статья
Алексей ИЛЬИНОВ
ПРИДИ И ВИЖДЬ...
Николай БОГОЛЮБОВ "ПОЭЗИЯ РУССКИХ КАТАКОМБ",
Изд-во "Долой Зло!", 2005
Всё русское, и Царское, и белое -
В одном Святом, великом слове - Бог.
Царство от сердца - Царство не от мiра!
Николай БОГОЛЮБОВ
"И дым мучения их будет восходить во веки веков"
(Апок. 14,11)
И сказано было: "Не будет никакого будущего, ни Царского,
никакого, без глубинного покаяния - перерождения. К такому всецелому,
живительному Покаянию и призваны Богом мы... Призваны к Священному
огню Белой Царской России, к воинствующему со злом Православию
Русских Катакомб".
Грех катакомбного поэта-опричника Николая Боголюбова, как, впрочем,
и всех настоящих, боговдохновенных, стихотворцев-провидцев, несоизмеримо
велик и опасен для тех, кого ныне можно назвать усердными проводниками
и реализаторами безбожной "тайны беззакония", нагло
и навязчиво выдаваемой за "верх благоденствия"... Грех
Немолчания! Именно потому его поэзия настолько "интолерантна"
и "некорректна" (не только политически или религиозно,
но и духовно), откровенно-воинственна и ядовито-горька - причём
горечь эта какая-то особая, осязаемая, немилосердно режущая перекормленное,
сальное нутро мечами слов. Слов, коим ведома "тайна исчезающих
границ"! Две тайны, чьё ожесточённое противоборство вечно...
Проклятие "тайны беззакония" и дар "тайны исчезающих
границ". Мы знаем, что скрывают границы эти. И знание это
делает нас воистину счастливыми. Мы знаем, ЧТО там... То, что
"не от мiра сего".
Возможно, что стилистически или эмоционально лирика Боголюбова
может кому-то показаться чрезмерно "топорно-грубой"
(ибо она и есть Грозовой Топор "Пса грозной, Государевой
охоты" - "Мы рубим путь, как Храм для страшной Чаши..."),
поскольку она не рвётся оперировать художественно-изощрённым слогом
и не претендует на возвышенную, понятную только "своим",
"герметичность", свойственную, скажем, тому же Сергею
Яшину в сборнике "Денди Норда", Владимиру Карпецу, Юрию
Горскому или Сергею Калугину. Катакомбная лира, "противостоящая
дьяволу" (Иак. 4,7) до конца, праведно зла и набатно-груба.
Вместо эгоистической релаксирующей созерцательности она предпочитает
пропаганду и действие...
Злая ко злым, звени же моя лира,
Над светлыми просторами Руси!
Вчитываясь в стихотворения, вошедшие в книгу "Поэзия Русских
Катакомб", вдруг, неожиданно для себя, понимаешь, насколько
сейчас необходима, насущна и целительна столь неистовствующая,
открыто презирающая "дурную безконечность", поэзия,
обнажающая незакамуфлированную подлинность вещей - историческая
ли это драма Русского Отечества ("Двадцатый век, как штык,
вонзённый в сердце..."), или успокаивающий "зефирный"
пафос жреческого лукавства. "Возненавидех церковь лукавнущих,
и с нечестивыми не сяду" (Пс. 25,5) "Пусть всё лукавое,
гниющее и смердящее достигает полноты гниения и распада ("Неправедный
пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится"
(Откр. 22,11))" (Н.Б.)
Николай Боголюбов покушается на нечто более масштабное, всеобъемлюще
господствующее здесь и сейчас, восклицая "Долой Зло!".
Европейский кинорежиссёр-мистик Хауме Балагьер посвятил исследованию
природы "абсолютного, чистого зла" два напряжённых психологических
шедевра "Без Имени" и "Тьма". Если опустить
неумное сюжетное апеллирование к всевозможным "нациствующим
злодеям-оккультистам" (в духе знаменитой компьютерной игры-"стрелялки"
"Возвращение в замок Вольфенштейн" и прочих, иже с ними,
"хоррор"-поделок), то в обоих фильмах предпринимается
серьёзная творческая попытка понять, ЧЕМ может завершиться оперативно-магический
эксперимент, чьей основной целью является глобальная внутренняя
трансмутация и получение некоего тёмно-алхимического "экстракта
зла" - совершенного, вселенского, пребывающего вне каких-либо
понятий и категорий. Но самое поразительное это то, что его "присутствие"
ощущается буквально на первой же странице книги поэта... Нет,
это отнюдь не преувеличение и не случайность - слишком уж узнаваем
образ сей! Чёрно-белый, чуть размытый, фотомонтаж - заснеженные
сторожевые вышки, столбы, колючая проволока и победно возвышающийся
над ними Православный Крест. "Лагерная пыль" - не это
ли превосходный пластичный материал для сотворения нового, "особого
типа", существ? Кого угодно можно вылепить... Строителя зиккуратов
или пустобрёха-мифолога. Ну а в случае досадной неудачи - вернуть
в исходное состояние. "Восходом душ здесь воздух освящён...".
Как просто-то всё - вырвать, выдрать, исторгнуть душу и, под конец,
в пыль обратить! А ещё можно и возмущённо, потрясая кулаками или
нервно тыкая пальцем в "неоспоримые" учёные цитаты,
возразить: "Да как вы, неграмотные невежи, смеете судить?!
Не нужно и недопустимо всё видеть исключительно в неверном цвете.
Будьте рассудительны и объективны. Опирайтесь только на проверенные
источники и авторитетные мнения... Бу-бу-бу-бу-бу... и т.д."?
Что ж, может быть... Но как-то трудно, очень трудно, да и попросту
невозможно "Всё видеть, понимать, носить в себе.../Смотреть
на мiр глазами Царской боли". Какова она, Царская Боль? И
кто обнаружит в себе силы принять хотя бы самую малую микрочастицу
её? Понять, принять, страдать и каяться - пред Господом и лично
перед своей совестью? В ответ - недоуменное молчание, хмыканье
и смешки: "Ну, это дела давно минувших дней... Незачем напрягаться...
Расслабься, расслабься, дорогуша!".
Год 2007-й от Р.Х. "Кровь и плоть стали мёртвой стеной...".
И ничто, слышите, НИЧТО более не помогает и не спасает - ни помойная
мешанина неисчислимых "псевдо-райских идеологий и теорий",
ни запредельно заумные формулы, заклинания, призывы и даже молитвы.
Глупая, гулкая пустота "дурной безконечности". Сошествие
в метрополитен "имени" дьявола с кровоточащим крестом
в сердце...
Метрополитен "имени" дьявола.
Валит люд сереющей стеной...
Злая воля землю переплавила
В безконечно лживый перегной.
"Злая воля", "безконечно лживый перегной",
"земнородная каша", "пыль снов"... Возникшие
и мучительно существующие как прямое "следствие" Царской
Боли. Упрёк. Кара. Завершение. Омега.
Год 2007-й от Р.Х. Спешат, торопятся мгновения-миги сбывшегося
грядущего - словоохотливые умники и мудрецы могут спать спокойно
и видеть сны о снах... Но девяносто лет назад, кажется, "что-то"
произошло... ЧТО-ТО... Конечно, нам известно "кое-что"
из книг, фильмов и лоскутков чьих-то свидетельств. Но ТОГДА...
тогда, как будто, исчезли, стёрлись заветные, знакомые тропы в
иное, на самом деле "родное", "наше", "летнее",
Божье измерение. "В лето Божие, в радостный зной/Зрели души
в безкрайних полях". Любопытно, что в одной из научно-популярных
телепередач проскользнула оригинальная мысль, что сейчас вся наша
цивилизация как раз и проживает в каком-то "другом",
органически чуждом нам, измерении, переместившись туда после колоссального
энергетического всплеска, вызванного взрывами атомных бомб в Хиросиме
и Нагасаки. "Срывает крыши ветер преисподней...". Что
это - послание "оттуда", из осквернённого, расстрелянного,
изрубленного шашками и исколотого штыками "прошлого",
или предчувствие чего-то большего, пока ещё не совсем ясного,
но уже ощутимого на незримом уровне? Разве выстраданные строчки,
отчаянно выкрикнутые во мрак, могут солгать? Разве сверлящая боль
крестных ран может быть выдуманной или притворной? Никогда, никогда,
никогда...
Даль звала быть живым и сражаться,
Кони солнце несли через лес.
И душа не могла надышаться
Серебристою дымкой небес.
В документальном сериале, некогда демонстрировавшемся на канале
"Культура", "мэтр" и "кумир" определённого
"сорта" публики Иосиф Бродский, прогуливающийся вместе
с собеседниками по Венеции, иногда, в своей типичной повествовательной
манере, произносит слово "Водичка". Есть что-то неестественное,
мутантное в словечке этом - старушечьи-смешливое, разжиженное,
квелое... То, что искренне ненавидишь за тёпленькую такую "водянистость".
Остаётся, разве что, захлебнуться ею и сгинуть навсегда... "Водичка,
водичка, водичка"... Когда приближаются ревущие, неукротимые,
губительные воды Огненного Потопа.
За смертью будет Воскресенье
В нетленной славе неземной.
ЦАРСТВО ОТ СЕРДЦА. НОВАЯ ЗЕМЛЯ под "крылом неперебитых птиц"
в НОВЫХ НЕБЕСАХ...
ПРОХОДИТ ПРАХ И ОСТАЁТСЯ ДУХ...
СОШЛИ СО СТРУН ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ.