статья
Граф Дракула - выдумка или исторический персонаж?
____Слово"вампир" пришло из венгерского языка, а большинство
преданий о них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стокер,
написавший знаменитого "Дракулу", позаимствовал
этот сюжет из легенд о Владе IV (его родовое звание и имя
- граф Дракул) - трансильванском дворянине, который жил
в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад также был известен
своими садистскими наклонностями - он наслаждался истязаниями
пленных узников. Легенда гласит, что граф любил устраивать пирушки
среди огромного, количества заостренных деревянных кольев, на
которые были насажены тела турок, плененных в бою, поэтому он
вошел в историю под прозвищем Тепеш ("Сажающий на кол").
___Но не меньше ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников.
В окрестностях его замка исчезали люди. За высокими каменными
стенами свершались ужасные и богомерзкие дела. В одной из историй
об этом замке графа назвали "вампиром". Его пристрастие
к крови разделяли и другие карпатские дворяне. В 1610 г. по указу
венгерского короля была казнена графиня Элизабет Батори.
Она, неплохо разбиравшаяся в оккультизме, узнала, что может продлить
молодость и красоту, если будет купаться в крови молодых девушек.
Многие ничего не подозревавшие девушки были завлечены в ее замок,
а затем обескровлены и похоронены там. Но одной из них удалось
бежать, она и поведала эту ужасную историю. В наказание за совершенные
злодеяния "кровавую" графиню заживо замуровали в ее
собственной спальне. Из таких мрачных историй рождались легенды
о вампирах. В 1897 г. Стоукер в своем романе создал, опираясь
на исторические факты и частично домысливая историю, образ самого
графа Дракулы.
___Вот как описано первое явление графа Джонатану Харкеру
в романе БрэмаСтоукера:
___"Внутри стоял высокий старик, чисто выбритый, с длинными
седыми усами, одетый с головы до пят во все черное, без единого
цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку
с такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его
собственная рука была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику,
чем живому человеку... Лицо его было властным - очень энергичным
- с тонким орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями,
с величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими,
но зато в остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его
почти что срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке,
открывая чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы,
чей ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье
старика, несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по
краям были необычно заострены, а подбородок широк и массивен,
щеки же казались напряженными и тонкими. Первое, что бросалось
в глаза, была его мертвенная бледность...
___Нельзя было не заметить, что они [его руки] были довольно
крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами. Самое странное,
что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти на концах
были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я
не смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие,
но когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до
меня донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он произнес:
"Слушайте их - детей ночи. Какая чудесная музыка!"
*** Выдержки из Книги Dracula Дональда Фом. Metuchen, N.J. 1975
___Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула
(1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя
Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость
своего государства от Венгрии. Дед Дракулы - воевода Мирча
Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости
и военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге
признал себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто
не было выхода. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком
раздора для двух супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За
Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее очередное
наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском
мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость,
воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка
Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной
политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее
зло, на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась
в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии
Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной
из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее
соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных
бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился
господарем. Отец Влада III - Влад II - захватил престол
в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского
короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому
давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства
валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана
двух сыновей - - Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила
давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая
компромиссы. Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу
регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди,
а валашский престол занял новый венгерский ставленник. В 1448
году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить
престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены
турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада
III. Но - ненадолго: венгерский протеже, собравшись с силами,
вернул престол. Он, однако, проявил излишнюю самостоятельность,
и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке Яноша Хуньяди
- вновь вступил во владение отцовским наследством. На этот раз
Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог
утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу.
Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило
войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию
противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично
повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал
на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого
и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник
не только не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую
пограничную крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным
ввязываться в войну, хоть и получил от папы Римского деньги на
новый крестовый поход против турок.
Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну,
причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту
полководца. Но силы были не равны: валашский господарь потерпел
поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив разгромленную
армию. Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу
Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав
бывшему союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько
обоснованно было обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить
у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом нежелательной
тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался более десяти
лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество.
Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью
Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось
захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства
его смерти до сих пор толком не выяснены. "Мировую известность"
Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой
отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную
эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо
жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы,
сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал
животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно
преуспел. Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в
чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных.
Многие из них были посажены на кол - так он заработал еще одно
прозвище - "тепес", или "колосажатель".
Во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день
Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено
на кол 30 тысяч человек.
Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий
политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора
осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал
гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно,
вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от
социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру,
цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры -
нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать
на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не
портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел
под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол").
Даже в венгерской тюрьме Влад III, оставался верен своим пристрастиям:
ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и
обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его
называют "wutrich" - "неистовый", "изверг",
"лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам,
но и подданным и в 1474 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет.
Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве
трофея султану.
Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турка и,
окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели.
Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить
пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их
воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив
голову мертвому господарю, послали ее султану? Кровожадную изощренность
валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей
восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной"
державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер,
вероятно, наслушавшись об эффективных "дракулических"
методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал
сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого
казнили за поступки - как гласил приговор - "противные законам
данной страны".
Историки различным образом оценивали роль Влада III. Одни видели
в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской
экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие
считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся
от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса,
называли его правителем-"террористом", предтечей Сталина
и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску). Однако, по общему мнению,
репутацию вампира- чернокнижника Дракула приобрел лишь в конц
е XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера
(1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897).
Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве
и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание
специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского
романиста были отнюдь не беспочвенными. В XV веке, как, впрочем,
и ранее, в Валахии не велись хроники - ни официальные (княжеские),
ни монастырские. Сохранились лишь десятки писем самого Дракулы
(на латыни и церковнославянском языке), да поздние записи фольклорных
преданий о жестоком , ироничном, коварном, но мудром и отважном
Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь наиболее
значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские.
Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV
века, повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга,
а также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма.
Точка зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио,
автором латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди.
Она мало чем отличалась от немецких текстов - о православном государе,
сжигавшем католические монастыри, писали католики.
С большей симпатией относятся к Дракуле византийские историки
XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они, главным образом,
пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было
популярно, где основным преступлением Влада III объявлялась
измена православию. Все истории о Дракуле напоминают анекдоты.
Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что
жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на
кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить
ей незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у
бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой
боярин перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век господарский
короток из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре
не должны жить дольше, чем их повелители - справедливость
господарь восстановил на свой лад, повелев казнить собравшихся.
"Анекдотичность" сближает письменные источники с народными
преданиями о Цепеше, что неудивительно.
Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах
очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших
фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле"
и воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических"
текстов - по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный
исследователь С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор
"очень редко сохраняет точность фактических деталей, но у
него есть другое преимущество: эпос может хранить веками без радикальных
изменений ту обобщенную оценку сущности события, какая отложилась
в сознании широкой общественной среды". Потому сведения о
Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом
аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается
самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын,
характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула
влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по
имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV
века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол"
- это "дракул", а "Дракула" - "сын
дьявола".
Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки
традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем.
Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда
Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским
королем ("по совместительству" - главой Священной Римской
исмперии) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден
этот, его элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке, современником
и биографом Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему
относился к рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел
изобразить дракона - элемент орденской символики - даже на монетах,
хотя изображение на монетах считалось сакральным, почему, кстати,
фальшивомонетчиков и карали так жестоко. Соответственно, неуемный
рыцарь и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул" означает
по-румынски не только "дьявол", но и "дракон".
И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её
сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно, современники
понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики
государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение дракона
вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден
Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно
странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого распространения
всякого рода ересей и чернокнижничества, то возникает закономерный
вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу? Прямых свидетельств
того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если прозвище
"Дьявол", немыслимое для христианского государя, все
же закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит,
в народном сознании сложилось соответствующее представление. То
же самое можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено
прозвище господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация,
в нем заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула"
можно понимать и как "сын человека по прозвищу Дьявол"
(Халкокондил именует "Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого
- другого сына Влада II), и как "приверженец Дьявола, следующий
путями тьмы". Такого рода указания вовсе не обязательно относятся
к области морали, чаще всего имеется в виду связь с не чистой
силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера
не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым. Примечательно
и то, что многие "дракулические" предания повествуют
о кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно
убивал ни в чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны
для легенд о колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка,
а ценность золотых монет и украшений опредляется не только их
реальной стоимостью. Это, как указывает В.Я.Пропп, "утратившие
свою магическую функцию предметы из потустороннего мира, дающие
долголетие и бессмертие". В русском все прямо названо
своими именами: жестокий властитель приказал мастерам изготовить
специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно реки,
после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто
ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ".
Автор как бы расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь
не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению
с дьяволом связанный. В контексте "колдовства" Дракулы
стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря
Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде
Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил.