статья
Контуры исторической культурологии
С.Н. Иконникова
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию
профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной
конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium».
Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского
философского общества, 2001. C. 42-51.
[42]
1. Парадоксы развития науки о культуре
Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднозначную
реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике,
социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди
специалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, эти
времена миновали. Но настороженность к новой науке сохраняется.
О культурологии высказываются диаметрально противоположные точки
зрения, восторженные или скептические оценки.
Тем не менее, «караван идет», культурология осваивает научное и
образовательное пространство. Она входит в число обязательных гуманитарных
дисциплин в вузах, по культурологическим наукам защищают докторские
и кандидатские диссертации, издаются учебники, монографии, проводятся
конференции.
Но это лишь «первая волна», которая отхлынув, обнажает подводные
рифы и камни. Неясность общих границ предмета и ареала культурологии,
соотношения ее структурных разделов и логики построения, механическое
соединение различных сфер духовной и материальной жизни общества,
неумение исследователей применить системный подход — значительно
снижают уровень культурологических исследований. Очень беден и подражателен
не лучшим образцам научной литературы язык статей и монографий.
Увлечение абстрактными схемами, перегруженность понятиями и терминами,
отсутствие анализа реальных явлений и процессов, подрывают интерес
к науке. Авторы многих книг и учебных пособий следуют общему шаблону,
повторяя друг друга, используя даже одни и те же примеры.
Создается впечатление, что просто заполняется «вакуум», который
возник в образовательном пространстве. Возможно, это произошло потому,
что включение предмета опередило выпуск литературы и надо было обеспечить
учебный процесс. Поэтому многие учебные пособия написаны, что называется
«с колес», сборным авторским коллективом, без особого опыта в чтении
целостного курса, а чаще всего специалистами иных гуманитарных наук.
Кстати надо отметить, что профессиональных культурологов начали
готовить лишь в 90-е годы. Вполне естественно, что должно пройти
некоторое время, пока новые специалисты приобретут авторитет и уверенность.
Однако, несмотря на все критические замечания, я оцениваю сложившуюся
ситуацию вполне оптимистически. Меня радует признание научного статуса
культурологии, включение в систему гуманитарного образования, привлечение
интеллектуальных сил российской науки к разработке теоретических
проблем и перспективных научных направлений. Я уверена, что траектория
подъема культурологии будет свидетельством ее расцвета уже в ближайшие
годы.
Если вспомнить историю развития социологии, то она была гораздо
более драматичной. Были споры о соотношении социологии и социальной
философии, о предмете и структуре социологии, о прикладных исследованиях
и специальных социологических теориях, понятийном аппарате и надежности
рекомендаций.
Можно с уверенностью утверждать, что наука о культуре не менее,
а возможно, и более сложна, чем наука об обществе. Культура — это
сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система. Она охватывает
различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим
собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры
побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание
и понимание. Как неотъемлемый атрибут человеческого существования,
она «везде и всюду». Эта широта культурного ареала затрудняет определение
ее предметной области.
Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной
жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции.
Творчество и новаторство — необходимые импульсы динамики культуры,
но человечество лишь постепенно принимает их как благо и ценность.
Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему
достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.
Кроме того, явления культуры «ускользают» от рационалистического
анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них
остается неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность.
Культура внутренне противоречива и трудно предсказуема. Все эти
особенности феномена культуры затрудняют ее исследование. Гуманитарные
науки в той или иной степени обращены к исследованию культуры. Однако
каждая из наук обращена к одной сфере культуры и не исчерпывает
всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание
культурных процессов. Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах
развития культур и цивилизаций; о механизмах исторической преемственности
и трансляции культур; о единстве и многообразии культур народов
мира. О смысле творчества и духовной энергетике человека, о свободе
и ценностях; о периодах возвышения, расцвета культур, но так же
о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие
проблемы всегда волновали человечество.
Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов,
определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы,
по крайней мере, в трех аспектах;
1. Дифференциация феноменов культуры для выявления их социальной
и культурной значимости, символической и знаковой ценности.
2. Интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспечение
системного и целостного анализа.
3. Сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспечение
компаративистики для понимания культур различных народов и регионов.
Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из
них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории
и термины, методы и источниковедческую базу.
Процесс возникновения специальных культурологических теорий свидетельствует
о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько
хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей,
накопленный материал, запросы практики.
На мой взгляд, в структуре культурологии можно выделить шесть разделов,
имеющих самостоятельность, но взаимосвязанных в единое целое. Каждый
раздел имеет свою сферу исследования, взаимодействует с определенным
кругом наук, отличается языком описания. Происходит и другой процесс,
когда внутри общих разделов выделяются области знания, приобретающие
самостоятельный научный статус. Так, из философии культуры выделилась
«аксиология культуры», из теории культуры — «семиотика культуры»,
из культурной антропологии «социокультурная соматология». Называют
также «экологию культуры», «этнологию культуры», «региональную культурологию».
По-разному именуют и науку о культуре: культурология, культуроведение,
социальная культурология, теория культуры, философия культуры, культурная
антропология. При ближайшем рассмотрении, они исследуют культуру
как целостное общественное явление, отличаясь между собой различием
аспектов: философских, социологических, антропологических, этнических,
исторических.
Наиболее удачным названием мне кажется «культурология», позволяющая
исследовать морфологию, инфраструктуру или статику культуры как
системы, а так же изучать динамику культурных процессов различных
исторических эпох и регионов.
Культурология находится в процессе становления, ее контуры пока
недостаточно четкие. Но это открывает большие перспективы перед
исследователями, ибо она открыта к творческому поиску и инициативам.
Разрозненный мир обретает единство в культуре. Человечество как
никогда прежде ощутило потребность во взаимном понимании и общении,
интерес к самобытности народов, стремление к бережному сохранению
уникальной природной среды и культурного наследия.
2. Становление исторической культурологии
В последние годы в развитии культурологии наметилось еще одно направление.
Это историческая культурология. Она получила квалификационный научный
статус и специальность по защите диссертаций. В структуре других
наук есть соответствующий аналог, не совпадающий по объему с историей
отрасли знания. Историческая культурология — новое и перспективное
направление научного поиска. Именно поэтому так велик соблазн размышлений
относительно структуры этой науки.
Не претендуя на полноту изложения и приглашая к обсуждению, намечу
основные контуры исторической культурологии.
Основой исторической культурологии является реальный процесс истории
мировой культуры. Она составляет основной корпус и эмпирическую
базу исследований. История культуры формирует знание о конкретных
явлениях культуры, поисках и открытиях, памятниках и достижениях,
ценностях и символах народов мира.
В структуре исторической культурологии можно выделить следующие
разделы:
1) история культурологических учений;
2) культурогенез явлений культуры;
3) историческая динамика культурных процессов;
4) хранение и трансляция культурного наследия;
5) историческая типология культур народов мира;
6) историческая персонология;
7) методы и источники исторической культурологии.
3. История культурологических учений
Наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма
длительную историю. Ученые и писатели, философы и религиозные деятели
в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее
развития, найти главные и второстепенные факторы, которые способствуют
духовному росту человека. Изучение этих подходов, поисков, трактатов
и концепций занятие не менее увлекательное, чем исследование истории
мировой культуры. История культурологической мысли является методологическим
и теоретическим основанием исторической культурологии.
В этих теориях не все было достоверно и обоснованно, в них нередко
отражались субъективные предпочтения авторов, тревожные предчувствия,
восторженные иллюзии. Но такова сама реальность культуры. Она всегда
тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни.
Теоретические умозаключения нередко становились пророческим предвидением
и поражали потомков своей точностью. История культурологии буквально
насыщена Великими Именами, а изучение трудов дает мощный интеллектуальный
и эмоциональный импульс для историко-культурологических исследований.
Совместными усилиями многих исследователей можно было бы воссоздать
историю мировой и российской культурологической мысли. Исследования
истории культурологии только начинаются и в будущем они значительно
расширят горизонт гуманитарных наук и взглядов на культуру.
4. Культурогенез явлений культуры
В общей картине истории культуры особое внимание уделяется культурогенезу,
исследованию процесса возникновения и развития культурных явлений,
технологий, норм, стилей, произведений и других новационных форм.
Культурогенез происходил не только в глубокой древности, но осуществляется
постоянно, порождая новые компоненты культурных систем. Важно выяснить,
какие именно факторы и импульсы стимулируют творческий потенциал
человека, появление новых ценностей и их интеграцию социокультурным
сообществом. Необходимо определить, как создаются «первичные очаги»
культуры, имеющие не только свой «адрес», но и автора или группу,
которые своими талантами содействовали возникновению новых ценностей,
стилей, школ. Однако впоследствии распространение этих форм нередко
ведет к утрате представлений о первоначальном источнике. Исследования
культурогенеза позволяют восстановить справедливость. Культурогенез
включает также изучение процесса становления и развития субкультур,
описание их ментальности, образа и стиля жизни, системы ценностей
и мировосприятия. Культурные образы аристократии и дворянства, крестьянства
и купечества, духовенства и интеллигенции, чиновничества и номенклатуры,
«новых русских» и «новых бедных» могут стать предметом специального
анализа. Выделяются макро- и микро- уровни культурогенеза:
1. Возникновение принципиально новых культурных комплексов, не
имеющих аналога в прошлом или в других культурах,
2.Модернизация уже существующих форм, их трансформация и адаптация
к новым условиям,
3. Реанимация архаичных форм, придание им нового смысла.
Культурогенез позволяет выявить реальную динамику изменчивости
культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями
и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры,
историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись
в истории явления культуры. Изучение проблем культурегенеза как
в масштабе человечества, так и на уровне локальных региональных
культур может быть представлено особым направлением исторической
культурологии. Автор интересной монографии А. Флиер («Культурогенез»,
М., 1995) предложил назвать это направление «культурогенетика».
Возможно, в будущем возникнут иные определения, но на данном этапе
оно дает ориентацию для научных исследований.
Культурогенез дает возможность представить топографию культуры,
определить источник и ареал распространения новаций.
5. Динамика культурных процессов и историческая диффузия культуры
Этот раздел исторической культурологии исследует динамику и диалектику
культуры. Он включает изучение процесса распространения культурных
форм, историческую диффузию культуры.
Потоки миграции населения и включение диаспор в иную социокультурную
среду, торговые, научные, военные, политические, художественные,
туристические, семейные и иные контакты содействуют переносу ценностей
культуры, изменяют образ жизни, нормы поведения и общения. Внутри
культурных систем возникают социокультурные общности в виде диаспор,
автономий, землячеств, субкультур, живущих согласно своим представлениям
о культуре. Они могут быть замкнуты или открыты, их образ жизни
может вызывать различные реакции от восхищения и подражания, до
презрения и конфликта. Процесс взаимовлияния этих групп неизбежно
приводит к изменению культурной среды.
Изучение этих взаимодействий дает возможность представить, по крайней
мере, четыре варианта тех последствий, которые связаны с переносом
культур в результате контактов. Этот процесс называют аккультурацией.
1. Мощные волны культурных влияний приводят к утрате народом своей
самобытной культуры. В результате возникает пренебрежение к ценностям
своей культуры.
2. Культурные влияния, хотя и вносят изменения в культуру, но не
затрагивают ее основ.
3. В культурной системе возникают силы сопротивления контактам,
стремление к изоляционизму. Возрождаются идеи «почвенничества»,
создания заслона от чужого влияния, воспринимаемого как угроза культурной
самобытности народов.
4. Контакт культур приводит к созданию таких новообразований, которых
не было ни в одной из взаимодействующих культур, а контакт инициировал
их возникновение.
Мировые культурные контакты — закономерность культурно-исторического
развития. Они напоминают образ «расширяющейся Вселенной», вовлекающей
в свою орбиту народы, культуры, пространства. Для них характерно
волнообразное движение, которое делает преимущественным то одно,
то другое влияние. Так, для России были характерны волны византийского,
татаро-монгольского, немецкого, французского, американского контактов.
Каждая из этих волн оставила свои «следы», но при этом Русская культура
сохранила свой духовный облик, самобытность и устойчивость.
Диффузия культуры имеет периоды и фазы, центры и периферию. Исследование
позволяет выявить стимулы культурного общения и преграды, культуру-донора
и культуру реципиента.
История мировых культурных контактов — самостоятельный раздел исторической
культурологии. Мировая культурная интеграция набирает новые темпы,
расширяет культурный обмен. Этот процесс достаточно противоречив,
имеет как позитивные, так и негативные стороны. С.Н. Артановский
в книге «На перекрестке идей и цивилизаций» (СПб, 1994), отмечает,
что к числу общих тенденций мирового развития, прокладывающих себе
дорогу сквозь все превратности судьбы, относится возрастание культурных
контактов в процессе истории. Происходит расширение географической
сферы международных контактов, увеличение их интенсивности.
К изучению диффузии культуры обращаются историки и культурологи,
социологи и этнографы, искусствоведы и психологи. Проблема взаимовлияния
культур и исторического единства человечества, сохранения национально-этнического
своеобразия приобретает особую актуальность в современном мире.
6. Сохранение и трансляция культурного наследия
Этот раздел исторической культурологии характеризует процесс исторической
преемственности. Несмотря на трагические периоды уничтожения культурной
памяти, «провалы и впадины», «белые пятна» и горестные утраты, история
мировой культуры сохраняется благодаря неуклонно действующему закону
исторической преемственности культурного наследия. Каждое поколение
всегда начинает свой жизненный путь с освоения культурного прошлого.
Оно включает коллективный и индивидуальный исторический опыт, ценности
и достижения, составляющие духовное и материальное богатство общества.
Культурное наследие имеет различные формы фиксации: в памятниках
искусства и архитектуры, литературных произведениях и документах,
в фильмах, кассетах и дискетах. В каждой культуре есть стабильное
ядро, которое передается от поколения к поколению. Отдельные компоненты
этой структуры входят в мировую культуру, создавая корпус классического
наследия. Вся история развития человеческой культуры есть история
не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей
писал Д.С. Лихачев. Человек без памяти о прошлом, лишенный исторического
опыта своего и других народов, социально опасен.
В реальной истории процесс преемственности неоднократно прерывался,
исчезали целые культурные слои и пласты культуры, свергались памятники
и стирались тексты. Методы экстремизма в уничтожении культурных
ценностей многократно менялись, но становились все более жестокими
и изощренными. Цензура официальная и тайная, разоблачения и дезинформация,
прямое насилие неизбежно влияли на самосознание народа, приводили
к духовному примитивизму и вседозволенности.
Исследование исторической преемственности позволит освоить культурное
наследие в максимальном объеме и полноте. Должна быть восстановлена
историческая память, не должна быть зачеркнута ни одна крупная идея,
ни одно достижение. Как писал М.М. Бахтин, в каждой культуре прошлого
заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми,
не осознанными и не использованными на протяжении всей исторической
жизни данной культуры.
Историческая культурология исследует воссоздание текстов и смыслов
культуры. Нельзя допускать ни односторонней идеализации и восхваления
истории, ни намеренного искажения. Разрушение культуры всегда происходит
как тщательное «стирание» памяти, а разрыв в преемственности — это
«черная дыра», которая втянула в себя и унесла в небытие драгоценные
имена и великие события.
Историческая культурология исследует противоречия, надломы, подъемы
и спады, кризисы и возрождение культур в процессе преемственности,
выявляет механизмы трансляции культурных ценностей, роль социальных
институтов образования, просвещения и воспитания в истории культуры.
7. Историческая типология культур народов мира
Многообразие культур в истории человечества выдвигает теоретическую
проблему их систематизации и классификации. Эта задача всегда привлекала
исследователей, которые обосновывали различные принципы моделирования.
К их числу можно отнести классификации по хозяйственным укладам;
по общественно-экономическим формациям; по уникальным цивилизациям;
этническим и конфессиональным общностям; историческим периодам,
социальным сословиям. Определение территориальных контуров и исторической
динамики мировых цивилизаций дает возможность углубленного анализа
культурных процессов в различных регионах. Каждая культура предстает
в своей уникальности, неповторимости, самодостаточности и исторической
значимости. Она включает всю совокупность жизнедеятельности людей,
их ценности и достижения. Историческая культурология исследует взаимодействие
культур Востока и Запада, Севера и Юга как культурно-исторических
комплексов. Равноценность культур выдвигает проблему понимания и
диалога для проникновения в смысл и символы каждой культурной эпохи.
При такой диалогической встрече двух культур, — писал М.М. Бахтин,
— они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство
и открытую целостность, но они взаимно обогащаются. Другая культура
в таком диалоге открывает перед нами новые стороны и смысловые глубины.
8. Историческая антропология и персонология
История культуры это не «лавка древностей», а история жизни людей,
их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений.
Вне этого «человеческого фактора» история культуры безжизненна.
Иначе она превращается в схему, неизбежно связанную с упрощением
и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно
поэтому столь большое значение в исторической культурологии придается
антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом
аспектах.
Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств,
интеллектуального и эмоционального напряжения, является важным методологическим
ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией
является понятие ментальности, ибо оно раскрывает особенности мировосприятия
людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает
и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков,
памятников.
В.А. Шкуратов предложил назвать раздел исторической психологии,
увязанный с культурой, «культурологией психики». Антропологический
подход является методологическим принципом и основанием исторической
культурологии.
9. Методы и источники исторической культурологии
Достоверность и надежность историко-культурологических исследований
обеспечивается использованием научных методов. Не имея возможности
их полного описания, ограничусь лишь их перечислением. Диахронический
метод определяет историческую последовательность изложения фактов
и событий. Наряду с ним применяются и другие общенаучные методы:
системный, диалектический, структурно функциональный, сравнительно
исторический, семиотический, моделирования, биографический, герменевтики
и ряд других. Историческая культурология как наука еще только формируется,
но ей принадлежит большое будущее. Она объединит исследовательские
интересы специалистов разных наук и направлений.
Главная задача — сохранить во всем богатстве историю мировой и
отечественной культуры, способствовать бережному отношению к культурному
наследию, развитию национально-этнического самосознания, содействовать
взаимопониманию между народами.
|