закономерностей развития систем,
несравненно более сложных, чем физические. В сфере гуманитарных
наук такая работа должна быть проделана на двух уровнях — филогенетическом
и онтогенетическом, то есть родовом и индивидуальном.
На первом синергетический подход позволит преодолеть ставшую в ХХ
веке столь популярной «теорию локальных цивилизаций», которая отрицает
единство путей развития человечества и тем самым не позволяет понять
направление движения современного общества, в частности, взаимоотношения
Запада, Востока и Юга — трех социокультурных регионов единой, при
всех ее противоречиях, современной «миросистемы» (по точному
ее определению И. Валлерстайном); на уровне индивидуальном синергетическое
осмысление биографии личности должно предоставить научную
основу для совершенствования практики воспитания, главный недостаток
которой состоит в том, что педагогическая
деятельность сводится к образованию школьников и студентов, игнорируя
наиболее сложные проблемы формирования личности — направленное развитие
ее мировоззрения, характера, нравственных принципов, гражданских
позиций, эстетических вкусов, то есть систем ценностей.
Поэтому в спектре гуманитарных наук на центральное место должна
выйти педагогическая теория, ибо судьба человечества зависит
в конечном счете от того, сумеют ли наши потомки преодолеть исторически
сложившееся противостояние эгоистического индивидуалиста и безличного
«массового человека», преодолеть раскол современной культуры на
«элитарную» и «поп-культуру», сумеют ли они осознать, что в ХХI
веке судьба человечества зависит в первую очередь от того, сумеют
ли они осознать, теоретически обосновать и практически реализовать
духовное и деятельностное единство населяющей нашу планету популяции,
сделав не войны и революции, а диалог способом разрешения всех реально
существующих и возможных в будущем противоречий бытия.