тексти
Анастасия Фатима Ежова
МОНАРХИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
Казалось бы, шиитская модель власти на первый взгляд может
представиться "квазимонархической", недаром в английском
варианте Двенадцать Имамов (мир им) звучат как 12 Princes
(AS). Даниял Тулеков очень глубоко проинтуировал в своих "Уральских
Мистериях", что мотив ожидания Имама Махди (АС) сродни
мотиву Возвращения Короля. НО!! Здесь встает вопрос о легитимности
власти и такого "монархического" принципа ее передачи,
учитывая, что лишь Ахль-уль-Бейт (АС), (и никто другой) названы
в Коране очищенными всецело. А это означает лишь,
что любая иная монархия изначально не может обладать никакой легитимностью
и быть объектом лояльности с точки зрения шиизма. Более того, феномен
монархии в ее классическом виде в умму ввел именно Муавия, противник
Дома Пророка (СААС), и именно омейяды - злейшие враги шиизма
и Имамов (АС) - положили начало этому феномену, а уже потом
он нашел свое выражение в цепи сменяющих друг друга халифатов -
аббасидском, наконец, османском...
Это означает лишь, что мудрые слова Рахбара Хомейни, что
Исламская революция ставила своей целью не просто свержение Пехлеви
как конкретной персоны, но и выступление против самого принципа
монархизма - не "левацкое бесовство", а политическая
позиция, имеющая в шиизме глубокое обоснование. Ибо Единственно
Легитимный Король (АС) - сокрыт, все же остальные короли, монаршие
особы, царские и королевские династии - такой же суррогат, как всевозможные
восточные религии и эзотерические учения, мнящие себя "путем
к Богу" и "источниками духовности", в сравнении с
истинной Религией Аллаха и Подлинным Ирфаном.
Здесь я намерена только вкратце обозначить ряд тезисов, которые,
иншаАллах, разовью в статьи.
О власти факиха
Рассуждать о том, что, дескать, одни муджтахиды придумали теорию
"вилаяте-факих", а другие ее отвергли, могут только
люди, пока не вполне разобравшиеся в этом вопросе и наслушавшиеся
путаных домыслов со стороны некомпетентных людей.
Теория "вилаяте-факих" идет от Имамов (АС), в частности
(если я не ошибаюсь) - конкретно от Имама Джафара ас-Садыка (АС)
и Имама Махди (АС). При этом под властью факиха понимается не
только абстрактно "духовная", но и конкретная религиозно-политическая
его власть.
Помнится, на одном из англоязычных шиитских форумов мне попалась
табличка, в которой объясняется разница в отношении к Имамам (АС)
со стороны шиитов и со стороны разных суннитских групп. В частности,
там указываются, что почти все Имамы (АС) шиизма иснаашарийа
входят в сильсилю ведущих суфийских тарикатов, однако, в отличие
от шиитов, суфии отвергают их политический авторитет, сводя их
почитание лишь к признанию духовного наставничества.
Между тем, политика всегда присутствовала в деятельности Имамов
(АС) - вне зависимости от того, какой манхадж они применяли, какой
стратегии придерживались. Даже когда Имам Саджад уединялся
в длительном и сосредоточенном поклонении Аллаху, или когда Имамы
Бакир (АС) и ас-Садык (АС) просто обучали людей основам Таухида,
они проводили исламскую политику. Потому что здесь важна
не форма, не стратегия, а суть. Стержнем же политики является вопрос
о власти. Имамы (АС) внедряли в сердца людей жесткую установку,
что Власть принадлежит лишь Аллаху, и возрождали тот фикх, который
был во времена Пророка (СААС) - то есть составляли у людей представление
о юридической и социальной системе Ислама. И даже когда они говорили
об ирфане, о мистической любви к Аллаху, они учили о власти
Аллаха как Единственно существующего. И этот мистический опыт, заливавший
сердце мусульманина, не мог не наталкивать его на определенные,
более практические выводы....
То же касается и власти факиха - она всегда носит политическую
природу, ибо означает либо власть государственно-административную,
либо власть над умами тех, кто занимается исламской политикой
Здесь можно пойти путем Хомейни, учредив власть корпорации
факихов во главе с наиболее богобоязненным из них и имеющим статус
марджа-е-таклид, которые правят в исламском государстве, подобно
КПСС в СССР. Модель доказала свою непрочность и бракованность изначально,
еще на примере СССР, ибо такая комсомольско-муллократическая
структура обречена на загнивание и перерождение, отход от изначальных
принципов.
Можно же пойти путем Систани - но как же ошибаются те, кто
полагает, будто систанизм предполагает бездейственное ожидание Имама
Махди (АС), когда шиизм мусульманина проявляется в чтении "Тозех
аль-масаиль" марджи и намазу с мохуром, а в своих светских
политических делах он руководствуется иными, прагматического порядка
соображениями. Нет, систанизм -это пластичная политическая идеология
создания лоббистских институтов в органах власти, в сфере бизнеса.
И это - тоже исламская политика, весьма гибкая, весьма изворотливая.
А есть и третий путь - вот что недавно пришло мне в голову!
Есть путь создания движений наподобие Хизбуллы, являющихся
военно-политическими, обладающих инфраструктурой и ведущих основанную
на исламских принципах социальную политику, в зависимости от условий
времени и места - либо ориентированную на слом и революцию, либо
на эволюционное внедрение в общество и перевод общества на свои
рельсы. Безусловно, если такое движение не опирается на принцип
"вилаяте-факих", оно обречено на скатывание в джемализм
и самопальную отсебятину, лозунговую романтику. Но здесь опять-таки
показателен пример Хизбуллы. Ее лидер - Сейид Хасан Насрулла
- сведущ в вопросах Ислама, учился в Куме, но он не марджа-е-таклид.
Что касается марджи, на которое ориентируется движение, то он -
есть, и речь может даже идти о нескольких муджтахидов. Формально
этот марджа-е-таклид дистанцирован от движения, но оно всецело ориентируется
на его вердикты, касающиеся всех сторон жизни мусульманина - и тем
самым в движении реализуется власть факиха. Насколько мне известно,
на такой основе строятся отношения между руководством Хизбуллы
и ее духовным лидером Мухаммадом Хусейном Фадлуллой. Собственно,
члены движения делают таклид в основном Лидеру Ирана Хаменеи
(представителю т.н. "кумской школы") и шейху Мухаммаду
Хусейну Фадлулле (представителю т.н. "неджефской школы",
ученику аятоллы аль-Хои).
Лично мне последняя модель представляется наиболее привлекательной
и перспективной, но важно то, что во всех трех случаях речь идет
о политической власти факиха. Собственно, все авторитетные и добросовестные
муджтахиды возводят свою методологию к Имамам (АС), стратегия
которых в разных условиях отличалась. Поэтому уже сами мукаллафы
(обязанные исполнять предписания Шариата) должны решать, какая модель
больше подходит тем условиям, в которых они живут. Однако иных легитимных
форм, помимо вилаяте-факих в ее вариациях, в шиизме быть не может.
И, наконец, о революциях
Здесь я изложу cвои мысли максимально тезисно и кратко (если получится,
иншаАллах :))), ибо планирую, инша Аллаху Тааля, написать об этом
отдельную статью, когда найдется достаточно свободного времени.
Я категорически не согласна с Даниялом Туленковым, что революция
- это явление "принципиально антидуховное" и "изначально
антирелигиозное". Более того, когда речь идет об основах Ислама,
я считаю неправомерными рассуждения, отталкивающиеся от интеллектуальных
наработок хоть Маркса, хоть Бердяева, хоть Сартра - а этим так любят
"погрешить" наши российские исламские интеллектуалы: открыть
томик Бланки или Гитлера и начать им "обосновывать Ислам".
Что ж - я лично спокойно к этому отношусь - просто как к "болезни
роста". Поэтому не буду заострять на этом свое внимание.
В свою очередь, я отмечу, что, напротив, по природе своей чистое
и возвышенное, устремленное к Богу явление или действие люди могу
изсказить, извратить до полной противоположности Замыслу Всевышнего
о нем. Один из ярких примеров - как иудеи и христиане исказили
идею Единобожия: они отказались от чистого Таухида - и все,
эта религия остается не более, чем "опиумом для народа",
при всех сохранившихся, доставшихся в "наследство" рудиментарных
осколков былого монотеизма.
Или проанализируем такое явление, как секс. Ведь изначально
близость между супругами - сакральное возвышенное таинство,
призванное не только обеспечить продолжение человеческого рода,
но и реализовать Замысел Всевышнего, о котором говорится в аяте:
"О люди! Воистину, создали мы вас мужчинами и женщинами,
сотворили вас народами и племенами, чтобы познавли вы друг друга,
ибо самый благочестивый из вас перед Аллахом - наиболее богобоязненный"
(49:13). Однако как только оно перестало совершаться во имя Аллаха,
оно было низведено до случек прыщавых полупьяных подростков в подъездах,
товарищескому траханью партийных геноссе на засаленном бетонном
полу, гламурных извращений высокопоставленнызх чиновников, выдающих
за "рафинированные формы секса" то, что в Коране открыто
названо мерзостью, до тошнотворных поцелуйчиков и перекувыркиваний
сюсюскающих друг с другом слащавых подростков под одеялом с розовыми
зайчиками, пока мама с папой ушли кататься на велосипедах с тетей
Валей и дядей Костей, до пошлой "романтики" свиданий с
букетами из 100 роз, шампанским и дальнейшей постельной эквилибристикой.
Именно таким образом была опошлена до банальной швондеровщины,
шариковщины, промискуитетчины и гнилого троцкизма Революция,
когда она была оторвана от изначальных своих задач и корней, оторвана
от Всевышнего. Она сохранила в себе крупицы изначально обращенного
к Аллаху замысла и породив прекрасное искусство, железные дороги
и города точно так же, как и в траханьи подростков, оставшихся одними
дома, сохранилась потенция рождения детей (правда, это уже будет
очередное извращение из цепи предыдущих извращений). Но так же,
как дети от таких случек в старину именовались ублюдками,
так же ублюдки, использовав революцию 1917 года - прорвались
к власти и хищно разворовали, разорвали по частям то, что простые
люди, уверовавшие в коммунизм, строили, не покладая рук и с искренней
самоотверженностью.
Однако ж, анализируя революцию не как возвращение к Всвышнему и
Замыслу Его о человеке и мире, мы всегда будем говорить не о том,
сколько бы цитат из Бердяева мы ни привели (хоть все его книги в
ЖЖ не выложили бы :))). Это все равно, что сетовать, что секс -
изначально являение безнравственное и антидуховное, и существующее
лишь в виде случек подростков в сортирах и оргий в стрип-барах.
Изначально слово "революция" означает "возвращение
к истокам". То есть, основываясь на исламском мировоззрении
и отмежевываясь от суррогатов революции (от оранжевых до красных),
мы постулируем, что революция - это возвращение как человека
к Своему Создателю, так и общества - к Его Дину, Закону, Нравственности.
При этом внешнее здесь неотделимо от внутреннего: без учреждения
исламской справедливости в обществе мы не сможем добиться ирфанического
преображения человека, а без воспитания человека на основе учения
Имамов (АС) не построить подлинно исламского общества и государства.
На эти "грабли", судя по всему, наступили в Иране, увлекшись
социальными достижениями, в то время как Хомейни вплоть до своей
смерти призывал обращать внимание на воспитание человека согласно
этики Ахль-уль-Бейт (АС). Однако все это было понято на профаническом
уровне отлова влюбленных парочек на скамейках (невзирая на дозволенность
мута согласно джафаритскому фикху и принцип презумпции невиновности
людей), а не как трансформацию природы человека через преображение
ирфаном.
Что ж - здесь и кроется основной, загадочный парадокс Исламской
революции 1979 года: остро нуждаясь в ней, Иран в то же время
был к ней не готов :)) Может, именно поэтому некоторые муджтахиды
Неджефской школы прохладно отнеслись к Исламской революции в Иране
- кстати, вопреки позже появившимся домыслам, такой великий муджтахид
и марджа-е-таклид, как аль-Хои, не выступил против революции и революционного
манхаджа - он лишь промолчал, понимая неоднозначность ситуации и,
возможно, одновременную несвоевременность и неизбежность этих событий...Возможно,
именно в этом - трагедия 1979 года...
Но вернемся к революции. Во внешнем плане истинная революция
во имя Таухида - это возврат к завету Пророка Адама (АС) с Аллахом
Тааля, который символизирует Черный Камень Кааба; это восстание
против общества, отвергшего законы Всевышнего и заменившего их выгодной
определенным классам законотворческой и нормативной отсебятиной,
против общества, которое все более деградирует...Это возвращение
людей к законам Аллаха. В Коране есть аят, что все души присягнули
на верность Аллаху, но лишь потом отошли от этого договора, и существует
хадис, согласно которому каждый человек рождается мусульманином,
и лишь общество делает его христианином, иудеем и т.д. Таким
образом, Исламская революция - это еще и возвращение человека к
его основам, к его истокам, к воспоминанию о собственной миссии
- быть халифом (наместником) Аллаха Тааля и учреждать справедливость
даже вопреки собственным интересам.
(Кстати, вот на этом пункте крупно лоханулся Джемаль, отвергнув
хадисы об изначальной фитре и постулируя антигуманизм и априорно
бесовскую сущность человека, против которой восстает "истинный
революционер". В аутентичном же шиизме революция - не восстание
против человеческого архетипа, а возвращение к нему через Имама,
мир ему (Совершенного человека), что в большей степени даже соответствует
смыслу термина "революция").
Безусловно, Исламская революция не подразумевает насильственного
обращения в Ислам людей, того не желающих. Об этом еще Сейид
Кутб писал в своих "Вехах", да и принцип "Нет
принуждения в религии" в Исламе незыблем, когда он касается
свободы вероисповедания конкретного человека. Исламское общество
основывается на реализации принципа экономической, нравственной,
социальной справедливости по отношению к мусульманам как к братьям
в Исламе и к людям как братьям по своей человеческой природе. При
том, что особыми привилегиями пользуются зиммии - иудеи и христиане
- принцип справедливости касается всех, кто заключил с мусульманами
договор и не выступает против них прямо или тайно, посредством интриг.
Теперь что касается проблемы "неизбежного вырождения революции".
Да, действительно, она есть. Но то, что Святой Пророк (СААС)
и его сподвижники действовали по схеме классического революционного
движения: подпольная пропаганда - преследования - переселение
(хиджра) - создание новой политической, экономической, правовой
модели общества в Медине - триумфальное возвращение в Мекку. Другое
дело, что эта революция не получила своего завершения, ибо Имам
Али (АС) был отстранен от власти, а смены элит в итоге не произошло
- и все кончилось воцарением Муавии, который начал дублировать классическое
устройство тогдашних монархий, которым Ислам бросил вызов. Что ж,
в этом была не недальновидность, а мудрость Святого Пророка (СААС)
- видя, что представляют собой люди вокруг, он заботился об интересах
Ислама, ставя на то, что либо Али (АС) своей силой и справедливостью
вытянет общество на новые рельсы, либо эти люди не готовы пока к
подлинной революции Таухида - а потому Пророк (СААС) сделал ставку
на территориальное внешнее, а не внутреннее учреждение Ислама.
Разумеется, Пророк (СААС) все знал и предвидел, и понимал, что Имамы
(АС) будут гонимы, и осознавал, что Час придет, когда пожелает
Аллах. И он оставил Имаму Али (АС) драгоценность - учение
о противостоянии внешнему угнетению и тирании собственного нафса,
о мистическом пути ирфана, пути любви к Аллаху и отвержения чего-либо,
кроме Него.
И эта подлинная революция, ее завершение случится с приходом
Имама Махди (АС) - недаром он носит эпитет Аль-кайим (Восстающий).
Восстающий против тирании правителей мира, тирании времени, которое,
выражаясь словами Имама Али (АС) "держит свою стрелу на тетиве",
а "люди - мишени, в которых смерть кидает свои стрелы".
Финальная революция - это раскрытие Сокрытого, во всех глубинных
смыслах этого выражения.
Пока же задача шиитов - готовиться к приходу Имама (АС).
Готовиться, реализуя исламскую справедливость, используя разные
стратегии - эволюционного внедрения в общество принципов исламской
справедливости или их революционного учреждения. Ожидать, глубоко
постигая учение, акыду, фикх. Ждать Имама (АС), возвращаясь от наносной
склизской глины нафса к собственной душе, зажигая в ней свет знания
и пламя страстной любви к Аллаху путем постижения глубин ирфана.
Путей, манхаджей, стратегий много, цель - одна.....
PS. И я не понимаю, какова теологическая база рассуждений о том,
что, дескать, "бесноватые ревчики" только и ждут, как
проливать кровь невинных простых маленьких людей. Во второй суре
Корана "Аль-Бакара" рассказано, как ангелы возмутились,
что Аллах Тааля хочет поставить Своим наместником существо, которое
будет "проливать кровь и творить нечестие". На это Всевышний
ответил им: "Я знаю, а вы не знаете". Помнится,
у того же Корбэна в "Волшебной Горе" читала, что
согласно эзотерическому учению Имамов это качество - "проливать
кровь" - трактуется как особая духовная одаренность. Так
может, проблема нас всех в том, что мы Ислам подделываем под
себя, а не себя под Ислам? Может, это и есть самая сложная задача
для обыкновенного человека, хорошего мусульманина, исполняющего
предписания Шариата, но внутри нафса которого сидит пружина сопротивления
духовности, как она понимается Исламом, а не как он ее себе рисует
и воображает?
PPS. И вот что я еще не поняла - почему феномен революции Даниял
Туленков увязывает исключительно с левачеством во всех его проявлениях?
Почему он проигнорировал такое направление, как консервативная
революция?
Что ж - Истинное Знание только у Аллаха Тааля, а ключи от части
сокрытого знания - у Имамов (АС). Аллаху Акбар! Рамадан Мубарак!
http://fatima-hizbulla.livejournal.com/64815.html
|