статья
Александр ЕЛИСЕЕВ
Разведка и Магия, Порядок и Хаос
"Кроули значил для Флеминга достаточно много.
Правда, со знаком минус. Но игра предполагает смену знаков. Так
вот, в "Казино "Рояль" есть такой персонаж Циффер.
В фильме он назвается Ле Шиффр. Прототипом персонажа является
Алистер Кроули… Флеминг всегда видел в Кроули "идеальный
образ злодея"… В апреле 1953 года, прочитав "Казино
"Рояль", сам Сомерсет Моэм, человек, как вы понимаете,
совсем не чуждый разведке, пишет Флемингу комплиментарное письмо
и высоко оценивает его роман. При этом делает акцент на образе
Ле Шиффра. Или Цифера… Моэм знал Кроули и использовал его в качестве
прототипа героя своей книги "Маг". Известно при этом,
что Кроули не скрывал своей ненависти к образу, созданному Моэмом,
а Моэм — своей ненависти к Кроули" (http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/06/680/41.html).
Что ж, тут все логично. "Разведчик" должен
ненавидеть "Мага" (и наоборот), хотя между ними очень
большое сходство – и тот, и другой пытаются проникнуть в чуждые
измерения.
Но все равно тут имеют место быть два разных мира.
Один – мир спецслужбистов, бизнесменов, менеджеров, бюрократов
– стремится к абсолютному Порядку. Другой – мир магов, оккультистов,
профессиональных революционеров – напротив, ориентирован на абсолютный
Хаос. И оба этих мира враждебны Традиции.
Собственно говоря, кто стоял в авангарде "великих
буржуазных революций". "Революционеры по жизни"?
Нет, это всё "партия порядка" - аристократы-предприниматели,
бережливые буржуа и т. д. У них и мистика радикально-созидательная,
в центре которой Великий Архитектор. А образец такого вот порядочного
революционера – добродетельный и честнейший Робеспьер.
Мир Традиции не устраивал "порядочных"
- в нем было мало порядка. И самом деле – разные сословия, разные
регионы. Все живут по своим обычаям, у каждого – как бы свой мир
("цветущая сложность"). И все устремлены в Небо, к Богу.
Это вместо того, чтобы обустраивать земную жизнь и постоянно преуспевать
в земных делах! Так нет же – вот вам революция и одна сплошная
однородность. Один порядок, одна культура, одно сословие – для
всех.
В сущности, абсолютный Порядок – это идеальный
мир вне Истории. Партия Порядка желает прекратить Историю, найдя
всем свое, полезное место за Конвейером всеобщего обустройства.
Напротив, партия Абсолютного Хаоса желает вечных
потрясений. Ее порядок – это отсутствие Порядка. И мир Традиции
был для нее слишком уж упорядоченным, поэтому она в свое время
выступила на стороне "порядочных" (с тем, чтобы потом
продолжить старую тяжбу). Но и тут есть стремление к некоей однородности
– в небытии.
То есть онтологически цели обоих партий сходятся
– они все свести к одному знаменателю. А надо быть вне этих партий,
не зацикливаться ни на Порядке, ни на Хаосе. Точнее даже – необходим
синтез, где Порядок был бы на первом месте, но и Хаос бы играл
свою роль. Такой синтез можно назвать «консервативной революцией».