статья
Кабардино-Балкарский Институт Исламских Исследований
О СОЗДАЮЩИХ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Проверил и одобрил Кудаев Расул
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Люди, создающие изображения, в малой степени уподобляются Всевышнему
Аллаху, сами об этом не подозревая, и их ждёт за это великое наказание.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник
Аллаха сказал: "Аллах Всевышний сказал: "Кто же может
быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное
тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут
они пшеничное или ячменное зерно!"" аль-Бухари и
Муслим.
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал,
как пророк сказал: "Каждый создающий изображения будет в
Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая
станет мучать его в Аду"". аль-Бухари и Муслим.
Посланник Аллаха сказал: "В день Воскресения появится
шея из Огня и скажет: "Поистине, я уполномоченый мучитель
для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо,
для всякого тирана, и для создающих изображения"".
ат-Тирмизи.
Какоe было отношение пророка
и его сподвижников к изображениям живых существ?
'Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды
посланник Аллаха вернулся в Медину после одного из походов, а
я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были
изображены живые существа, и когда посланник Аллаха увидел эту
занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: "О 'Аиша,
в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся
те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!" 'Аиша
сказала: "И после этого мы разорвали её, сделав из неё подушку".
аль-Бухари и Муслим.
Усама ибн Зайд рассказывал: "Однажды я вошёл в Каабу,
к находившемуся там посланнику Аллаха, который увидев изображения
на стенах[1] сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принёс ему воды,
и он, смывая эти изображения[2] говорил: "Да погубит Аллах
народы, которые изображают то, что они не создавали".
ат-Табарани, Ибн Абу Шайба.
Хайиан ибн Хусейн сказал: "Однажды 'Али ибн Абу Талиб,
да будет доволен им Аллах, сказал мне: "Не послать ли мне
тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха? Увидев
любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную
могилу, сровняй её с землёй"". Муслим.
'Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды
я организовал угощение и пригласил пророка . Он принял моё приглашение,
однако придя и увидев (в доме) изображения живых существ, он удалился".
Ибн Маджа, Абу Йа'ля.
Сообщается, что когда 'Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен
им Аллах) один из жителей Шама пригласил в гости, 'Умар спросил:
"Имеются ли у вас в доме изображения живых существ?"
Хозяин дома ответил: "Да!" После этого 'Умар не вошёл
в его дом до тех пор, пока не были поломаны и выброшены эти изображения.
аль-Байхакъи.
Настолько строго относились сподвижники пророка к тому, что является
запретным, что даже не заходили в дома, в которых находились изображения
живых существ!
Шейх аль-Гъамари сказал: "…приверженцы мазхаба имама
Малика считают, что смотреть на изображения живых существ запрещено
(харам), они говорят, что если создавать изображения запрещено,
то и смотреть на эти изображения запрещено".
О запрещении держать в домах что-либо,
на чём изображены живые существа
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник
Аллаха сказал: "Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему,
и сказал: "Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому,
что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска
с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре
и скульптура станет подобной дереву[3], и повели разрезать занавес
и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели
выгнать собаку"". Ахмад, Абу Дауд.
Держать в своих домах какие-либо изображения живых существ является
грехом, и ослушанием Аллаха и Его посланника . Джабир (да будет
доволен им Аллах) сказал: "Пророк запретил держать в домах
изображения, а также их создавать". ат-Тирмизи.
Запрещается также совершать молитву в одежде с изображениями
живых существ, и обтирать носки при омовении с такими изображениями.
Ангелы милости не входят в дома,
в которых имеются изображения живых существ
Сообщается со слов 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им
Аллаха), что пророк Аллаха сказал: "Ангелы[4] не входят в
дома[5], в которых есть собака[6], изображения или осквернённый[7]".
Абу Дауд, ан-Насаи.
Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал, что в
хадисе речь идёт о любых изображениях, имеющих душу. Таковыми
могут быть рисунки на стенах, потолках, изображения вышитые на
одеждах и тканях, или скульптуры, памятники и т. п.
Что из изображений является
дозволенным?
Что касается фотографий, то относительно их дозволенности среди
ученых существуют разногласия. Одни учёные их разрешают, а другие
запрещают. Юсуф Абу 'Азиз сказал: "Что же касается фотографий,
которые являются необходимыми, такие как, например, на паспорт,
то все учёные их дозволяют".
Дозволенными являются детские игрушки в виде кукол и т. п.
Так, например у 'Аиши в детстве были игрушки, среди которых
была лошадка с крыльями, и сама она говорила: "Я играла в
куклы у посланника Аллаха ". аль-Бухари.
Однако не следует покупать детям игрушки в виде всяких уродов
и монстров, а также неприличные детские куклы.
Дозволено рисовать природу. Сообщается, что как-то раз
к Абдуллаху Ибн 'Аббасу (да будет доволен им Аллах) пришёл
один человек и сказал, что он зарабатывает на жизнь своими руками,
делая изображения. Ибн 'Аббас ему сказал: "Я скажу тебе лишь
то, что слышал от посланника Аллаха. Я слышал, как он сказал:
"Того, кто создаст какое-либо изображение, Аллах станет подвергать
мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет
сделать этого никогда!"" Услышав его слова, этот человек
глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело от страха. Тогда Ибн 'Аббас
сказал: "Горе тебе, если уж ты непременно и впредь хочешь
заниматься этим, то тебе следует изображать деревья и всё то,
в чём нет души". аль-Бухари.
К большому сожалению, в наше время многие мусульмане не уделяют
должного внимания этому важному вопросу, считая его незначительным
и забывая о вреде картин и скульптур живых существ. Мы уже видели
как картины и скульптуры испортили религию многих народов. Так,
например, христиане поклоняются изображениям 'Исы и Марьям, а
также разным иконам. Во многих европейских странах устанавливают
повсюду скульптуры своих вождей, которые они почитают и, к сожалению,
в этом им стали уподобляться некоторые арабские страны. Многие
заблудшие суфии ставят перед собой во время молитвы фотографии
своих шейхов, думая, что они их вдохновляют, и ожидают от них
благословения. Многие юноши и девушки целые дни проводят, коллекционируя
фотографии своих кумиров, что у них даже не остаётся времени подумать
о религии. Сильно получили распространение фотографии обнаженных
женщин, которые можно увидеть во многих журналах, газетах, книгах,
но особенно на экранах телевизоров. Многие невежественные мусульмане
тратят большие деньги на памятники с фотографиями своих умерших
родственников, и заказывают картины семьи или покойного отца,
чтобы повесить их в доме. Они тратят на это большие деньги, которые,
если бы были потрачены на бедных в качестве милостыни за умершего,
могли бы принести ему пользу. Многие мусульмане и не пытаются
убрать эти изображения, даже когда это возможно. Ведь хозяин своего
дома может сделать так, что в его доме всё будет в рамках шариата.
Имея возможность купить детскую одежду без изображений, многие
мусульмане всё равно покупают её, не придавая этому никакого значения.
В наше время были и такие случаи, когда мусульмане приходили на
пятничную молитву (на которой собирается множество мусульман,
стремящихся к милости Аллаха) в одежде, с пакетами, книгами и
тетрадями, на которых были изображены живые существа!
Необходимо усвоить, что изображение живых существ в Исламе
запрещено и это - один из больших грехов, их вред велик, и
истинному мусульманину достаточно того, что Аллах и Его посланник
запретили это, даже если он и не знает объяснение и истинную причину
этого повеления!
[1] Это произошло в день завоевания Мекки.
[2] На этих стенах были изображены живые существа.
[3] Исходя из этого следует, что самое главное в изображении голова
и если её нет, то изображение считается не полноценным.
[4] В этих хадисах речь идёт об ангелах милости и благословения.
[5] Учёные говорят, что речь идёт не только о домах, но также
и о любых помещениях, будь то палатка или шалаш и т. п.
[6] Собаку дозволено держать только для охоты и для охраны. Посланник
Аллаха сказал: "Награда того, кто держит собаку не для охоты
и не для охраны земли и скота, каждый день уменьшается на два
карата". Муслим.
[7] Т. е. человек без полного омовения. Ученые говорят, что имеется
ввиду не такой человек, который затянул совершение полного омовения,
а человек, который всегда ленится совершить полное омовение, и
для которого находится без полного омовения является обычным состоянием.
И в заключение хвала Аллаху - Господу миров,
мир и благословение пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам!