НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Маковецкий Михаил

Религия

Религия (от лат. religare — быть соединённым с чем-то) — это мировоззренческая концепция, согласно которой реальной действительностью управляют некие иррациональные факторы. Такой иррациональный фактор принято называть Бог. Обычно эти факторы похожи на людей и внешне или, по крайней мере, поведением. Такая похожесть на людей называется антропоморфизмом. Ранние формы религиозного сознания характеризовались тем, что считали, что Богов много, каждый из них отвечает за что-то свое, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой напоминают взаимоотношения в человеческом обществе. Религиозные системы, которые считают, что Богов много, называют политеистическими (политеистические религиозные взгляды также принято называть "язычество"). Те же религии, которые считают, что Бог существует всего один, и сам всем управляет, называются монотеистическим. А та мировоззренческая система, которая считает, что Бога вообще нет, и все объясняется причинами рациональными, называется, соответственно, атеизмом.

Политеистические религии (язычество).
Тенденция объяснять реальные события вмешательством иррациональных сил появилась еще на заре человеческой цивилизации. Всякого рода боги и божки, человеко и звероподобные, злые и добрые, могущественные и не очень, по мнению приверженцев этих культов руководили всем происходящим. И, чтобы добиться их благосклонности, им надо делать подарки (приносить жертвы), их можно попросить или уговорить сделать что-то (то есть обратиться к ним с молитвой), их благосклонность можно заслужить, делая то, что они хотят (вести богоугодный образ жизни). Вершиной религиозного мировоззрения в рамках политеистической религии является религиозная система древней Греции, которую в дальнейшем переняли римляне. В этой религии существует многочисленный, но строго очерченный пантеон похожих на человека богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов, и внутри этого пантеона существует внутренняя иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события. Но, если быть последовательным сторонником мировоззренческой концепции, согласно которой реальной действительностью управляют некие иррациональные факторы, то неизбежно встанет вопрос: а кто же управляет и поведением всех этих многочисленных богов? Если и ими кто-то управляет, значит и над ними существует некий иррациональный фактор, некий единый бог богов. А если существует единый Бог, то многочисленные божки для объяснения реально происходящих явлений вообще не нужны. Они только лишний промежуточный механизм, мешающий пониманию истинных желаний единственного Бога. Таким образом, следующим этапом в развитии религиозного мировоззрения стал монотеизм (единобожие).

Монотеистические религии.
Впервые концепция единобожия была сформулирована в иудаизме. Главный пророк в иудаизме, Моисей ???, получил от Бога 10 заповедей на горе Синай. Дело было давнее, но эти десять моральных принципов легли в основу цивилизации, которую сегодня принято называть "европейской". Насколько это было давно, дает представление еврейский календарь. Вообще, любая монотеистическая религия основывает свой календарь, который начинается с ключевого, для данной религии, момента. Приведу календарные даты основных мировых религий: Иудаизм — 5765 год от Сотворения Мира, христианство — 2005 год от Рождества Христова, ислам — 1426 год Хиджры (по буддийскому календарю сейчас 2549 год эры Нирвана, но этой темы я не касаюсь).

Иудаизм возник не на пустом месте, а впитал в себя представления предшествующих религиозных концепций. В частности, иудаизм включал все стороны жизни человека. Иудей, это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду санитарно-гигиенических правил, который определят всю повседневную жизнь человека (кашрут). Хотя иудаизм обычно называют мировой религией, но мировой религией он не может стать по определению, так как переход в иудаизм требует полного отхода от прежней самоидентификации человека. Первой по настоящей мировой религией стало христианство.

Христианство, которое изначально возникло как секта внутри иудаизма, отделило собственно религию, от всех остальных, сопутствующих культурных факторов, и, таким образом, является следующим этапом развития религиозного мышления. Для христианства нет ни эллина, ни иудея, в том смысле, что христианство, в отличие от иудаизма, не интересует национальная принадлежность человека. И, естественно, его не интересует, что этот человек ест и пьет, поэтому и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута, в христианстве нет и быть не может. Взяв из иудаизма только саму мировоззренческую концепцию единобожия, христианство отбросило все, что не касается непосредственно религии, тем самым, сняв с верующего христианина множество ограничений.

Ислам возник внутри христианского мира. К седьмому веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря. И на территории Аравийского полуострова, где, собственно, и возник ислам, христианство так же было господствующей религией (живущие там бедуины приняли христианство в IV веке нашей эры), хотя там жили и язычники, и иудеи. Основатель мусульманской религии, пророк Мухаммед, создавая новую в VII веке нашей эры новую монотеистическую религию, воспринял опыт и иудаизма, и христианства. Собственно, и Моисей (Муса), и Иисус (Иса) являются пророками и для ислама. И само слово Аллах, это, собственно, арабская форма произношения ивритского слова Элохим, что в переводе означает Бог (а не имя Бога, как это неправильно указано во многих источниках). Чисто лингвистически слово Элохим означает «Боги», хотя и реально имеет значение "Бог" в единственном числе. (им) — это приставка, означающая множественное число мужского рода, поэтому в исламе она и отброшена, и, в результате, получился «Элох», в арабском произношении «Аллах». Из иудаизма в ислам частично перешли и нормы кашрута (обрезание, запрет на употребление свинины). И еще в исламе дополнительно введен строгий запрет на потребление спиртных напитков и жесточайшие нормы, направленные против внебрачных и добрачных половых связей. Но эти два обстоятельства являются отдельной темой, которая здесь не рассматривается. А из христианства ислам перенял пламенный интернационализм и сильнейшую тягу к миссионерству (иудаизм к миссионерству относится отрицательно), что, в конечном итоге, и привело к тому, что ислам стал мировой религией.



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк spm111@yandex.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»
Hosted by uCoz