статья
рав Авром Шмулевич
Строительство Храма – сейчас
«В этом году – рабы, в будущем году – свободные люди».
Из разъяснений Пасхальной Аггады. Часть 2.
Ари“заль пишет (в «Шаар ха-гилгулим» а также в «Ха-Ликутим») что
евреи последних поколений – это гилугль (возвращение душ)
поколения пустыни, поколения, вышедшего из Египта. Мы призваны
исправить недоработки (грехи) того поколения, и соответственно,
сами наиболее склонны совершать те же ошибки, что и наши предки
из поколения пустыни. А главным грехом их, основной причиной
всех последующих бедствий, постигших еврейский народ, являлся
отказ войти в Землю Израиля. И в нашем поколении, увы, евреи
выискивают любые предлоги, только что бы отвертеться от обязанности
возрождать - то есть завоевывать и заселять - Землю Израиля, и
от постройки Храма.
Один из таких предлогов – распространившееся сейчас представление
о том, что сначала, якобы, должен придти машиах, а уж потом какими-то
чудесными путями он перенесет нас всех скопом в Землю Израиля,
Храм выстроится сам собой, свалится прямо с неба в готовом виде,
а враги, наоборот, исчезнут (видимо, вознесутся на небо на
место Храма).
Однако эти святочные рассказы абсолютно не соответствуют тому,
что написано в наших книгах, что содержится в Торе.
Неслучайно поэтому, что буквально первая же фраза пасхальной
аггады посвящена растолкованию путей выхода из галута.
Откроем пасхальную аггаду. Вот ее первая фраза:
«hа лахма анья ди ахалу авahатана бе-ар’а дэ-Мицраим. Коль
дихфин йетей вейехоль. Коль дицрих йетей веифсах. hашата hаха.
Лашана hабаа беара дэ-Исраель. hашата авдей. лашана hабаа бней
хорин».
«Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской.
Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается,
пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году – здесь,
в будущем году – на земле Израиля. В этом году – рабы, в будущем
году – свободные люди».
Про первые два предложения мы говорили в первой части статьи.
Разберем сейчас два заключительных.
Рав Исраель Ариель, руководитель и основатель «Махон
ха-Микдаш», «Института Храма», в свой книге «Хаггадат ха-Микдаш»
обращает внимание на одну странность текста аггады:
«В этом году – здесь, в будущем году – на земле Израиля. В этом
году – рабы, в будущем году – свободные люди».
Последовательность событий «будущего года», изложенная здесь,
вызывает удивление. Сначала говорится «в будущем году – на земле
Израиля», а лишь затем «в будущем году – свободные люди». То есть
«в будущем году» мы сначала оказываемся в земле Израиля, а лишь
потом – свободными людьми. Как кажется, логичнее была обратная
последовательность. Сначала мы должны освободиться от уз галута,
изгнания, выйти из-под власти гоев – и только тогда мы сможем,
уже будучи свободными людьми, подняться в Землю Израиля. Именно
так события и развивались во время Исхода из Египта! Ведь последовательность
освобождения из египетского рабства описана в Вавилонском Талмуде,
трактат «Рош-ха-Шана» (лист 11а): «В рош-ха-шана наши отцы в Египте
были освобождены от порабощения». То есть целых пол года, от тишри
до нисана, они пробыли в Египте уже как свободные люди, и только
весной, в нисане, вышли в путь в Землю Израиля.
Однако, как пишет рав Ариель, последовательность событий при
освобождении от последующих изгнаний, как видно из аггады, уже
иная. Сначала сыны Израиля окажутся в Земле Израиля и в Иерусалиме,
все еще прибывая в зависимости от народов мира, и лишь потом –
станут «бней хорин», свободными людьми.
О том, что порядок событий при выходе из нынешнего галута будет
именно таким, писали и многие последующие авторитеты.
Гаон из Вильно пишет, что «сначала геула (освобождение)
придет для Иерусалима, а потом – всему Израилю, как сказано у
пророка Йешайаху (Исаия) (1:27) «Цийон искупится правосудием»,
и далее «и вернувшиеся в него - праведностью»
Давид бен Йосеф Абударгам (один из выдающихся комментаторов
молитв, живший в 14 веке в Севилье) в своем комментарии на это
место аггады пишет, что сначала евреи придут в Землю Израиля,
но «бней хорин», «свободными людьми» они станут только после прихода
Машиаха, когда народ Израиля уже будет жить в Эрец Исраель.
Напомним, кем является, и что должен сделать машиах, согласно
«Мишне Тора» Рамбама, раздел «Законы о царях и войнах»:
«В будущем придет царь - помазанник (Машиах), восстановит
царствие дома Давида, как прежде, и первоначальное правление,
построит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В
его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом;
будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в
соответствии с написанным в Торе. Да не подумаешь ты, что Машиах
должен творить чудеса и знамения, отменять законы природы и воскрешать
мертвых, и делать подобные вещи, как утверждают глупцы. Это неверно.
… Весь мир будет таким же, как прежде. Сказали мудрецы: “Мир в
дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль
не будет порабощен царствами мира”.
Приведенные выше мнения мудрецов основаны на словах Талмуда.
В Иерусалимском Талмуде (трактат «Маасер шени», гл.5, галаха 2)
говорится, что «в будущем Храм будет построен прежде восстановления
царства дома Давида».
То же говорится и Вавилонском Талмуде, в трактате «Мегилла» (17б).
Мудрецы разъясняют там, почему благословения в молитве Шмоне
Эсре следуют в таком именно порядке: сначала идет благословение
«Боне Иерушалаим», о строительстве Иерусалима, а лишь потом
благословение «Цемах Давид», о восстановлении царства Давида.
Причина именно в том, говорит Талмуд, что порядок геулы, избавления,
будет таким: сначала будет отстроен Иерусалим и Храм, и лишь
после этого придет сын Давида. Раши в этом месте, на фразу
гемары «Когда будет отстроен Иерусалим – придет Давид», комментирует:
«Вернется Израиль (имеется в виду народ Израиля, евреи) в Храм,
и захотят там Давида, своего царя».
Также и в книге Зогар сказано: «Храм - перед киббуц галует, [полным]
возвращением из изгнания».