статья
http://pravover.livejournal.com/
Апология Шейха Ибн аль Араби
К сожалению, среди немусульман проявляющих интерес к исламу,
существует убеждение о неорганичности в исламе таких фигур как
Шейх Ибн аль Араби. Говорят, что с точки зрения ортодоксального
ислама он однозначно является еретиком и вероотступником. Его
книги полны куфра(неверия) и ширка(многобожия). Такова позиция
ориенталистов и разного рода специалистов по исламу и суфизму.
К ещё большему сожалению стоит отметить, что и мусульмане думают
подобным образом.
Хотя среди аутентичных исламских факихов(учёных) нет единодушного
мнения о том, что Ибн Араби грешник или даже кафир(немусульманин).
Только т.н. салафиты или ваххабийя считают его кафиром и мушриком(язычником),
основываясь на позиции шейха Ибн Таймийи. Данная позиция кстати
не нашла поддержки у подавляющего большинства учёных "Ахли
Сунна Валь Джама'а".
Среди учёных можно выделить 2 мнения на этот счёт.
Первое, те положения его работ которые с шариатской точки зрения
можно квалифицировать как неверие являются позднейшими вставками,
и не отражают его настоящего вероубеждения.
Второе мнение представляется наиболее цельным, его связывают
с таким великим учёным и авлия как Имам Раббани. Он был знатоком
как фикха, так и тасаввуфа. И его позиция в связи с этим не однобока
и является как бы взглядом на проблему изнутри, а не только исходя
из неких формальных предпосылок.
Шейх Раббани, говорил, что все эти сомнительные или прямо противоречащие
шариату слова, были сказаны в определённых состояниях, которые
проходит человек следующий по Пути(тарика) и которые не могут
иметь шариатскую квалификацию по причине того, что сказано это
было не исходя из убеждений, а исходя из некоего иррационального,
внеформального опыта, который нельзя рассматривать как убеждение
человека. Посему читать его книги простым мусульманам нельзя.
Такие большие факихи как имам Навави, имам Ас-Суйюты, имам Хайтами
так же признавали Ибн Араби величайшим авлия и не выносили ему
такфир(обвинение в неверии). Они лишь запрещали читать его книги,
по той же причине о которой говорилось чуть выше.
Таким образом, Шейх уль Акбар является совершенно легитимным
явлением в исламской среде. Он признаётся за высочайщего арифа(познавшего)
и авлия равных, которому в последующую эпоху наверное очень сложно
найти. Позиция обвиняющая Шейха в ереси не является мэйнстримной,
и вряд ли может конкурировать с именами упомянутых нами учёных.