статья
(Автор Неизвестен)
Особенности национальной Дхармы
Если проанализировать время прихода буддизма на запад, то легко
заметить, что это, в основном, 60-70-е годы 20го века. Как раз
время «хиппизма» и духовных поисков, как в Европе, так и в Америке.
Проблема построения материального благополучия там к этому времени
уже отпала, и начался глобальный внутренний поиск. И тут-то многие
традиции буддизма сразу попали в «десятку». А мы?
Странно, буддийским традициям, - не считая бурятских, которые
гораздо старше, - в России уже 15-20 лет… В Америке и Европе при
лишь немного более «древней» ситуации мы слышим много американских
и европейских имён мастеров тоже уже лет двадцать точно. Мы же,
очень много рассуждая о практике, пока что сами только этих мастеров
и приглашаем. И не одного пока мастера с русским именем. И, напротив,
в нашем «родном» православии подлинные Мастера нередко встречаются
до сего времени.
Конечно, можно говорить о том, что новые традиции буддизма в
России ещё очень молоды. Однако есть не такие старые, но имеющие
передачи в России, школы. Как правило, они отличаются более жестким,
серьёзным подходом к канону, дисциплине, практике… И ещё: практически
все они (как, например, школы Игоря Калинаускаса или Владимира
Жикаренцева, который, кстати, учился у дзен-буддийского Мастера)
являются либо «личными» школами их Мастеров (имеющих посвящения
в нескольких традициях и реализовавшихся, как Основатели своих
направлений), либо эти школы сильно «притёрты» к русской духовной
среде.
Почему, например, православие живёт столько веков, и всё это
время является актуальной для большинства россиян духовной и религиозной
практикой? Потому что оно отвечает двум основным требованиям ещё
только развивающейся нации, каковой мы и являемся:
Во-первых, это жесткий канон, который задаёт не абстрактные
для русского «мужичка» (каковыми мы все генетически являемся несмотря
ни на что), а простые и четкие прописные истины типа «вот я, а
вот Бог» или «это грех, а то - нет». И этому соответствуют такие
же четкие нравственные и аскетические предписания, формировавшиеся
веками.
Во-вторых, православие в России очень гармонично, потому что
очень подходит для несчастных людей, которые, тем не менее,
сами над собой работать ни за что не будут. Им нужно сильное утешение,
благо, идущее откуда-то снаружи, которое всегда наготове, если
его призывать, молиться ему. Причем, совершенно неважно, колхозник
это будет или «новый русский», вера, зачастую граничащая с суеверием,
одинаково проявляется из глубин духа большинства представителей
нашей нации. Православие реально даёт надежду извне: если мы все
будем терпеть, то избавление придёт, будет рай.
Далее просто хочется процитировать Бориса Гребенщикова: «Что
касается святых, я не сомневаюсь, что то, в чем пребывал, скажем,
святой Сергий или Серафим Саровский, и есть Чистая Земля Будды.
Она и описывается так близко к ней, насколько возможно. И у меня
нет сомнения, что все святые наши потому и святые, что руководствовались
этим. Я уверен, что вся эта святость…— не слова, а существуют
на самом деле… в православии — культ страданий: ты страдаешь,
я страдаю, мы все страдаем, и будем страдать вместе, потому что
тогда наша тяжелая доля приведет нас, в конце концов, в рай. И
мы верим, что Христос приведет нас туда, — он и в самом деле приведет…».
И приводит, заметьте, даже в наше время, а не только во времена
«Отцов-пустынников». Просто таково наше видение мира, наше родное
культурно-мифологическое пространство. А сущность везде одна.
И следует отметить, что в буддийских традициях это очень хорошо
понимается.
Так, например, в школе Нитирэн существуют, так называемые
«пять положений», т.е. принципов проповеди и распространения Учения:
1) разбираться в догматике других религий и буддийских школ.
2) правильно оценивать способности людей, к которым обращаешься
(т.е. проще говоря, знать с какого конца подойти, чтобы люди проще
поняли суть).
3) учитывать особенности современного временного периода (расцвет
или упадок Учения и т.д.).
4) хорошо знать и принимать во внимание особенности культуры
и обычаев страны, в которой проповедуется Учение.
5) в соответствии с вышеизложенными условиями правильно определять
последовательность объяснения истин и посвящения людей в буддийские
доктрины.
Вот вам и принципы «мирного прихода Учения Будды» в любую страну!
Или, например, школа дзен Кван Ум. Какая «политическая
задача» (почти цитирую слова аббата Санкт-питербурского дзен-центра):
«после трёх лет монашества в Корее всё равно отправят на родину
– поднимать сангху (общину)».
Вот она, духовная политика!
Для сравнения: аналогичные назначения в Православии зависят не
от политики. Руководство монастырём, например, в идеальном, конечно
варианте, доверяется только тогда, когда человек освободился от
тщеславия и стремления к старшинству. Конечно, это в идеале, и
сейчас такое тоже далеко не везде.
А вот, например, в какой-нибудь Гвинее-Бисау о буддизме может,
и вообще не слышали. И Мастеров у них нет, ну нет и всё тут. А
вот Просветление (Свет, Святость) наверняка есть. В их, Гвинейских,
традициях.
И чем же эта Гвинея хуже той же Японии, Кореи или России? Да
ничем даже не хуже. Просто там существуют и реально «действуют»,
как и у нас, только традиции, гармонирующие с формой сознания
и культуры людей. И тогда традиция работает и живёт в поколениях,
т.е. мАстерские передачи есть, преемственность есть. А у нас нет.
То есть, есть конечно, среди бурятских лам-монахов, но в данном
контексте это не в счёт. Речь идёт о русской преемственности.
А её-то и нет.
* * *
Просто всё работает только тогда, когда «болт подходит к гайке»
и, причем, «вовремя» подходит. Так, если проанализировать время
прихода буддизма на запад, то легко заметить, что это, в основном,
60-70-е годы 20го века. Как раз время «хиппизма» и духовных поисков,
как в Европе, так и в Америке.
Проблема построения материального благополучия там к этому времени
уже отпала, и начался глобальный внутренний поиск. И тут-то многие
традиции буддизма сразу попали в «десятку».
А мы? Нам-то явно рановато, нам бы ещё на хлеб заработать… Поэтому-то
в глубинке нашей необъятной Родины никакого такого «будизму» нет
и не будет. Во всяком случае, в том чистом виде, в каком он приходит
сейчас из-за рубежа и в каком его любой ценой пытаются сохранить
российские «приверженцы чистоты линий», он у нас обречён на «сектантское
подполье» или на чисто внешнее существование в виде «духовных
игр» столичной интеллигенции. Вот и сейчас он (буддизм) реально,
как учение существует только очень малыми очагами в больших городах,
где народ более богат, интеллигентен и интеллектуален.
И по всему вышеизложенному, всё, что «русскому мужичку» непонятно
объявляется и будет объявляться сектой. Причём на всех уровнях,
вплоть до государственного. И ведь очень логично всё, – Система
сама уничтожает «чуждый вирус», охраняет сама себя. Это же и есть
самое явное проявление истинной Дхармы «здесь и сейчас» в точном
соответствии с кармическими условиями, а мы-то сразу спорить…
Ну никуда нам пока ещё без «традиционного православного» подхода…
Мы его в подавляющем большинстве впитали с молоком (имеется в
виду конечно, не христианство, как вероисповедание, а именно заложенные
им каноны и формы духовного постижения, специфика менталитета).
И житейская мудрость подсказывает, что от этого нам и придётся
отталкиваться. Если конечно, серьёзно говорить о Пути…
Ведь пока, к сожалению, мы из этого подхода взяли только то,
что «Господь поможет, он сострадательный».
И руководствуясь именно этим исконно русским подходом, ждём:
вот приедет в очередной раз «Великий Мастер Джон Смит» и у всех
будет «серьёзная практика» :-) . Это - не в обиду. Это о том,
что обучение у любого мастера должно взращивать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
духовный опыт. И, конечно понятно, что новые духовные традиции
приходят в Россию «извне» совершенно объективно. Но где же наши
«готовые» ученики? Кому в России тот самый Мастер мог бы дать
передачу? Нет их. И подтверждается: ни одной официально известной
передачи за минимум 16 лет активного развития миссий «новых» традиций
буддизма в России. Зато очень много обсуждений, теорий, виртуальных
форумов, болтовни всякой…
Старые Мастера учили послушанию и терпению. Хоть в специальных
практиках, хоть в жизни. Они понимали, что в этом ключ к принятию,
смирению и далее – к открытости для Жизни и духовному Освобождению.
Да, как это не странно для современного «псевдосвободного» человека,
истинное смирение ведёт к истинной свободе духа. И какая разница,
как это Освобождение называется в различных традициях! Теперь
нам, современным людям с безмерно раздувшейся гордыней и распухшей
от бесконечных идей и концепций головой такое даже снится редко.
Будда действительно сказал: «Полагайтесь лишь на себя».
Но он не говорил: «Считайте при этом лишь себя одних правыми».
И он не говорил: «Не старайтесь, всё само придёт…»
Но нет у «Мастера Смита» духовных передач в России… И все это
в глубине души понимают. Зато на форумах потрепаться – отбоя нет!
А кто же нам, кроме нас самих обеспечит это внутреннее усилие,
так нам необходимое? Только не Мастера и Школы! Мастер даст передачу
только тогда, когда будет «превзойдён» учеником. И понятно, что
работа его в том, чтобы будить в ученике это внутреннее усилие,
ставить «ворота», которые нужно пройти. Так кто же за нас будет
«из кожи лезть»?!
* * *
Вернёмся же к буддизму на русской почве.
Великие Учителя учат на всём, что под рукой. Великие ученики
учатся на том, в чём находятся. Великие святые зрели в том, что
есть и становились Пробуждёнными в то, что есть.
Если наш менталитет православного толка, значит, такая наша карма
и в этом наш Путь и в этом надо искать Просветления. Так что будем
жить и учиться в том, что есть и формализм тут совершенно не причём.
Методы духовной традиции должны быть подходящими к конкретному
месту, времени, культуре. Иначе традиция неумолимо превратится
в театр Формы, а прихожане (ученики) – в стадо жвачных баранов,
просыпающихся от спячки только к приезду «Мастера Джона Смита».
Если в России «работает» жесткий, категоричный подход к канону,
дисциплине и простая, конкретная нравственная практика, унаследованные
от православия, которое при всей жесткости насквозь пропитано
любовью к своему народу, значит через это и Путь строить. Значит,
буддизм может глубоко и гармонично прижиться здесь, только впитав
в себя эти черты. И «Мастер Смит» и его последователи это или
поймут или сами останутся непонятыми в подавляющем большинстве
нашего общества, которое отнюдь не ограничивается несколькими
десятками, ну, сотнями членов столичных общин.
Традиция похожа на ворота или мост – есть вход и есть выход,
начало и конец. Выход в смысле того, что становясь Мастером,
человек выходит за рамки традиции, теряет привязанность к ней,
зависимость от неё… Если традиция не имеет выхода, она становится
похожей на секту. Или на ленивые традиции современного буддизма
в России (исключая калмыцкие и бурятские, где русские участвуют
косвенно). Такая традиция - ловушка Дьявола: войти легко и, как
вошёл, сел ждать «Мастера Смита», впал в гипноз и стал амёбой.
И так и не вышел… а Мастер так хотел, чтоб ты получил пользу…!!!
Так неужели в России нет традиций, способных дать человеку реальное
духовное перерождение? Есть конечно, и они, к какой бы форме не
принадлежали, обязательно будут нести близкие русскому духу черты.
И ещё: человек должен быть готов к принятию на себя ответственности
за свой Путь и свою новую Жизнь. Так например, опять же Православие
имеет два чётко обозначенных входа. Один широкий – для прихожан,
другой узкий – путь Святых Отцов-подвижников и монахов-схимников.
И понятно, что узкий Путь ведёт к Свету, Просветлению, Царству
Божьему и он не для всех, а только для самых сильных и преданных
вере. Но у нас теперь всё можно сделать доступным и модным! И
вот уже около узкого входа очередь. Только он ведь потому и узкий,
что даже входя, уже сдираешь с себя об косяки половину грязной
шелухи своего старого внутреннего мира. Такой путь очищает не
обещаниями и словами, а делами и всей жизнью. Разве любой его
выдержит? И вот прорываются восторженно так в узкие двери и… почти
сразу вылетают обратно, хватаясь за ободранные бока. А всё потому,
что мал ты ещё сынок, не готов… И говорят тебе это не из неуважения
(как тебе кажется сейчас), а из любви к тебе неразумному, чтоб
тебя от легкомыслия уберечь. А ты начинаешь кричать, что, типа,
в секту попал… Ну да, модное слово теперь… Только если бы это
секта была, ты бы не мучался боками-то, а бегал бы сейчас по улицам,
восторгался и людей за собой вербовал. Потому как секте выгодно
именно это, а не бока обтёсывать. А ты и не понял… И в любой реальной
Школе происходит примерно также.
Кстати, общеизвестно ведь, что во всех странах, где буддизм имеет
древние корни, он в своё время привился мирно и всерьёз именно
благодаря срастанию с национальной культурой и обычаями, формирующими
дух нации.
Это общеизвестный факт, который у нас в России, от врождённого
русского интеллигентского бунтарства и нигилизма видимо просто
игнорируется. А жаль.
* * *
Так что же такое Просветление?
Это и есть то, чем мы все могли бы быть, если б не таскали за
собой из жизни в жизнь кучи своего внутреннего мусора. Это и есть
та жизнь, которой изначально должно жить человечество и Система
изо всех сил старается сохранить свою чистоту, - ну придумана
она так, Система. Чтобы следить и уничтожать все вирусы, которые
этому изначально задуманному раю мешают. И поэтому она, система,
нас целыми жизнями учит, уроки свои даёт. Вся жизнь – урок. А
мы вздыхаем: трудная и несправедливая мол, она, жизнь. А Система
потому и помогает нам найти приключения на все части своего тела,
что хочет, чтобы мы на себя изнутри могли ясными глазами посмотреть,
задуматься, понять себя, наконец. Но человек ко всему привыкает.
И из всего может сущность удалить, если она, сущность, его доставать
будет сильно. И тогда жизнь (читай: Бытие, Абсолют, Бог, Небо)
для таких вот спящих придумывает ещё более конкретные ситуации,
– школы, системы разные... Для тех, кому уроков самой жизни не
достаточно и кому дополнительный факультатив нужен. Но мы и к
этому умудряемся привязаться. И вот уже ходим и стучим себя в
грудь: мы мол, члены того-то и того-то, ШКОЛА у нас и линия преемственности
у нас самая прямая и истинная, а все остальные коз… простите,
неправы остальные, в общем.
А разве Системе именно это нужно было? Жизнь показывает, что
совсем не это.
Да, традиция имеет вход и выход. И бывает так всё-таки иногда,
- перерастает человек школу, рамки. То есть, школа его выстроила,
подготовила, и он сумел-таки с противоположной стороны из нее
выйти, стать Мастером. Чего Система изначально и желала для него.
В этом случае он, конечно, рамками, именами и традициями (школой)
прикрываться перестаёт и начинает представлять саму Систему
(Бытие) во всей её великой полноте (и это самое важное). И
вот здесь, видимо и зарыта та «собака», которая раздражает некоторых
людей. Тут то у всех и начинается «морская болезнь».
Ведь это принципиально две принципиально разные вещи:
Один вариант, когда у вас над дверью или на сайте, скажем, написано
«Мы – Школа Такая-то» и в списке «наши Учителя» значится десяток
великих Мастеров. И вот «мы» - мы прямое продолжение всего этого,
мы делаем это и делаем то, потому что Учитель из Японии (Кореи,
Вьетнама, Бирмы, Америки…) так сказал, и мы считаем себя вправе
спросить у других: «Вот мы – официальные ученики самого ... и
т.д. А вы тут по какому праву что-то практикуете?» И неважно при
этом, что эти «мы» может быть вообще только полгода назад узнали
о существовании этого своего «правильного Учителя» (не хочу никого
конкретно обидеть). И неважно, что Мастер приезжает из своей страны
раз в несколько месяцев, проводит практику на 3 дня и уезжает.
Это наоборот, очень удобно. Такой Мастер «жить не мешает».
И другое дело, когда находится человек, который сам представляет
опыт того, что ему говорил когда-то Мастер, и который живет и
действует «от себя», а не потому что «Учитель так завещал».
И который других учит идти по Пути на свою ответственность (даже
сдаваться Мастеру на свою ответсвенность), не прячась за Мастеров,
Писания, родных, родителей, друзей, любимую работу и т.д. (Самый
известный из «официально признанных» примеров такого Мастера –
ОШО-Раджниш).
Такой Мастер именно этому и учит – уметь быть один на один с
миром, отвечать за себя, понять самого себя и всю свою жизнь и,
через это стать полностью единым с этим миром. То есть учит БЫТЬ
МАСТЕРОМ. И именно поэтому тех людей, которые чему-то серьезно
учились у таких Мастеров и, даже потом отошли, никак не назовешь
неуспешными или несчастными – уровень осознанности, мудрости,
сострадания, ответственности за свои действия у них на порядок
выше, чем у «нормального человека», что конечно сказывается на
их жизни.
Но как же так?!?! Так же не должно быть, потому, что не должно
быть никогда!!! Мы ведь Мастеров признаём только в книжках, да
чтоб в рясе был, а по жизни не дай Бог шаг вправо-влево от канона!
В лучшем случае на крест или костёр (исторические примеры до и
после распятия Христа найдите сами :-)). И никого не волнует уже,
что все духовные передачи только вот на этом «выходе с другой
стороны» и держатся. А иначе никакие они не передачи. И традиция
обречена без таких передач и постижений на замкнутость и вымирание.
Но вот этой-то свободы мы и боимся. Нам в глубине души куда привычнее
войти внутрь традиции и не выходить. Построить там себе норку-убежище.
Там же внутри уютно. А тут, снаружи, жизнь реальная. Да еще и
с ней, с жизнью, остаёшься один на один.
И когда к такому, уже независимому от рамок человеку ученик приходит,
этому ученику невдомек, что мастеру от него ну нич-ч-чего не надо!
Он совершено не заинтересованное лицо. А вот ученик просто должен
пройти свои «классы» и учебные программы по жизни. И мастер этот
со всеми своими «жестокостями», дикими выходками и не укладывающимися
в голове и привычной этике поступками, кроме как зеркалом самой
системы Бытия, для ученика ничем не является. И лозунги о Просветлении
здесь совершенно ни при чем.
И в итоге есть по жизни три варианта:
- либо в ответ на уроки жизни говорить: «а кому щас легко?»,
и не дергаться;
- либо попытаться дернуться, войти и с удовольствием остаться
в тепле и уюте традиции, что, конечно, само по себе уже прекрасно;
- либо в этом тепле и уюте продолжать упорно искать выход наружу
с другой стороны, то есть, учиться, как завещал нам наш всеобщий
дедушка Ленин.
И уж в третьем варианте человек при должном старании просто «обречен»
на Свободу!