НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

КОНСЕРВАТИЗМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ТИПА

А.Г. Мысливченко

С. Кьеркегор писал свои работы частично в тот же исторический период, что и основоположники марксизма (до 50-х гг.), но они не знали друг друга. Сравнивая их позиции относительно соотношения политики и религии, можно сделать умозаключение, что если у К. Маркса и его последователей речь шла, по сути дела, об осуществлении целей религии (справедливость, равенство и т.д.) в форме социально-политической реализации религиозных императивов, то у Кьеркегора, наоборот, речь шла о том, что религиозное есть воспроизведение (в превращенной форме) того, о чем политики могут лишь мечтать, не имея никаких шансов осуществить эти мечты в земной жизни, основанной на различиях и неравенстве. Эта позиция Кьеркегора противостояла и мнению Фейербаха о том, что "политика должна стать нашей религией".

Кьеркегор осуждал прокатившиеся в 1830 и особенно в 1848 гг. в ряде стран Европы революционные выступления, как порождающее жестокость и насилие. Зло нашего времени. считал он, корениться не в существующих в обществе многих недостатках, а в непослушании, идее народоправия, заигрывания с либерально-реформаторскими вожделениями. Демократия - "тираническая форма правления", когда все хотят властвовать и принуждают каждого участвовать в управлении. Из всех государственных форм наилучшая - абсолютная наследственная монархия. Он признавал, что все его твворчество "есть защита существующего".

Оценивая политические взгляды Кьеркегора, К. Ясперс справедливо писал: "Он не хотел иметь ничего общего ни с социалистами, ни с либералами, ни с какими политиками и агитаторами, предлагающими программы изменения социальных порядков".

Вместо предлагаемых различного рода социальных программ, вместо !фальшивого" лозунга "свобода, равенство и братство" Кьеркегор призывал человека пробудить себя самого и обратиться к боле важным реалиям - к внутренней свободе, свободе выбора себя, которая, по его мнению, не совместима с идеей равенства в этой земной жизни. Он отклонял идею социального равенства как "неконкретную" идею, исходящую из "абстрактно-гуманного". проблема равенства как социальная проблема неразрешима: "Никакая политика ... не может реализовать мысль о равенстве людей... Никогда в мире не будет равенства (будут лишь новые различия, новые классы, новые касты)".


Кьеркегор едко высмеивал зарождавшиеся в 30-40-х гг. новые массовые национально-либеральные движения, лидеры которых, по его мнению, не были способны мыслить самостоятельно и ответственно. Апелляция к массам, по его мнению, несостоятельна, так как массы в принципе не могут обладать истиной. Неудивительно, что он оказался в полной изоляции и конфронтации с демократическими кругами страны, вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя.

Отдельно взятую личность Кьеркегор обозначал как "единицу", "единичного" и противопоставлял ее массе, понимаемой как "публика", "толпа". Единица может обладать истиной, масса же - не может. И если единицы решают сплотиться, образовать коллектив, то тот же час лишаются своего прежнего значения. Христос, говорил Кьеркегор, был распят потому, что он хотя и обращался с проповедью ко всем, но не желал, однако, содействия массы, напротив, отталкивал её от себя, стремясь остаться истиной, которая имеет дело с каждой личностью в отдельности. В работе "Страх и трепет" он пришел к выводу, что личность стоит выше общества. По-этому единственно истинное и высшее предназначение человека - быть единичной личностью. Каждый должен спасать самого себя и довольствоваться этим.

Позже, уже в ХХ в., Х. Ортега-и-Гассет определил подмеченную Кьеркегором тенденцию как "восстание масс": "...Всеобщая политизация, поглощение политикой всех и вся - не что иное, как восстание масс. Мятежная масса утратила малейшую способность к религии и знанию. Она не может вместить ничего, кроме политики ... чтобы вытеснить религию. знание ... Политика отнимает у человека его сокровенное, лишает одиночества, и поэтому проповедью всеобщей политизации пользуются, чтобы обобществить человеческую личность".

Анализ сочинений С. Кьеркегора показывает, что его творчество положило начало формированию нового направления, противостоящего господствовавшему в XIX в. активному проникновению политики во все сферы жизни общества. Его идеи шли в разрез с тенденцией вычленения политического дискурса из общего контекста социальной жизни, обособления политики в специальную область общественной жизни и вплетения человека в государственную систему.

Что касается собственно политико-философских воззрений Кьеркегора, положивших начало формированию экзистенциально-христианского направления, то можно выделить следующие основные положения:

1. Впервые в истории европейской философии однозначно определен бытийный статус личности как первичной и приоритетной ценности по отношению к обществу, государству и политике.

2. Сфера политического дискурса была низведена до уровня "неподлинной" жизни индивида. Политические идеи преодоления социального неравенства объявлялись бесперспективными, ибо люди всегда были и остануться различными и неравными. Осуществление политических "грёз" возможно лишь на путях религиозно-этического дискурса посредством "выбора себя".

3. Кьеркегор осозновал тенденцию зарождения того нового типа общества, которое позже. в ХХ в., в результате формирования индустриального общества, получило название "массового". Но причины этого он искал не вовне, не в деформациях общества, а изнутри, в симптомах деформации внутренней жизни индивида.


nationalvanguard


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz