приоритеты
НОВЫЙ ЭЛЛИНИЗМ
"... никогда нельзя посредством
революции осуществить истинную реформу образа
мыслей; новые предрассудки, так же, как и старые, будут
служить помочами для безумной толпы" (Иммануил
Кант, "Сочинения", т.6, с.29).
"... прежде чем начатся на улицах,
революция осуществляется в душах"
(Хосе Ортега-і-Гасет, "Вибрані
твори", К., 1994, с.372).
"... как само общество производит
человека как человека, так и он производит общество" (Карл
Маркс, "Сочинения", т.42, с.118).
"... Расцвет и цель всякой истинной
философии есть педагогика в её широком понимании как учение
о формировании человека" (Вильгельм
Дильтей, Gesammelte Schriften, Stuttgart, 1900, Bd. IX.
- S.7).
"... Надо обновить
идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными.
Мы говорим о "радости", об "эллинской ясности",
а на самом деле и эта радость, и эта ясность - запздалые плоды
скудного знания, милости веков рабства... Между нами и греками
можно провести полную параллель: пессимизм и мужественная воля
созидания новой красоты... я не переставал думать о трех безднах
трагедии, которые носят названия: Wahn, Wille, Wehe (Иллюзия,
Воля, Печаль). Почему явилась у меня тогда непреложная вера в
то, что грядущий герой трагического познания и эллинской радости
должен будет получить при своем рождении такое испытание?.. Я
наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии.
В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не
может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя
это иго... Мы образуем тогда новую греческую
академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем
работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы
сможем создать общество.. Разве мы не в силах создать новую форму
Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного
моря, а также и наши вкусы, наши желания..." (Фридрих
Ницше, цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше",
Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).
"... В своем эссе "Искусство
и Третий Рейх" немецкий поэт Готфрид Бенн рассказывает, как
в 1932 году была предпринята попытка создать
СРЕДИЗЕМНОМОРСКУЮ АКАДЕМИЮ. Среди учредителей он упоминает
Д'Аннунцио, Пиранделло, Дариуса Мийо. С Академией выразили готовность
сотрудничать Королевская Итальянская Академия, мусульманский университет
Аль-Азхар в Каире и парижская Сорбонна. Готфрид Бенн так формулировал
задачу Средиземноморской Академии:
"Все, что выработано сперва языческими, а потом монотеистическими
поколениями, должно было обрести здесь новое истолкование, чтобы
обогащать и воспитывать сегодняшнюю землю"... Средиземноморская
Академия сама должна подать пример суверенного федерализма. В
нее должны входить не институты, а отдельные независимые исследователи.
Академия будет простым свидетельством их сотрудничества. Местопребывание
Средиземноморской Академии видится мне на восточном берегу Крыма,
в древней Сугдее, то есть в Суроже, по соседству с легендарным
Коктебелем, где жил и работал гений русского Средиземноморья Максимилиан
Волошин..." (Владимир Микушевич,
"Идея нации и Средиземноморская идея", журн. "La
Nazione Eurasia - Ucraina", 2005, #1(8), c.7,9)
"... В нашем разумении
понятие средиземноморский мир значительно превосходит границы
Средиземноморского бассейна... На всем протяжении формирования
образа Александра Македонского его
миссия виделась не просто и не только в овладении всем миром,
но по преимуществу в стягивании и семантической упорядоченности
этого мира, центром которого всегда оставался Средиземноморский
бассейн (внутреннее море)... Тысячу лет спустя культура
ислама укрепила и развила уже сложившиеся представления
греческого мира, придав образу Александра метафизические и эсхатологические
черты пророка и Совершенного Человека, идеального повелителя всей
земли, установившего границы культурнообитаемого мира. Создаваемая
историческим Александром реальность оказалась реальностью виртуальной,
реальностью возможного, образная завершенность которой состоялась
лишь в мусульманское время. Ибо именно мусульмане
завершили начатое Александром, покорив Грецию, Индию, войдя
в пределы Руси. Таким образом, гибель старого, до-Александрова
мира была началом рождения нового макропространства
Средиземноморья... Мир Александра постоянно, вплоть до
наших дней, расширяет свои пространственные и временные границы.
Мы, люди рубежа XX-XXI столетий, можем считать себя прямыми
наследниками Александра, ибо продолжаем жить в организованном
им мире, который до сих пор не изменил своих основных параметров...
Понятие Евразии представляется
бледной тенью той виртуальной и бесконечной модели
мироустройства, которую создал Александр Великий. В эту
саморазвивающуюся модель органично вписываются даже возникшие
сравнительно недавно США. С этой точки зрения Америка
оказывается всего лишь одной из стран Средиземноморского
бассейна, продолжающей историю культуры именно этого макропространства.
Мы намного ближе друг другу, нежели нам кажется..." (Шариф
Шукуров, "Александр Македонский и начала современного
мира", журн. "La Nazione Eurasia
- Ucraina", 2005, #1(8), с. 12,13, 17).
"... Еллінськість
українців - це, може, найяскравіша зовнішня прикмета характеру
їх раси... На границі мистецтва й суспільного життя стоїть один
дуже цікавий вияв характеру української психе - це нахил до будови
суспільної утопії. Там знайдемо таку еллінську
рису, (як) нічим не обмежену віру в переродження одиниці
шляхом навчання і на підставі краси логічної системи... Найяскравішим
прикладом такого єства був Олександр Македонський...
Еліта київської держави, а також козацької взяла традицію
Олександра як пратрадицію українців... Зрештою, духовно
й расово Олександер Македонський ближчий українцям... Його вищість
- це моральна вищість... Вождь у еллінів має вищість митця,...
в українців його вищість є глибоке відчуття моральности. Такий
є ідеал вождя українців"(Юрій Липа,
"Призначення України", Львів, 1992, с.154, 156, 162,
163, 164).
"... Везде, где царит
великий, свободный ветер просторов, чувствуется сила того,
чему нет предела в могучем глубоком покое или в ужасном разгуле
стихии. На морях и океанах новые
поколения смогут "эпически" идти навстречу приключениям,
плавать и воспринимать просторы с метафизической точки зрения,
способной придать героизму и бесстрашию преобразующую мощь. Так
будет возрождено то, что хранили древние
традиции в символах мореходства и моря, обозначающих путь
к тому, что выше отдельного человека. Именно это представляется
нам одним из высочайших ориентиров для сил возрождения..."
(Юлиус Эвола, "Мореплавание
как героический символ", журн. "La
Nazione Eurasia - Ucraina", 2005, #1(8), с. 22).
“…Энергия наций устремляется вперед к новым
приключениям воображения... Возникает мир мечты, с тем,
чтобы в соответствующий момент дать толчок к действию... прежде
чем отправиться в Америку, Колумб
размышлял о далеком Востоке, о шарообразности земли, о безбрежном
океане. Приключение редко достигает задуманой цели. Колумб не
доплыл до Китая. Однако открыл Америку... Нация сохраняет свою
энергию до тех пор, ... пока эта энергия способна побуждать к
приключениям, преодолевающим границы прошлого" (Альфред
Нортон Уайтхед, "Избранные работы по философии"
М., 1990. – С. 684, 685).
"... Ми маємо віднайти в нашій
історії, ба, навіть космоісторії! - власне глибинне ядро, що визначає
національний характер, сутність, смисл... Ми говоримо про Січ
духовну, яка кличе віковічних козаків розуму й серця до
Небесної Хортиці, вимагає створення Духовної
Республіки або Горньої Республіки,
яку чверть тисячоліття тому омріював геніальний син України Григорій
Савич Сковорода…. Мова-Логос, витікаючи з джерел земної історії,
впадає в Ріку Всесвіту, стаючи Зоряним Океаном,
запалюючи в небі зорі - самоцвіти краси. Прадавні думки й казки
розривають шкаралупу символу і розквітають у вищій реальності
новим змістом для тих, хто збагне їхню втаємничену суть..."
(Олесь Бердник, "Пора звести
блакитний Храм!" - Нью-Йорк, 1989).
"... Україна “виокремлена” (“украяна”)
від решти: “… “Кадош” означає (на
івриті) “святе” й “відняте”, “відокремлене”.
“Кадеш, кадеш, кадеш” - лунає в Ісайї. Свят, свят, свят наш Господь.
Він святий у просторі - отже, відокремлений від простору, святий
у часі - отже, відокремлений від часу. Святий - означає відокремлювати,
і навпаки, все відокремлене - святе”...Україна - це своєрідний
медіум між людиною та універсумом, що дозволяє “встановити стосунки”
з космосом та Всевишнім... Україна
- це простір, де, як висловився М. Еліаде, релігійна людина реалізує
своє бажання “жити у священному”... Людина в Україні реалізує
себе не просто як “Людина Просторова”, тобто сформована та зумовлена
специфічною якістю простору - рельєфом, ландшафтом, як це бачиться
А. Дуґіну, а як людина “сакрального простору”, “священного кола”,
“центру світу”, Акрополю,
де зустрічаються Небо і Земля, де в людині здійснюється
ця зустріч, через неї проходить доторк усіх світів і всіх зв’язків
- минулого, сучасного та майбутнього" (Олег
Гуцуляк, "Ucrania: Locus amoenus est", журн.
"Ї", 2002, №26, с.116).
"... Ми бачимо Україну
як центр напруги культурно-цивілізаційних устремлінь східноєвропейської
Ойкумени, як "серединну землю"
Великого Євразійського Простору. Наш шлях розвитку України
- це імперський шлях..., як містичний Центр
Світу - Велика Східна Імперія Української Нації... Імперія
- це відмова від хуторянства і провінціалізму на користь провіденціалізму
- відчуття власної відповідальності перед Провидінням, за долю
буття, за кінцеві долі світу і людства...(Олег
Бірюков, "Orientale lumen", K, 2004, с.64, 65,
66).
"... Створення Чорноморського Співробітництва
(-) це і відновлення прадавньої цілісної
цивілізаційної зони у чотирикутнику Анатолія - Балкани
- Понтида - Кавказ..., провідної Держави на світовій геополітичній
шахівниці - Вічної Понтиди - неуникненної
і стратегічно важливої опори Європи" (Олег
Баган, "Українська Понтида", Дрогобич, 2002,
с.171, 186).
"... В каждом государстве и народе
есть раса высшая, творящая творческую созидательную работу...
Нация в народе или государстве состоит
из людей высшей расы. Демократия
хороша, когда обеспечено ею господство нации..." (Владимир
Вернадский, "Дневник", журн. "Київська старовина",
1993, №4, с.31).