статья
Анастасия (Фатима) Ежова
Абу Ханифа
Один очень уважаемый мною суннитский брат-ханафит рассказал мне,
что основатель их мазхаба признавал достоверными далеко не все
хадисы, вошедшие впоследствии с Сахих Бухари и Сахих Муслим. Более
того, согласно ханафитской школе безоговорочная вера в аутентичность
этих сборников от начала и до конца вовсе не обязательна и не
является критерием имана мусульманина. Абу Ханифа относился
к хадисному материалу очень критично и выдвигал высокие требования
к преданиям.
Это очень отличается от того подхода, который господствовал с
самого начала в салафитской секции НОРМ. Там неофитов убеждали
в том, что если муслим отрицает хотя бы один хадис в шести общепризнанных
суннитских сборниках, он чуть ли не становится кяфиром.
Но на примере деятельности великого ученого Абу Ханифы
мы видим, что он не мог считать аутентичными некоторые предания,
содержащиеся в Бухари и Муслиме. Это, например, касается вопроса
о подчинении неправедным правителям. Если бы он руководствовался
этими хадисами как аутентичной Сунной Пророка (СААС), стал бы
он оказывать поддержку зейдитскому восстанию? Вопрос риторический.
Еще более интересные сведения я в свое время почерпнула от учившихся
за границей братьев из Исламского комитета, причем тяготеющих
к салафизму. Ознакомившись с тезисами Джемаля о природе и структуре
нынешнего зульма (мировой системы угнетения), они нашли
много точек соприкосновения с куфрологией Абу Ханифы. А здесь
немаловажно помнить о том, что Абу Ханифа был непосредственным
учеником имама Джафара ас-Садека (АС), активным воспреемником
света имамата. Сами суннитские братья говорили мне, что
с их точки зрения наиболее близкий к имамитской правовой школе
в методологическом отношении мазхаб - ханафитский, больше
всего нормативных совпадений у джафаритского толка - с
положениями маликитского мазхаба (например, одинаково держат
руки в намазе, для заключения никяха не обязательны свидетели
и т.д.), чуть дальше отстоит шафиитский мазхаб (хотя в
востоковедческой литературе неоднократно встречала мнение о его
сродстве с джафари), еще дальше - ханбалитский, придающий
большое значение практике сподвижников и чуть ли не уравнивающий
ее с Сунной Пророка (СААС).
Таким образом, чем ближе к Джафару ас-Садеку (АС), тем больше
чувствуется воздействие школы Ахли Бейт (мир им). Ведь
учеником Абу Ханифы был Малик ибн Анас, в свою очередь
ставший учителем аш-Шафии - наставника Ахмада ибн Ханбала.
Кстати, неоднократно замечала, насколько легко общаться с суннитскими
братьями, образованными в этих сферах. Даже подводные камни в
виде ключевых мазхабных разногласий обходятся легче - тот же вопрос
мута. Они говорят: да, мы не признаем легитимность этого брака,
но мы знаем, на чем основано ваше мнение, понимаем его логику
- при этом разговор ведется спокойно, без эмоций и выкриков в
духе "развратные рафидиты" и "узаконенная проституция".
С акыдой сложнее, но когда разговор ведется отстраненно просто
об отношении к каким-то вопросам вне временного контекста, во
многом также приходим к взаимопониманию.