НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Влияние интеллекта на эволюцию человека или Первая аксиома трансгуманизма

Валерия Прайд

Краткое содержание:

Вопреки бытующему среди ученых мнению, автор утверждает, что интеллект на протяжении всей истории Homo sapiens непрерывно влиял как на социальную эволюцию человека, так и на биологическую. Ставится вопрос о рассмотрении единого процесса эволюции человечества (биологической и социальной составляющих). Утверждается, что благодаря непрерывному всё возрастающему воздействию интеллекта, человечество подошло новому этапу своей эволюции, в том числе – постбиологической. В статье излагаются основные положения трансгуманизма — гуманистического мировоззрения, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но, скорее — началом эволюции вида Homo Sapiens.


Процесс эволюции Homo sapiens традиционно подразделяется на следующие этапы:

Развитие архантропов и палеоантропов: изготовление искусственных орудий труда, их усложнение, начальная форма общественной организации — примерно от 1 млн. до 200 тыс. лет назад;

Возникновение вида Homo sapiens примерно 200 тыс. лет назад;

Завершение внутривидовой борьбы и появление кроманьонца около 100 тысяч лет назад;

Прекращение биологической эволюции человека примерно 50-30 тысяч лет назад;

Перенос эволюции человека с биологического направления на общественное.

В последнее время многие исследователи выделяют дополнительный этап:

Биологическая микроэволюция человека в течение последних 50–30 тысяч лет [1],[2].


Как мы видим, вместо единого процесса развития человечества исследователи склонны выделять и рассматривать отдельно процессы биологической эволюции человечества и эволюции общественной. Кроме того, утверждая, что процесс биологической эволюции человека завершился примерно 40 тысяч лет назад, многие исследователи неосознанно подменяют более узкое понятие «биологическая эволюция вида Homo sapiens » в смысле процесса видообразования более широким понятием «биологическая эволюция человека», которое подразумевает развитие и до, и после этого периода. В результате в научной среде и в обществе укоренилось весьма распространенное представление о прекращении биологической эволюции человека 50-30 тысяч лет.

Конечно, такое упрощение имеет свой смысл в контексте изучения отдельных дисциплин, но оно неприемлемо с точки зрения рассмотрения единого эволюционного процесса человечества. Особенно, если рассматривать его через призму эволюции интеллекта и его обратного влияния на антропогенез.

Надо сказать, что большинство исследователей игнорирует либо отрицает роль интеллекта в процессе биологической эволюции. Так, Н.Н.Моисеев полагает, что влияние интеллекта начало проявляться только на уровне общественного развития:

«...борьба за выживание у антропоидов носила сложный, комплексный характер: наряду с борьбой между различными организационными структурами первобытных сообществ, борьбой, которая, вероятно, определяла основные особенности отбора и скорость эволюции во время палеолита, имела место также и определенная биологическая разобщенность конкурирующих видов, занимавших, по-видимому, одну и ту же экологическую нишу.» [3, с. 134]. С дальнейшим развитием человечества все большую роль в процессе отбора стал играть интеллект, однако, по мнению Н. Н. Моисеева, именно на уровне социальном: «Итак, эволюция живого мира (сюда включается и эволюция антропоидов. В. П.) может изучаться под углом зрения «поисков компромиссов»: наблюдаемое состояние живой системы оказывается всякий раз непростым компромиссом. Заметим, что отыскание таких компромиссов происходит без участия интеллекта — принципы отбора формируют те механизмы, которые находят эти стихийные «алгоритмы эволюции».

И далее: «Совсем иначе складывается ситуация на социальном уровне организации материи. Здесь ранжирование функционалов, определяющих условия гомеостазиса и формирования их свертки, становится прерогативой интеллекта (курсив мой. В. П. ).» [3, с. 71-72].


Думается, что признание роли интеллекта в эволюционном процессе на социальном уровне и игнорирование этой роли на уровне биологического эволюционирования человека как в эпоху палеолита, так и в современности, есть некая модель, призванная упростить понимание процесса развития. Но именно тут имеет место момент, когда вместе с водой выплескивают и ребенка.

Интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

С развитием интеллекта, с увеличением возможностей целеполагания, планирования ресурсов и построения стратегий достижения целей интеллект стал в еще большей степени воздействовать на естественный отбор. Адаптивные инновации (проявления интеллектуальной деятельности, приводящие посредством естественного отбора к изменениям биологической природы человека) помогали занимать предкам человека все новые экологические ниши. Освоение новых экологических ниш, в свою очередь, приводило к наследственным изменениям. Например, общеизвестен факт генетически детерминированной способности усваивать молоко не только в младенческом возрасте, но и у взрослых в популяциях, освоивших молочное животноводство. Также зафиксировано различие в частоте нарушений цветового зрения между охотниками-собирателями и народами с производящим хозяйством. Примеры можно продолжить. И вряд ли можно всерьез отрицать, что освоение молочного животноводства и создание производящих хозяйств являются серьезными преобразованиями, в огромной степени возникшими благодаря именно интеллектуальному труду людей...



Итак, человек стал все в большей степени адаптироваться к окружающей среде и адаптировать ее «под себя». Это придало эволюции Homo sapiens особый характер и, в конце концов, привело к эффекту, называемому (только называемому!) «прекращением процесса видообразования Homo sapiens». Огромное значение при этом имело развитие способов общения людей, и в первую очередь речи — звуковой формы интеллектуального информационного обмена.

Существует точка зрения, что на начальном этапе антропогенеза возникновение тех или иных форм социальных структур не зависело от интеллекта, это было типичным проявлением самоорганизации. Возможно. Но со временем интеллект стал играть все большую роль в процессе эволюции общественных структур. Более того, по мнению ряда авторов, самим источником социальной эволюции являются модели мира (продукты интеллектуальной деятельности), создаваемые людьми и определяющие пути, на которых в социальных действиях индивиды реализуют свои интересы (Конт, М. Вебер, Сорокин).

О социальном аспекте эволюции человечества также надо сказать, что из всей совокупности факторов социальной эволюции, выделяемых учеными, большая часть сама подвержена влиянию интеллекта. В нижеприведенном списке курсивом отмечены факторы, которые порождаются деятельностью интеллекта в той или иной степени (курсив мой В.П.):

Демографический фактор

Спонтанные изменения естественной среды

Изменение внешней социальной среды

Немутационное варьирование сочетаний генов в генотипах особей популяции

Собственно мутации

Квазибиологические социокультурные мутации

Конфликт интересов

«Механизм развертывания потребностей»

Исследовательская активность

Самофункционирование социальных систем определенного типа[5].


Поэтому, учитывая непрерывное разнообразное влияние интеллекта на процесс антропогенеза, необходимо обратить внимание исследователей на схематичность градации процесса развития человечества на уровень биологической эволюции человека и на социальную эволюцию и предложить рассматривать именно общий процесс эволюции человечества и именно с точки зрения влияния интеллекта на процесс антропогенеза — как на биологическом уровне, так и на уровне общества. Данный акцент приобретает особенное значение в связи с лавинообразно нарастающим влиянием интеллекта на эволюционный процесс любого — пока в рамках планеты Земля — масштаба.

О механизме влияния интеллекта на эволюцию человечества можно в целом сказать следующее. Эволюции человечества присущи три типа механизмов: адаптационные механизмы, механизмы бифуркационного типа, механизмы обратной связи [3]. Акты интеллектуальной деятельности проявляют себя в адаптационных механизмах и механизмах обратной связи и, как следствие, воздействуют на эволюцию человечества (на биологическую и социальную составляющие).

Так как же именно интеллект человека вмешался в естественный отбор?

Сильнейшим интеллектуальным фактором, влиявшим и влияющим на эволюцию человека, является инновационная активность [4]. Технологии производства продуктов питания, политические, экономические и культурно-гуманитарные технологии, технологии здравоохранения и транспортировки — все это с древнейших времен достаточно сильно сказывалось на демографических процессах, что, очевидно, связано с естественным отбором. Особенную роль сыграло появление общественного типа поведения, а также нравственности и в последствии — гуманности. Наряду с инновационной деятельностью это было самое радикальное вмешательство интеллекта в процесс общественной и биологической эволюции.

Как следствие, например, в целом состояние физического здоровья людей за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием вышеуказанных факторов она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в.. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75—78 лет [6]. Также социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества и оставлять потомство.

В то же время, как мы увидим далее, интеллектуальное воздействие на эволюцию человечества (в основном через инновационную деятельность) подвело человечество вплотную к новому этапу его эволюции, в том числе — и эволюции человеческого тела.

По какому же принципу идет эволюция человечества теперь? Что нас ждет? Ответы на эти и многие другие вопросы ищет трансгуманизм — новейшее мировоззрение, ставящее во главу угла именно вопрос о влиянии интеллекта на эволюцию человечества: как на эволюцию самого человека, так и на эволюцию общества, если угодно эти два взаимопроникающие процесса разделять.

Слово «трансгуманизм» было введено известным гуманистом Джулианом Хаксли в 1957 году [7]. Трансгуманизм – это гуманистическая, основанная на осмыслении новейших достижений науки и техники доктрина, провозглашающая возможность и желательность фундаментальных изменений человеческой природы. Прежде всего — с использованием научных технологий, которые — как считают трансгуманисты — позволят ликвидировать старение, страдания и смерть и помогут значительно расширить физические и интеллектуальные возможности человека (www.transhumanism-russia.ru) . Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса, и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека.

Трансгуманисты считают, что человеческий вид не является завершением эволюции, что человек продолжит эволюционировать, совершенствоваться, но уже не в силу биологических законов или законов общественной эволюции, а благодаря научному знанию, То есть, трансгуманисты считают, что естественный отбор, в давние времена бывший преимущественно в биологической фазе, перешел 50–30 тысяч лет назад преимущественно в общественно-интеллектуальную фазу и сейчас переходит в фазу гармонии: биолого-общественно-интеллектуальную.

Что дает трансгуманистам право думать о наступлении нового этапа эволюции человечества? Как минимум — появление не существовавших ранее возможностей модификации человеческого организма.

Впервые в истории Земли отдельный вид млекопитающих — человек — достиг такого уровня развития, при котором он может влиять на ранее недоступное — свое тело. Сейчас достижения в этом направлении не слишком велики. Но в соответствие с научными прогнозами, уже через 20 – 30 лет новые сверхмощные технологии кардинально изменят нашу жизнь и самого человека. Недалёк день, когда современная геронтология, нано- и биотехнологии позволят людям жить очень долго, возможно, — неограниченно долго. С помощью новых технологий, в частности, технологии искусственного интеллекта , люди смогут кардинально усилить свои интеллектуальные и физические возможности. Молекулярная нанотехнология сделает возможным создание изобилия ресурсов для каждого человека.


Уже к настоящему моменту создан протез рук, управляемый мысленными(!) приказами, ведутся работы по оснащению таких протезов осязанием , созданы прототипы искусственных глаз. Несмотря на то, что эти работы ориентированы на помощь инвалидам, в перспективе разработки такого плана снимут зависимость людей от большей части их тел.

Также стремительно развивающиеся нанотехнологии способны совершить переворот в медицине, геронтологии, экологии, даже в космонавтике.

Генетика уже сейчас властно вторгается в жизнь, выращиваются накоторые органы человеческого тела, современная геронтология серьёзно нацелена на борьбу со старением и смертью Так, например, В.Н. Анисимов, профессор, президент Геронтологического общества РАН в книге "Эволюция концепций в геронтологии" пишет: "...необходимо будет осуществлять "перепроектировку" множества генов... при наличии необходимого количества биологических данных и мощных компьютеров решение такой задачи представляется вполне осуществимым. Если сохранится существующий темп прогресса в изучении механизмов старения, то правомерно ожидать получение в ближайшие 10-20 лет критически важных результатов в этой области. Представляется вполне обоснованным надеяться, что эффективная терапия старения может быть реализована уже во второй четверти XXI века, а в его второй половине появление методов, фактически дающих человеку "вечную молодость".

Какими видят трансгуманисты основные направления дальнейшего эволюционного развития человека? Сюжетов много. Рассмотрим одну из наименее удивительных возможностей, которые дарит нам грядущее — евгенику.


Стремление людей сохранить в неизменности свой род является здоровым консерватизмом и вполне понятно, но и в этой области многое может измениться. Компенсируя несовершенство механизма нашего воспроизводства, вот уже более ста лет в цивилизованных странах роды, представляющие потенциальную опасность, как для жизни матери, так и для ребенка, проходят в роддомах. Но, возможно, вскоре эмбрионы человека можно будет выращивать прямо в инкубаторе. По крайней мере, работы над созданием искусственной матки уже ведутся, и даже есть на этом пути некоторые успехи. В результате можно будет исключить родовые травмы, довольно частые сейчас, и выполнить требования, необходимые для рождения здорового потомства, поскольку многие патологии связаны именно с нарушениями идеальных для воспроизводства требований со стороны родителей (алкоголь, болезни, стрессы).

Клонирование также открывает новые возможности для воспроизведения наиболее удачных с генетической точки зрения индивидуумов. Сочетание этого метода с генной инженерией в не столь отдаленном будущем даст возможность создавать новых людей с заданными качествами, устраняя накапливающиеся генетические искажения и ведя планомерную работу по улучшению вида.

Можно ли считать эволюционным достижением человечество, каждый член которого идеально здоров и гениален? Без сомнения. Значение этого шага будет огромным. Но в то же время, как уже сказано, это — одна из наименее удивительных перспектив, отрываемых перед человечеством сверхтехнологиями будущего.

Важнейшим вопросом, который скоро встанет перед человечеством (и уже встает!) является увеличение продолжительности жизни, при этом — за счет удлинения периода молодости. Уже сейчас наименее консервативные геронтологи всего мира всерьез работают над этой проблемой. Решение ее кардинально изменит мир. Навсегда.

Но, возможно, люди не удовлетворятся только длинной (бесконечной длинной?) здоровой жизнью? Может быть, они захотят расширить иные свои возможности?

Человечество уже давно планомерно это делает, расширяя возможности восприятия и переработки информации и воздействия на окружающий мир: появляются различные новые приборы (радиотелескопы, спектрографы и т.п.), устройства (например, компьютеры), средства транспорта; человечество вышло в космос, изучает подводный мир... И прочее, и прочее...

Но все это – расширение возможностей человечества в целом, так сказать, – расширение периферийных возможностей человека, мало отражающееся на изменении физически неотъемлемых возможностей индивидуума.

В то же время, как уже сказано, разрабатываются средства, в той или иной мере берущие на себя функции человеческих органов и конечностей – протезы, которые в потенциале смогут функционировать лучше первоначального образца... И хотя и по одному, и по другому направлениям идет процесс расширения возможностей , человечество до сих пор все же не дерзало направить свою творческую энергию на кардинальное изменения человеческого тела.


Но час близится — и вот Билл Гейтс говорит, что технологический прогресс однажды сделает реальностью вживление компьютеров в тело человека. Это даст возможность слепым начать видеть, а глухим слышать – осторожно добавляет он. Думается, что о многих открывающихся в связи с этим возможностях расширения потенциала человека Билл Гейтс умолчал. Например, он вполне мог бы сказать: «Видеть лучше человека, видеть иначе, слышать то, что люди не слышат».

Эволюция ли это? Несомненно. Но не привычная: и не консервативно-биологическая, и не общественная. Мы на пороге нового периода эволюции человечества, когда выросший Интеллект способен — и уже это делает — используя взращенную им мощь цивилизации, преобразовать свою же биологическую основу в нечто иное. «Киборгизация» человека — такого еще не было. Не было — потому что время не пришло. Теперь пришло и, возможно, скоро кто-то предпочтет колеса традиционным ногам.

Обсуждается трансгуманистической общественностью не только вопрос о соединении мозга с компьютером, но даже переноса личности на компьютерный носитель. По некоторым прогнозам к 2020-му году появится компьютер, равный по мощности нашему мозгу. К 2030-му году станет возможным объединение мозга и компьютера. Примерно в 2035-2040 может быть осуществлена полная загрузка человеческого сознания в компьютер.[8]


Наши предки, ваши предки...Так куда же и с какой скоростью мы эволюционируем? Научные достижения последних двух десятилетий говорят о том, что человечество вплотную приблизилось к новой, технобиологической фазе эволюции, общие черты которой предвидеть чрезвычайно трудно. Есть даже некоторые основания предполагать, что через какое-то, не слишком долгое время, изменения, накапливаемые в мире, будут столь мощны, что мы сейчас принципиально не можем предполагать, каково будет грядущее развитие мира, что произойдет так называемая технологическая сингулярность — момент, после которого характеристики цивилизации невозможно предсказать.

В то же время есть мнение, что страх перед сингулярностью не имеет под собою достаточных оснований. И если мы сейчас, действительно, не можем достаточно убедительно предсказать, к каким последствиям через 30-50 лет приведет бурное развитие и взаимодействие, конвергенция новейших сверхтехнологий, то, возможно, по мере приближения этого срока контуры неясного будущего станут яснее. По крайней мере, в среде ученых уже бытует термин «управление бифуркацией».

Сейчас же мы можем наблюдать за современным состоянием научных и технических достижений, пытаться осмыслить изменения в мире и постараться, чтобы имеющиеся тенденции эволюции человечества сохраняли гуманистическую направленность в самом широком смысле слова.

Литература
Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
Stearns S. Human biology: An evolutionary and bicultural approach. New York : Oxford University Press, 2000.
Моисеев Н . Н . Человек и ноосфера . - М .: Молодая гвардия , 1990.
Коротаев А.В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны. - М.: КомКнига, 2005.
Коротаев А.В. Социальная эволюция. Факторы, закономерности, тенденции. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003.
Халтурина Д.А., Коротаев А. В. Российский демографический кризис: факторы, модели, пути решения. История и синергетика. Математическое моделирование социальной динамики. Сб. - М.: КомКнига, 2005.
Huxley, J. New Bottles for New Wine. - New York : Harper, 1957.
Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines. - Penguin (Non-Classics), 1999.
Презентация доклада
Доклад на данную тему был сделан на 8-м заседании семинара по трансгуманизму.

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz